ФИО

Лукьянова Ирина Сергеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель истории и обществознания

СТАЖ РАБОТЫ

12 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» города Кирова. 610020, Кировская обл., г.Киров, ул. Труда, 67А. Тел. (8332)64-52-46 E-mail: school-k14@mail.ru

Целью проекта является повышение познавательного интереса старшеклассников к изучению обществознания с помощью сборника кейсов «Из старой реальности в новую нормальность».  Сборник содержит 10 кейсов, в основе которых лежат актуальные проблемные ситуации из жизни нашей страны в последние годы.  Выполняя задания, учащиеся лучше начнут разбираться в том, что происходит в стране и мире, осознавать свою социальную ответственность. Апробация доказала достоверность повышения уровня познавательного интереса при использовании сборника кейсов.  Учителя, используя его,  смогут  способствовать формированию интереса обучающихся к изучению обществознания и  их дальнейшему саморазвитию

Ф.И.О. Лукьянова Ирина Сергеевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» города Кирова.
610020, Кировская обл., г.Киров, ул. Труда, 67А. Тел. (8332)64-52-46

E-mail: school-k14@mail.ru

Должность Учитель истории и обществознания
Стаж работы 12 лет
Тема инновационного педагогического опыта/проекта Применение сборника кейсов «Из старой реальности в новую нормальность»  для повышения познавательного интереса старшеклассников к изучению обществознания.

 

Ключевые слова  кейс, обществознание, право, политика, познавательный интерес
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В последние годы среди причин снижения внутренней мотивации  подростков к учебной деятельности родители и учащиеся все чаще называют отсутствие связи между знаниями, которые дети получают в школе и реальной жизнью.
Школьный предмет «Обществознание» обладает огромным потенциалом для того, чтобы не только вызвать у учащихся интерес к жизни общества и государства и изучению закономерностей их развития, но и сформировать социально ответственную личность. Для этого нужно дать возможность учащимся 10-11 классов обсуждать проблемы современной России и сделать урок интерактивным с помощью кейс-технологии.
Актуальность Обсуждение старшеклассниками актуальных проблем современной России помогает преодолеть разрыв между школой и жизнью. Школьники начинают понимать как использовать имеющиеся теоретические знания для анализа информации и принятия решений в современных условиях, что стимулирует познавательную активность старших подростков к изучению школьного предмета «Обществознание».
Повышается гражданская активность будущих избирателей, осознающих, что проблемы страны им близки и понятны. Учащиеся стремятся здесь и сейчас принять участие в решении социально значимых проблем.
Обсуждение современного состояния российского общества на конкретных примерах, нахождение путей выхода из сложных ситуаций,  помогает подросткам снизить уровень страха перед будущим.
Новизна Существуют разработанные разными авторами кейсы по обществознанию. Но использование данных кейсов не решает поставленную проблему и не может значительно повысить интерес старшеклассников к обществознанию потому что эти кейсы описывают ситуации, возникшие в обществе еще до рождения этих старшеклассников, и для них они уже не актуальны. Ситуации, которые представлены в сборнике соответствуют реальности в которой мы живем, они сложились не более 3 лет назад.
Описание инновационного опыта учителя

 

Целью образовательного ресурса является повышение познавательного интереса у учащихся 10-11 классов на уроках обществознания с помощью сборника кейсов по актуальным проблемам российской современности.
Сборник состоит из десяти кейсов, пять кейсов по модулю «Политика» и пять кейсов по модулю «Право». Все они отражают реальные жизненные ситуации. Каждый кейс имеет название, цель, текст,  источник, который служил опорой для его написания (статья, сайт), и задания к нему (от 5 до 7). Для каждого кейса определено место в учебном плане.
Модуль «Право»
Кейс 1. «Фейковая бомба!»
Кейс 2.  «Мама заплатит!»
Кейс 3. «Хочешь жениться — умей и правильно брачный договор оформлять!»
Кейс 4. «QR-код не приговор или как совершить глупое преступление.»
Кейс 5. «Работа не волк-в лес не убежит!»

Модуль «Политика»
Кейс 1. «Дворец для Путина»

Кейс 2. «Выбираем вместе»

Кейс 3. «Идеология здорового консерватизма»

Кейс 4. «Политическое распутье»

Кейс 5.  «Страсти по «короне»
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным интерактивным методам обучения. Он занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. Данный метод позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога, и создавать ситуацию успеха для всех участников.

Учащиеся получают от учителя комплект документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути ее решения или вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации.
Алгоритм работы с кейсом на уроке:
1. Анализ ситуации, предложенной в кейсе, выявление проблемы.
2. Выработка альтернатив действия в данной ситуации.
3. Презентация своего решения.
4. Выбор наиболее подходящего решения в ходе общей дискуссии.
5. Подведение итогов, рефлексия.
Учитель может использовать кейсы из сборника на разных стадиях обучения: в качестве индукторов в начале изучения темы, для организации самостоятельной работы учащихся в процессе урока или на завершающем этапе для закрепления знаний. Разбор кейсов на уроке может быть как групповым, так и индивидуальным. Кейсы могут быть использованы при организации дистанционного обучения. В этом случае учащимся можно предложить самостоятельно выполнить задания кейсов и представить результаты в письменном виде.

Продукт опыта / проекта Из старой реальности в новую нормальность: сборник кейсов по обществознанию для учащихся 10-11 классов
Затруднения в реализации, риски Календарно-тематическое планирование должно быть составлено в начале учебного года с учетом использования кейс-технологии. На работу с каждым кейсом необходимо отводить не менее 20-30 минут урока, в зависимости от уровня подготовленности класса. Для получения результата (повышение познавательного интереса) организовывать работу с кейсами нужно 3-4 раза в четверть.
Деятельность учащихся при работе с кейсами необходимо алгоритмизировать, чтобы они могли придти к решению проблемы самостоятельно. Чаще всего учащиеся ждут, что учитель подскажет им вариант решения проблемы кейса.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Апробация  была проведена на базе 11А класса (28 человек) МБОУ СОШ №14 г.Кирова.
При разработке диагностического теста использован следующий источник: Ненахова Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.// Наука и школа. — 2014. — № 2. — С. 207-211.
Гипотеза апробации: Преобладание сдвига в сторону повышения уровня познавательного интереса является значимым.
Характеристика полученных результатов с использованием G-критерия знаков показала следующий результат: G-эмп < G-кр.
Следовательно, экспериментальная гипотеза подтверждается. Значит преобладание сдвига в сторону повышения уровня познавательного интереса является достоверным.

Использование сборника кейсов позволяет организовать эффективную групповую работу, непринужденно стимулирует старшеклассников к самостоятельному поиску и анализу недостающей информации.
Метапредметные показатели: Овладение навыками критического мышления, генерации альтернативных решений,  решения практических задач, анализа предложенного материала, сотрудничества внутри группы и между группами, ведения дискуссии. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, защищать собственную точку зрения, прогнозировать последствия событий и явлений.

Личностные изменения: Повышение познавательного интереса к изучению обществознания, к самообразованию. Понимание ценности сотрудничества при решении важных вопросов.  Повышение уровня социальной активности и уважения к  закону и правопорядку, осознание ответственности перед семьей, обществом, государством и человечеством. Развитие умений слушать других и контролировать себя.
Показателем эффективности работы со сборником для личностного роста стал выбор старшеклассниками социально значимых тем для групповых проектов. Ими был снят видеоролик «Уличные бродяги» о кировском приюте для собак; напечатан буклет «Карта сокровищ», который содержит схему мусорных площадок, чтобы жители Кирова могли быстро найти ближайшее место у дома для выброса отходов; разработана компьютерная игра «TRASH» для учащихся начальной школы, которая обучает ребят раздельному сбору мусора и т.д.

Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

 

Статья из сборника

Лукьянова И. С., Миронина В. А., Горев М. А. «Из старой реальности в новую нормальность»: сборник кейсов по обществознанию для учащихся 10–11-х классов [Электронный ресурс] // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 5. – Электрон. текст. дан. (12,3 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). DOI: 10.52376/978-5-907541-45-0

 

Экспертное заключение Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».

Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО

Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Составляющие образования Обучение
07 Описание
Скачать файл
Sbornik_keysov
Скачать файл