ФИО

Козлова Светлана Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

41 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

МКОУ «СОШ п. Дубровка» Белохолуницкого района Кировской области

Чтение рассматривается, как универсальное учебное действие, один из основных способов работы с информацией. В связи с этим, одним из главных средств обучения на уроке географии является учебник и карта. Чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию из текста учебника, карты, осмысливать ее, размышлять об увиденном и прочитанном, вот что является одной из задач формирования читательской грамотности обучающихся

ФИО, должность, ОО Козлова Светлана Николаевна,

учитель географии,

МКОУ «СОШ п. Дубровка» Белохолуницкого района Кировской области

Тема педагогического опыта Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках географии
Должность Учитель географии
Стаж работы 41 год
Ключевые слова География, функциональная грамотность
Аннотация Чтение рассматривается, как универсальное учебное действие, один из основных способов работы с информацией. В связи с этим, одним из главных средств обучения на уроке географии является учебник и карта. Чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию из текста учебника, карты, осмысливать ее, размышлять об увиденном и прочитанном, вот что является одной из задач формирования читательской грамотности обучающихся
Проблема,

на решение которой направлен опыт

Опыт направлен на решение проблемы смыслового чтения, а также на развитие умений и навыков работы с разными видами текстов
Описание опыта Для формирования читательской грамотности на уроках географии применяю следующие виды учебной деятельности, связанные с формированием у детей умений:

1) различать сплошные и несплошные тексты;

2) читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать ее);

3) «читать» географическую карту, определять особенности карты (тематику, территорию, масштаб), извлекать из нее информацию, применять ее;

4) переводить информацию в другие кодовые формы (составлять рассказы-характеристики объектов) на основе географической карты, строить графики, диаграммы на основе цифровых показателей (ход температуры воздуха, роста населения, составлять схемы, таблицы на основе текста или карты и др.);

5) самостоятельно создавать учебный текст по результатам проведенных исследований и наблюдений за объектами природы своей местности;

6) оценивать предлагаемые и созданные тексты.

Для формирования читательской грамотности использую приемы из технологий смыслового чтения, критического мышления, проблемного изложения материала.

Проиллюстрирую примерами формирование читательской грамотности на уроках географии (5–8 кл.) с использованием учебника под. ред. А. И. Алексеева («Полярная звезда»).

– Прочитайте текст и сформулируйте вопросы по теме урока. При работе с текстом учу детей задавать «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие односложного ответа, «Толстые» вопросы – это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать: Объясните, почему…? Почему, вы так думаете? В чем различие?

 

Прием восстановление текста после изучения темы.

Пример:

Море – это часть океана, отделенная от него ____________ и ____________, отличающаяся от океана _________________ и ___________. Залив — это часть _________ пространства, ____________ вдающаяся в ____________.

 

Для обобщения изученного материала применяю прием синквейна (синтез материала, изложение материала в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях).

Например: река; широкая, полноводная; протекает, восхищает, изменяется, удивительный водный объект России; водная артерия.

Решаем проблемные вопросы через нахождение в тексте необходимой информации. Пример: проблемы рационального использования природных ресурсов Кировской области, проблемы демографии и занятости населения Кировской области.

Очень часто использую прием преобразования текстовой информации в другие формы. Здесь необходимо «свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы, проанализировать и сделать вывод. Предлагаю памятку для обучающихся по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.

1.                 Прочитайте текст.

2.                 Проанализируйте, что является главным «действующим» лицом в тексте: что именно описывается:
(объект (объекты) или процесс (процессы).

3.                 Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов-граф могут быть слова «название, состав, структура, особенности».

4.                 Если в тексте идет речь о процессе, то столбцы могут содержать следующую информацию: например, название процесса, условие процесса, механизм процесса, результат процесса, значение процесса.

5.                 Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трех столбцов.
В 5–6 классах детям предлагаем признаки для сравнивания, в 7 классе корректируем названные обучающимися признаки, а в 8–9 классах ребята самостоятельно определяют признаки для сравнения, например:

 

Название Сходство Различие
Циклон Атмосферный вихрь Низкое давление
Антициклон Атмосферный вихрь Высокое давление

 

При изучении темы в 5 классе «Географические координаты» предлагаю ученикам выполнить задание «Географический адрес моего населенного пункта» заполните в тетради таблицу.

 

 

1. На каком материке находится
2. Государство
3. Регион
4. Географические координаты
5. В каком направлении от Москвы находится
6. Какое расстояние от Москвы, в км

 

Прием «установите соответствие»:

1) Земная кора  А) в переводе на русский язык означает «покрывало»

2) Мантия   Б) Толщина от 5 до 80 км

3) Ядро  В) основной элемент
состава – железо.

 

Прием «какие утверждения верны?»:

А. Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием внешних сил.

Б. Смена температуры, действия воды, ветра разрушают горные породы.

1) Верно только А; 2) Верно только Б; 3) Оба верны; 4) Оба неверны.

 

Прием «закончите предложение»:

Полезные ископаемые – это……

Земная кора – это…

Прием составления заданий на «опережение времени», т. е. направленных на развитие логики и фантазии одновременно. Например, «Предположите, что будет с тем или иным географическим объектом через 100 лет»

Результат использования опыта в практике работы Таким образом, сформированная читательская грамотность необходима обучающимся не только для успешного обучения, но и для выполнения оценочных процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
Публикации

по теме опыта

         Поиск и освоение современных методик и практик достижения образовательных результатов : Осенняя конференция по реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО (Киров, 30 ноября 2023 года) : Сборник материалов / Сост. Н. В. Носова ; Авторский коллектив ; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2023. – 219 с. (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).
Экспертное заключение Опыт работы педагога является актуальным, так формирование читательской грамотности обучающихся является одним из достижений метапредметного результата обновленного ФГОС общего образвания. Представленные приемы формирования читательской грамотности возможно использовать учителям в преподавании разных учебных предметов.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Общественно-научные предметы

Экспертное заключение
Скачать файл