ФИО

Котрехова Елена Алексеевна / Чернятьева Инна Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

Котрехова Елена Алексеевна - 36 лет / Чернятьева Инна Николаевна - 34 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №5 города Котельнича Кировской области МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Котельнича Кировской области г. Котельнич Кировская обл., ул.Школьная, д. 2, контактный телефон 8-(833-42)-4-74-20 , е-mail: dov.62@mail.ru

В статье представлены интерактивные задания для использования на уроках родного языка (русского). Интерактивные задания развивают познавательную активность, которая, в свою очередь, являются одним из самых важных мотивов в образовательном процессе. Опыт может быть применён в урочной по предмету «Родной язык (русский)» и ориентирован на организацию учебного процесса и внеурочной деятельности в направлении широкого использования интерактивных заданий педагогами, так как в условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной деятельности обучающихся актуальна.

Ф.И.О. Котрехова Елена Алексеевна

Чернятьева Инна Николаевна

Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №5 города Котельнича Кировской области

МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Котельнича Кировской области

г. Котельнич Кировская обл., ул.Школьная, д. 2, контактный телефон 8-(833-42)-4-74-20 , е-mail: dov.62@mail.ru

Должность Учителя начальных классов
Стаж работы Котрехова Елена Алексеевна — 36 лет

Чернятьева Инна Николаевна — 34 года

Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Использование интерактивных заданий на уроках родного русского языка как средство развития познавательного интереса младших школьников»
Ключевые слова Родной русский язык, урок, интерактивные задания,
плакат, учебник, познавательный интерес.
Аннотация (не больше 500 знаков) В статье представлены интерактивные задания для использования на уроках родного языка (русского). Интерактивные задания развивают познавательную активность, которая, в свою очередь, являются одним из самых важных мотивов в образовательном процессе. Опыт может быть применён в урочной по предмету «Родной язык (русский)» и ориентирован на организацию учебного процесса и внеурочной деятельности в направлении широкого использования интерактивных заданий педагогами, так как в условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной деятельности обучающихся актуальна.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Формирование познавательного интереса к изучению родного языка – это по-прежнему один из основных вопросов преподавания предмета. В связи с этим актуальной становится проблема поиска новых приёмов формирующих познавательный интерес младших школьников к изучению родного языка.
Актуальность Главное предназначение учебного предмета «Родной язык (русский)» – формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него – к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Учебник «Русский родной язык» (авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А.) по которому осваивается программа Родной язык (русский), отличается глубокой погруженностью в язык, наполненностью интересными фактами и литературными примерами. А большие по объему тексты, обилие слов, не входящих в активный и пассивный словарь учащихся, формулировка заданий в обратной форме подразумевают творческий уровень освоения материала. Но имеющиеся препятствия — это стимул для педагога поиска новых приёмов, формирующих познавательный интерес младших школьников к изучению родного языка.

Применение информационных технологий на уроках родного языка позволяет нам не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету.

Новизна Использование интерактивных заданий, направленных на развитие познавательного интереса, обогатит процесс изучению предмета «Родной язык (русский)», что способствует эффективности процесса обучения, воспитанию ценностного отношения к родному языку и вовлечёт учащихся в продуктивную деятельность глубокого изучения предмета.
Описание инновационного опыта Формирование познавательного интереса к изучению родного языка – это по-прежнему один из основных вопросов преподавания предмета. Важно формировать сознание того, что через родную речь учащиеся узнают национальную жизнь, приобщаются к культурному наследию народа, и тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого и естественного. А развитие познавательного интереса у обучающихся уровня начального общего образования создает условия для формирования универсальных учебных действий, которые необходимы для дальнейшей социализации на новом уровне образования в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Педагогическая идея: создание условий для развития познавательных способностей учащихся в преподавании родного языка (русского) посредством использования интерактивных методов обучения организации учебной деятельности.

Цель педагогического опыта: развитие познавательной интереса младших школьников через использование интерактивных заданий на уроках родного языка (русского).

Задачи:

1) способствовать формированию обучающихся желания и умения учиться;

2) учить обучающихся самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить;

3) учить обучающихся находить нужную информацию, отбирать, анализировать, сравнивать факты.

 

Пошаговое описание реализации практики

o Разработка заданий в разных сервисах, к разделу «Русский язык: Прошлое и настоящее».

o Апробация заданий на уроках родного языка в 1-х, 2- х классах.

o Создание сборника ссылок интерактивные заданий к разделу «Русский язык: Прошлое и настоящее» для 1-х, 2-х классов.

o Обобщение и представление опыта работы педагогической общественности (ШМО — Р(Г)МО — ОМО).

o Формирование творческой группы педагогов Западного образовательного округа «Хочу научиться» для обучения создания пазл, онлайн — тестов и кроссвордов, интерактивных задания на learningapps.org, ребусов, облаков слов, интерактивных плакатов, т.е. умение создать свои авторские работы.

o Применение разработанных интерактивных заданий в практике проведения уроков литературного чтения.

o Применение разработанных интерактивных заданий в практике реализации трека «Орленок – хранитель истории» программы внеурочной деятельности «Орлята России»

 

Характеристика подходов, форм и методов работы, использовавшихся в ходе реализации практики

o Перемена. Ребятам предлагается сложить пазлы созданные с помощью сервиса Jigsaw Planet. Полученная картинка является продолжением урока, где ученики формулируют тему урока, объяснив ее смысл и ставят перед собой цели.

o Для создания заданий используется в практике сервис learningapps.org . С данным сервисом познакомились участвуя с классом в межрегиональных сетевых проектах «Путешествие в Ремеслоград», «Веселые науки», «Долой телевизор! Да здравствует книга», «Путешествие в Книгоград». Интерактивные задания представлены в виде кроссвордов, филвордов, пазлов, интерактивных игр.

o В педагогической практике широко применяем сервис Online Test Pad, с помощью которого созданы тесты к разделу учебника «Русский язык: прошлое и настоящее»: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», «Каша – кормилица наша», «Делу – время, потехе – час», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «В решете воду не удержишь», «Самовар кипит, уходить не велит». Данные интерактивные задания позволяют осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном

процессе с использованием современных способов оценивания.

o Сервис genial.ly с впечатляющими возможностями для создания интерактивных плакатов. Одним из наиболее интересных новшеств, стал интерактивный плакат, который является современным многофункциональным средством обучения и предоставляет более широкие возможности для организации учебного процесса, где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний. Открыв для себя новый сервис genial.ly с впечатляющими возможностями для создания интерактивных плакатов можно уверенно сказать, что этот сервис действительно является эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся. Интерактивный плакат прост в использовании, а ясный визуальный материал имеет большое преимущество над другими продуктами и средствами обучения, обеспечивая высокий уровень наглядности учебного процесса. На интерактивном плакате к меткам привязаны изображения, поясняющие или обучающие тексты, видео материалы

и гиперссылки на сторонние ресурсы.

Интерактивный плакат позволяет обеспечить:

o индивидуальный темп обучения,

o системный подход в обучении,

o может использоваться в течение нескольких уроков в рамках заданной темы.

Использование интерактивных плакатов:

Родной язык русский

o Самовар кипит — уходить не велит

o Любишь кататься, люби и саночки возить

o Внутренне устройство русской избы

o Как одевались в старину

o День родного языка

Литературное чтение

o П.Бажов «Серебряное копытце»

o Русская народная сказка «Царевна –лягушка»

o М.Метерлинк «Синяя птица

o Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

o Тайны сказки «Приключения Буратино»

позволяет сделать образовательный процесс более динамичным, интересным, а значит, повышает учебную мотивацию при изучении родного языка, активизирует познавательные процессы.

Применение в образовательном процессе интерактивных заданий наряду с

традиционными методами повышает эффективность обучения детей и способствует положительной мотивации к изучению родного языка.

Продукт опыта / проекта Создание электронного сборника ссылок интерактивные заданий к разделу «Русский язык: Прошлое и настоящее» для 1-х, 2-х классов.

Создание интерактивного сборника ссылок к уроку литературного чтения и внеурочной деятельности.

Затруднения в реализации, риски Большая подготовительная работа при подготовке интерактивных заданий к уроку.

 

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Критерии и способы оценки результатов, которых позволяют достичь реализация практики

Интерактивные методы обучения обеспечивают 80-90% эффективности освоения учебного материала. Результатом интерактивных форм обучения являются не только учебные достижения обучающихся, но и их участие в предметных, общепредметных олимпиадах и творческих конкурсах. Это подтверждает интерес обучающегося к учению и желание получать новые знания. Поэтому, мы поддерживаем и стимулируем интерес у обучающихся к участию в дистанционных мероприятиях (экологические викторины, конкурсы на сайте Высшая школа делового администрирования и на платформе Учи.ру).

О результативности внедрения в практику педагогической идеи свидетельствует обобщение и представление педагогической общественности опыта работы по использованию интерактивных методов и средств обучения в начальной школе:

— на муниципальном семинаре «Система работы по приобщению детей к истокам народной культуры на уроках русского родного языка в начальных классах и на кружковой работе в детском саду в рамках преемственности детский сад — школа» для воспитателей детских садов проведены открытые уроки РРЯ в рамках Городской инновационной площадки «Реализация ФГОС с позиции непрерывности между дошкольным и НОО» (ноябрь, 2021);

— на окружном методическом семинаре «Преподавание родного языка как пространство для творчества педагога», представлен опыт «Использование интерактивных заданий как средство развития познавательного интереса у младших школьников» в рамках региональной инновационной площадки (январь, 2022г);

— на окружном методическом семинаре «Преподавание родного языка как пространство для творчества педагога», разработан и проведен мастер – класс «Символ русского гостеприимства» в рамках РИП (январь, 2023г) .

Являемся активными участниками и победителями: окружного конкурса методических разработок «Преподавание Родного русского языка» (май, 2020г.); окружного конкурса методических разработок «Создание онлайн – тестов для обучающихся» (ноябрь, 2020г.); окружной интернет – викторины «Инфомания: ИКТ в действии» (январь, 2021г.); муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогический калейдоскоп» (март, 2024).

 

 

Указать не только количественные показатели, но и личностные изменения в отношении детей к предмету, друг к другу.

Отразить степень влияния на уровень воспитанности, обученности, развития личности учащихся.

Насколько стабильны эти результаты.

Какие преимущества есть по сравнению с традиционной системой обучения и воспитания, с традиционными методами обучения.

Предметные показатели, метапредметные показатели, личностные изменения.

Публикации

по теме опыта

Котрехова Е.А., Чернятьева И.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2024. № 7 (65). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2024/65- 1.pdf.
Экспертное заключение Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
Ф.И.О. эксперта Читах А.Ш. преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

PEDOPYT_Kotrekhova_EA_Chernyatyeva_IN_Котельнич_РРЯ pptx
Скачать файл
банк опыта чернятьева
Скачать файл
Рецензия
Скачать файл
Заключение ИРО
Скачать файл