ФИО

Краснопёрова Наталья Леонидовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель биологии, химии

СТАЖ РАБОТЫ

31 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

МКОУ СОШ с УИОП им. В.И. Десяткова г. Белая Холуница Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов им.В.И. Десяткова г. Белая Холуница Кировской области 613200 Кировская область г. Белая Холуница ул. Ленина д.2 8-953-940-65-92 krasnoperowa.natalja@yandex.ru

Технология развития критического мышления позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Основные тенденции совершенствования образовательной технологии характеризуются переходом обучения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий.

Ф.И.О. Краснопёрова Наталья Леонидовна
Организация МКОУ СОШ с УИОП им. В.И. Десяткова г. Белая Холуница

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов им.В.И. Десяткова г. Белая Холуница Кировской области

613200 Кировская область г. Белая Холуница ул. Ленина д.2

8-953-940-65-92

krasnoperowa.natalja@yandex.ru

Должность Учитель биологии, химии
Стаж работы 31 год
Тема инновационного педагогического опыта Развитие критического мышления обучающихся на уроках биологии
Ключевые слова Вызов, осмысление, рефлексия, критическое мышление
Аннотация (не больше 500 знаков) Технология развития критического мышления позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Основные тенденции совершенствования образовательной технологии характеризуются переходом обучения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Система образования призвана развивать критическое мышление, направлять обучающихся на овладение творческими способами решения жизненных проблем, на самообразование и самовоспитания.
Актуальность Необходимость формирования критического мышления у обучающихся обусловлена следующими причинами:

1.В условиях неограниченного доступа к информации важно уметь ориентироваться в ней и уметь различать главное и второстепенное;

2.В связи с всё возрастающими объёмами изучаемого материала при неизменности временных ресурсов, затрачиваемых на изучение дисциплины, необходимо развивать познавательную потребность, которая будет способствовать улучшению результатов обучения.

Новизна Элементы новизны содержатся в приёмах работы с учащимися на каждом этапе урока. Эффективное сочетание приёмов технологии критического мышления «Корзина идей», «З-Х-У»,  «Мозговой штурм», «Веер», «Толстые и тонкие вопросы», «Бортовой журнал», Инсерт», «Кластер», «Фишбоун», «Эссе», «Синквейн», «Резюме», «Шесть шляп мышления» и др. способствует формированию ключевых компетенций на уроках биологии:

1.Образовательная (формирует знания).

2.Учебно-познавательная (приобретаются умения и навыки индивидуальной работы и работы в группе, умение определять цели и задачи).

3.Информационно-коммуникативная (интеллектуальные умения, поиск, анализ, отбор информации, ее передача в процессе взаимодействия в группе).

4.Общекультурная (научная картина мира, достижения науки, осознание роли науки биологии в жизни человека, ее влияние на мир).

5.Социально-трудовая (овладение различными социальными ролями в коллективе: роль учителя, ученика, специалиста, взаимодействие друг с другом).

6.Ценностно-смысловая (новый взгляд на знакомые вещи, выбор индивидуальной образовательной территории, профессии).

7.Личностного самоопределения (знания о человеке вообще и о своих возможностях и способностях, здоровый образ жизни, половая грамотность, экологическая культура).

Описание инновационного опыта Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, анализа и применения полученных знаний к решению стандартных и нестандартных задач. Понятие «критическое мышление» объединяет такие понятия как «абстрактно-логическое мышление», «аналитическое», «творческое», «наглядно-действенное», «наглядно-образное мышление».

В отличие от креативного мышления, структуру которого можно обозначить как «анализ предыдущего опыта – переосмысление – нестандартное решение», критическое мышление как раз и направлено на наращивание «предыдущего опыта» и его принятие, т.е. осмысление. Без осмысления знания не становятся умениями и не могут в дальнейшем применяться.

Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляют три стадии: «вызов – осмысление – рефлексия». Это создает основу для продуктивного и непрерывного процесса познания. Данная технология универсальна и может применяться на занятиях любого предметного цикла.

ВЫЗОВ «Люди с желанием и эффективно делают то, что сами хотят делать, а не то, что им приказывают».

Значение стадии вызова:

1.Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации)..

2.Происходит активизация обучаемого. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.

3.Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы.

ОСМЫСЛЕНИЕ «Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!»

Значение стадии осмысления:

1.Главная задача — поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.

2.Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.

3. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез.

РЕФЛЕКСИЯ

«Образование — это то, что останется, когда забудется все заученное».

Значение стадии рефлексии:

1.Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.

2.Идет рефлексия своего процесса учения.

3.Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.

4.Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

Все этапы технологии КМ не обязательно имеют место на од­ном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важ­но, чтобы цикл «вызов — осмысление содержания — ­рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов».

Использование технологии развития критического мышления в курсе биологии наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты.

Продукт опыта / проекта Модель урока: «Неклеточные формы жизни. Вирусы» (10 класс).

Статья «Развития критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности»

Презентация: «Мастер класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии»

Затруднения в реализации, риски Технология развития критического мышления предполагает активную позицию учащегося в процессе обучения. Данная технология энергозатратна.

Вторая проблема, с которой сталкиваются дети и педагоги: удержание внимания при работе с большим текстом. Под воздействием постоянного информационного потока, человек приучается быстро перескакивать с одного сообщения на другое, в поиске «интересной темы». Если первые два предложения не заинтересовали, возникает сильное желание переключиться на что-то другое. Учебная и научная литература – это не развлекательный контент. Требуется серьезное развитие навыка произвольного включения и удержания внимания. Если все время поступает только краткая информация, то критичность мышления снижается.

Таким образом, чтобы обучение современных детей проходило успешно, необходимо учитывать эти особенности, использовать разные методы и переключать внимание учащихся с одного вида деятельности на другой, но потом снова возвращать их к работе с текстом. Поэтому требуется последовательная и ступенчатая система обучения работе с текстовой информацией, от простого к сложному. Деление большого объема на составные части. Постоянное возвращение к пройденному материалу и добавление к нему нового.

Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

Систематическое применение приёмов технологии критического мышления на уроках биологии способствует повышению качества знаний учащихся (2021-2022 уч.год – 68%, 2022-2023 уч. год – 73%), успешному сдачи ОГЭ (в 2021-2022 уч. год средний балл 4,5 ) и ЕГЭ (средний балл 86 б), высокому уровню участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (2022-2023 уч. год – победитель среди 7 классов и призёр среди 11 классов).

Повышение познавательного интереса обучающихся, осмысленное понимание ими значимости собственного образования.

Публикации

по теме опыта

Краснопёрова Н.Л. «Развития критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности»

[Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/statya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-uchashihsya-na-urokah-biologii-kak-sredstvo-uspeshnoj-samorealizacii-lichnosti-6689582.html

Экспертное заключение Представленный опыт работы по развитию критического мышления обучающихся является актуальным в условиях введения обновленных ФГОС и может быть использован учителями – предметниками.
Ф.И.О. эксперта Носова Н.В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика Обучение

Естественно-научные предметы

Мастер класс Использование приёмов технологии критического мышления
Скачать файл
Технологическая карта урока
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл