ФИО

Мартынова Елена Владимировна | Чарушина Ирина Григорьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя литературы

СТАЖ РАБОТЫ

35 лет | 37 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка" КОГОАУ "Гимназия №1" 613046, Кировская обл., г.Кирово-Чепецк, пр.Мира, 52 (83361)5-40-93 – секретарь (83361)5-31-42 – директор

Социально-творческий проект был разработан и реализован творческим коллективом учителей и учащихся гимназии. Форма представления проекта – литературно-музыкальная композиция. Тема – трагическое и героическое прошлое и настоящее России.

Цель: воспитание чувства уважения и признательности к воинам, посвятившим жизнь служению Родины, укрепление преемственности поколений.

Мероприятие призвано повысить мотивацию учащихся к изучению истории, к чтению произведений гражданского звучания, способствовать формированию патриотических чувств гимназистов и развитию их творческого потенциала. Целевая аудиторияучащиеся 8-11 классов, родители, ветераны, учителя.

Ф.И.О. Мартынова Елена Владимировна

Чарушина Ирина Григорьевна

Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка»

КОГОАУ «Гимназия №1»

613046, Кировская обл., г.Кирово-Чепецк, пр.Мира, 52

(83361)5-40-93 – секретарь (83361)5-31-42 – директор

Должность Учителя литературы
Стаж работы Матынова Е.В. 35 лет

37 лет

Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Социально-творческий проект «Ради жизни на земле» как средство развития творческого потенциала детей, воспитания патриотических чувств и гражданской ответственности учащихся.

 

Ключевые слова Литература, социально-творческий проект, литературно-музыкальная композиция, сценарий
Аннотация (не больше 500 знаков) Социально-творческий проект был разработан и реализован творческим коллективом учителей и учащихся гимназии. Форма представления проекта – литературно-музыкальная композиция. Тема – трагическое и героическое прошлое и настоящее России.

Цель: воспитание чувства уважения и признательности к воинам, посвятившим жизнь служению Родины, укрепление преемственности поколений.

Мероприятие призвано повысить мотивацию учащихся к изучению истории, к чтению произведений гражданского звучания, способствовать формированию патриотических чувств гимназистов и развитию их творческого потенциала.

Целевая аудиторияучащиеся 8-11 классов, родители, ветераны, учителя.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект

 

 

Патриотическое воспитание. Недостаточное внимание школьников к сохранению памяти о героическом прошлом нашей страны. Трудность в понимании подростками сути современных военных событий.

Реализация патриотического воспитания только при достижении личностных результатов за счет приобретения необходимых знаний невозможна. Важен деятельностный подход к организации и проведению внеклассных мероприятий, создание условий для развития творческого потенциала детей.

Актуальность

 

 ФГОС требует от школы новых форм и методов гражданско-патриотического воспитания, соответствующих современным социально-педагогическим реалиям.

Источник чувства – пережитая эмоция, поэтому для воспитания чувства патриотизма нужны методы и формы работы, дающие возможность эмоционально прочувствовать, пережить и транслировать «чувства добрые» (любовь к Отечеству, гражданскую ответственность)

Представленный опыт работы поможет не только вовлечь учеников в социальную деятельность, но и объединить разные виды детского творчества и виды искусства.

Обращение к произведениям гражданского звучания, их творческая интерпретация на сцене призваны пробудить в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание; вызвать чувства гордости за воинов — защитников Отечества.

Социально-творческий проект позволяет познакомить учащихся с поэтами и писателями, произведения которых ребята фактически не читают, обратить внимание на многие исторические события, которыми гордится наша страна, что помогает формировать высоконравственную личность, любящую свою страну и свой народ.

Новизна 1. Деятельностный подход к подготовке и проведению литературно-музыкальной композиции на основе педагогической технологии — метода проектов.

2. Оригинальный сценарий мероприятия, составленный методом художественного монтажа и включающий:

— более 20 литературных произведений патриотического звучания, как классиков русской литературы, так и современных поэтов;

— документальные материалы, песни, музыкальное сопровождение, танец, театральные миниатюры;

— использование цифровых ресурсов – аудио, фото, видеоматериалов для визуалиазации, контрастности впечатлений, нарастания интереса и эмоций.

— оригинальные монтажные стыки материала, позволяющие более глубоко прочувствовать текст и патриотическую идею мероприятия.

Описание инновационного опыта

 

В проведении внеклассного мероприятия «Ради жизни на земле была использована педагогическая технология – метод проектов. Это позволило последовательно и продуктивно организовать деятельность учеников при подготовке и представлении мероприятия. К участию было привлечено более 60 учеников. Определены творческий группы (сценарная, актерская, вокальная, оформительская, техническая). Составлен сценарный план. Подготовлена компьютерная презентация.

Сценарий мероприятия состоит из пяти картин, отражающих разные тематические блоки, и финала. Лейтмотивом всей композиции является мысль о том, что нет ничего дороже Родины и ради жизни на земле на протяжении веков спасал и спасает русский воин мир от страданий жестокости и вандализма.

Первая картина («За землю Русскую…») посвящена героическим страницам истории России, отраженным в произведениях фольклора и «Слове о полку Игореве». Старшеклассники исполняют песню «Выйду я с конём…» (Муз. И. Матвиенко. Стихи А.Шаганова)

Вторая картина «Недаром помнит вся Россия…». Представлены значимые события славной история Отечества со времен Куликовской битвы до Отечественной войны 1812 года.

Звучат стихи А. Блока, А. Пушкина, А. Дыбина и др.; исполняется: романс «Генералам 12 года» (муз. А. Петрова, сл. М. Цветаевой) на фоне видеоряда из фильма по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»; инсценировка «В Лицее».

Третья картина «Строки, опаленные войной» посвящена Великой Отечественной войне.

Звучат стихи Е. Евтушенко, В.Фирсова, Д.Самойлова, М.Ножкина, С.Наровчатова, В. Радкевич, Е.Нефедова, А. Твардовского, В. Инбер, и др.

Материал школьного музея об учителях-участниках Великой Отечественной войны

Исполняются песни: «Враги сожгли родную хату!» (муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского), Б.Ш. Окуджава «Десятый наш десантный батальон», «Майский вальс» (композитор – И. Лученок, автор слов — М.Ясень)

Танец «Вальс победы»

Инсценировки: «Гармонь» из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», «Судьба человека» (по рассказу М.А. Шолохова)

Четвертая картина «Пока мы помним – мы живем» построена на основе стихотворения Натальи Рязановой «Забыл тебя синий Дунай» о современных кровавых событиях на Донбассе. Используются видеофрагменты из архива АКТВ «Письмо солдату», кадры документальной хроники.

Эту часть композиции ведут учителя. Завершается мероприятие общей финальной песней «Я внук того солдата…» (авторы Петр Помыткин и Дмитрий Павленко)

Продукт опыта / проекта Сценарий литературно – музыкальной композиции «Ради жизни на земле»

Проведение внеклассного мероприятия

Затруднения в реализации, риски Трудности вызывает большая загруженность учащихся, нехватка времени для заучивания текстов, для репетиций, подбор костюмов и другого реквизита.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Совместная работа учителей и учеников при составлении сценария, прослушивании и отборе музыкальных произведений, чтении стихов, разыгрывании сцен-эпизодов, оформлении сцены, продумывании костюмов и др. способствовала формированию потребности самим творить, видеть прекрасное, чувствовать свою ответственность за взятые на себя обязательства, сблизила учителей, учеников, родителей, создала прекрасные условия для самовыражения, самореализации каждого участника, способствовала сплочению коллектива, привлекла внимание школьников к сохранению памяти о героическом прошлом нашей страны, помогла понять суть современных военных событий.

Литературно – музыкальная композиция была высоко оценена старшеклассниками, учителями, ветеранами.

Публикации

по теме опыта

Сценарий литературно-музыкальной композиции “Ради жизни на земле”.

Образовательный портал https://infourok.ru

Образовательный портал https://www.prodlenka.org/

Экспертное заключение    Тема инновационного педагогического опыта «Социально-творческий проект «Ради жизни на земле» как средство развития творческого потенциала детей, воспитания патриотических чувств и гражданской ответственности учащихся» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов, приемов, технологий внеурочной деятельности, нацеленных на достижение личностных результатов.

В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор представляет комплекс организационно-педагогических условий, способствующих воспитанию патриотических чувств и гражданской ответственности обучающихся.

Применяемые педагогом технологии, методы, приемы и формы внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в ориентации педагогов на деятельностный подход при подготовке и проведении литературно-музыкальной композиции на основе проектной технологии. В инновационном опыте представлен оригинальный сценарий мероприятия, составленный при помощи метода художественного монтажа.

Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка сценария внеклассного мероприятия «Ради жизни на земле», включающего более 20 литературных и музыкальных произведений патриотического звучания, документальные материалы, театральные миниатюры.

Инновационный опыт, опубликованный на сайте infourok, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы педагогов в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Социально-творческий проект «Ради жизни на земле» как средство развития творческого потенциала детей, воспитания патриотических чувств и гражданской ответственности учащихся» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Литература

5_Методическая разработка_сценарий
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл