ФИО

Подлевских Елена Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель химии

СТАЖ РАБОТЫ

28 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова Адрес: 610017 г. Киров, Октябрьский проспект, 129; тел. 54-84-83; 54-86-54 E-mail: sch37@kirovedu.ru

В условиях огромного информационного потока, низкой учебной мотивации, неспособности отдельных учащихся к самоорганизации, большой учебной нагрузки трудно добиться от учащихся высокого качества знаний и потребности в личностном самосовершенствовании.

Изменения в учебном процессе заключаются во взаимосвязи учителя и учеников, вовлечение их в самостоятельное решение поставленной проблемы. Средствами, в такой ситуации, становится проведение эксперимента приближенного к решению повседневных задач человека, ситуационных задач. При решении подобных задач у школьников развивается познавательный интерес к предмету.

При решении возникающих проблем в учебном процессе использование всех доступных современных способов нахождения информации. Учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети стали активными участниками, а не пассивными слушателями. Данному требованию способствует использование приёмов таких педагогических технологий, как: технология личностно-ориентированного обучения, технология разноуровневого обучения, ТРКМ, технология проблемного обучения, исследовательский метод обучения, технология проектного обучения, ИКТ-технологии, технология развивающего обучения.

Ф.И.О. Подлевских Елена Владимировна
Организация Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова

Адрес: 610017 г. Киров, Октябрьский проспект, 129; тел. 54-84-83; 54-86-54

E-mail: sch37@kirovedu.ru

Должность Учитель химии
Стаж работы 28 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Применение практико-ориентированных заданий для достижения образовательных результатов на уроках химии.
Ключевые слова Познавательный интерес, Деятельностный подход в обучении, Практическая деятельность, Проблемные вопросы,
Аннотация (не больше 500 знаков) В условиях огромного информационного потока, низкой учебной мотивации, неспособности отдельных учащихся к самоорганизации, большой учебной нагрузки трудно добиться от учащихся высокого качества знаний и потребности в личностном самосовершенствовании.

Изменения в учебном процессе заключаются во взаимосвязи учителя и учеников, вовлечение их в самостоятельное решение поставленной проблемы. Средствами, в такой ситуации, становится проведение эксперимента приближенного к решению повседневных задач человека, ситуационных задач. При решении подобных задач у школьников развивается познавательный интерес к предмету.

При решении возникающих проблем в учебном процессе использование всех доступных современных способов нахождения информации.

Учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети стали активными участниками, а не пассивными слушателями. Данному требованию способствует использование приёмов таких педагогических технологий, как: технология личностно-ориентированного обучения, технология разноуровневого обучения, ТРКМ, технология проблемного обучения, исследовательский метод обучения, технология проектного обучения, ИКТ-технологии, технология развивающего обучения.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Введение в сферу образования стандартов нового поколения мотивирует учителя искать новые эффективные приемы и методы передачи информации школьникам на уроках химии. С учетом требований ФГОС, ученики, в большей степени, должны уметь находить информацию, а не получать ее в готовом виде.

Необходимо формирование у них ключевых компетентностей, развития универсальных учебных действий. Для решения проблемы повышения мотивации к обучению недостаточно применения в учебном процессе лишь традиционных средств и методов. В ФГОС прописаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, одним из которых являются метапредметные результаты.

Решить эти задачи можно реализуя в обучении системно-деятельностный подход, обеспечивающий вовлечение школьников в активную учебно-познавательную деятельность, способствующую развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению мотивации к познанию нового, формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Актуальность Стандарт направлен на обеспечении духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; ориентирован на становление в процессе обучения и воспитания личностных характеристик выпускника.

Химическое образование необходимо для создания у школьников отчётливых представлений о роли химии в жизни человечества: решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем. Применяя на уроках задания привязанные к жизненным ситуациям, повышается уровень химической грамотности учеников.

Новизна Новизна заключается в систематическом использовании разного рода химического эксперимента, индивидуальных заданий, вопросов, связанных с жизненной ситуацией для решения проблемы мотивационного характера на уроках химии, создание учениками своего личного учебного продукта.
Описание инновационного опыта Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии в условиях введения ФГОС — одна из основных задач, которую приходится решать учителю в современной школе. Я в своей работе применяю следующие приемы:

1. Для соотношения новой информации с системой прежних знаний провожу на уроках работу с обобщающими таблицами. Например, изучая тему „Ароматические углеводороды» в 10 классе, составляем таблицу, с помощью которой, пользуясь приемом сравнения, объясняем изменение свойств бензола и толуола. Или в 9 классе при изучении темы «Оксиды углерода» составляем таблицу, с помощью которой даем сравнительную характеристику. Одним из путей развития познавательного интереса я вижу использование на обобщающем уроке различных видов знаний типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению определенных химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов.

2. В химии очень много уроков, связанных с решением задач. Учу ребят решать задачи по алгоритму и самим его составлять. Например, в 8 классе все задачи по теме „Расчеты по уравнениям химических реакций» учащиеся решают по алгоритму. Считаю, что даже в слабых классах виден неплохой результат, особое внимание уделяю решению качественных задач, где ребята учатся мыслить и применять знания на практике.

3. Самостоятельно найденный ответ – это маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, победа, придающая уверенность в своих возможностях, победа, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Чем больше задач и упражнений будет иметь учитель по теме каждого урока, тем лучше он сможет организовать самостоятельную работу учащихся. Многовариантные карточки содействуют повышению активности учащихся на уроках, удобны в обращении и позволяют рационально использовать учебное время. Важно, что при работе по многовариантным карточкам была задействована вся аудитория. Контроль знаний осуществляется по индивидуальным вариантам, но по единой схеме. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения. Мной созданы комплекты данных заданий по некоторым темам, которые я использую на уроке в качестве проверки пройденного материала или домашнего задания.

4. Для того, чтобы у ученика была достаточность опорных знаний, без которых он не может продвинуться в учении, использую работу с опорными конспектами.

Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах. Например, конспект по теме „Чугун и сталь» можно использовать в 9 и 11 классах.

5. На своих уроках использую элементы занимательности — одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Например:

Чтение лекции сопровождаю необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомлю учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков.

6. Как правило, в ходе урока я создаю проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос — это прием, при помощи которого мне удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.

7. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

8. На уроках-практикумах широко использую самостоятельный учебный эксперимент, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера, убедиться в значимости химии как науки в жизненных ситуациях.

9.Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач.

Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения.

Продукт опыта / проекта Разработки уроков с применением практико-ориентированных заданий.
Затруднения в реализации, риски В условиях огромного информационного потока, низкой учебной мотивации, неспособности отдельных учащихся к самоорганизации, большой учебной нагрузки трудно добиться от обучающихсч высокого качества знаний и потребности в личностном самосовершенствовании.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Предметные результаты:

100% уровень освоения обучающимися Федеральных государственных образовательных стандартов по химии. Положительная динамика результатов мониторинга учебных достижений обучающихся по предмету на начало и конец учебного года. Средняя отметка и качество знаний по предмету за последние годы находится на уровне средне-областного показателя или превышает его. За последние годы мной подготовлен победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии; победители и призеры конкурсов на различных уровнях. Увеличилась доля обучающихся, участвующих во внеурочной деятельности по предмету.

Метапредметные результаты:

Активное участие школьников как субъектов учебной деятельности в образовательном процессе; освоение ими межпредметных понятий и УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных); умелая и результативная работа с различными источниками информации; развитие исследовательских умений и навыков.

Личностные результаты:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности обучающихся, повышение интереса к предмету, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Публикации

по теме опыта

Сайт «Мультиурок» — описание инновационного опыта учителя химии по теме «Развитие познавательного интереса на уроках химии через практико-ориентированную деятельность».

https://multiurok.ru/files/opisanie-opyta-uchitelia.html.

Экспертное заключение Тема педагогического опыта является актуальной, так как практико-ориентированные задания способствуют реализации системно-деятельностного подхода и направлены на достижение образовательных результатов обучающихся на уроках химии.

Опыт может быть применен другими педагогами общеобразовательных организаций в своей профессиональной деятельности.

Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Естественно-научные предметы

Материалы
Скачать файл
Экспертное заключение на педагогический опыт
Скачать файл