ФИО

Зашихин Владимир Александрович

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель иностранного языка

СТАЖ РАБОТЫ

55 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Учреждение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района» КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района 612484 Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10 Телефоны:88333363218-школа 891955199704-личный Адрес электронной почты: oshlanschool@mail.ru Адрес личной электронной почты: oshlanschool@mail.ru

В статье рассмотрены такие актуальные вопросы, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.к. в современных условиях развития общества это имеет огромное значение. На уроках в начальной школе необходимо формировать нравственные ценности, моральные принципы, толерантность, уважение к окружающим, доброту, сочувствие и пр. Младшие школьники – наиболее уязвимая часть общества, которая требует наивысшего внимания со стороны родителей, педагогов, общества. Только воспитывая подрастающее поколение на положительных примерах, прививая духовно-нравственные ценности, можно воспитать полноценного гражданина, личность и Человека.

Ф.И.О. Зашихин Владимир Александрович
Организация Учреждение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района»

КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района

612484 Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10

Телефоны:88333363218-школа

  891955199704-личный

Адрес электронной почты:  oshlanschool@mail.ru

Адрес личной электронной почты:  oshlanschool@mail.ru

Должность Учитель иностранного языка
Стаж работы 55 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДИЯ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

 

Ключевые слова Духовность, нравственность, воспитание, школьники, подрастающее поколение, личность, обучение.

 

Аннотация (не больше 500 знаков) В статье рассмотрены такие актуальные вопросы, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.к. в современных условиях развития общества это имеет огромное значение. На уроках в начальной школе необходимо формировать нравственные ценности, моральные принципы, толерантность, уважение к окружающим, доброту, сочувствие и пр. Младшие школьники – наиболее уязвимая часть общества, которая требует наивысшего внимания со стороны родителей, педагогов, общества. Только воспитывая подрастающее поколение на положительных примерах, прививая духовно-нравственные ценности, можно воспитать полноценного гражданина, личность и Человека.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Школьный возраст является важнейшим периодом, когда формируется нравственная модель личности. В то же время, особенности современной жизни могут отрицательно влиять на развитие ребенка, способствовать антигуманному отношению к окружающему миру. Культ общества потребления, пропаганда бездуховности, проводимая в средствах массовой информации, развитие концепции технократизма – подобные явления современной действительности вызывают нарушения в духовно-нравственной сфере.

 

Актуальность Духовно-нравственное воспитание было и остаётся одним из актуальных направлений современной педагогики. Традиционное воспитание испытывает нехватку примеров нравственного поведения. Нужно научить младшего школьника различать, что для него есть добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть, преданность и предательство. Учить видеть детей, кто нуждается в их внимании, отзывчивости и доброте. Мой опыт помогает решать воспитательные задачи, направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности
Новизна Создание и реализация развивающей модели на уроках и во внеурочной деятельности социально-духовного направления. Методика преподавания составлена таким образом, чтобы в начальной школе дети учились уважительно относиться ко всем народам России, имели правильное представление о своей малой Родине, народе, языке, понимали особенности различных национальных культур и традиций.
Описание инновационного опыта Главные аспекты духовно-нравственного воспитания по В. А. Сухомлинскому

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970), выдающийся педагог, приверженец идей К. Д. Ушинского о признании народной педагогики, постоянно подчёркивал, что духовное богатство личности – это духовное богатство нации.

В. А. Сухомлинский работал в советское время, но в его педагогической концепции отражены многие идеи, которые соответствуют православному представлению о духовно-нравственном воспитании. Главное, что подчёркивал В. А. Сухомлинский  в своих трудах, посвящённых вопросам педагогики, это то, что воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ребенка, обладающих общими интересами и одинаково увлеченных процессом обучения. Подобная духовная общность достигается благодаря усилиям педагогов, посвящающих свою жизнь детям, ежедневно отдавая им свою любовь, доброту, внимание.

Основные аспекты духовно-нравственного воспитания детей, согласно В. А. Сухомлинскому, можно сформулировать следующим образом:

1. Развитие духовного мира ребёнка должно происходить в творческом процессе: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребёнок развивает свои духовные силы».

2.                      Важнейший источник духовного богатства ребёнка – это чтение книг: «С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь»

3.                      Труд и активная практическая деятельность являются важнейшими духовными потребностями ребёнка: «Труд для народа является сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности».

4.                      Значимость физического здоровья для духовной жизни ребенка: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь».

5.                      Значимость природы для духовно-нравственного воспитания: «То, что роднит человека с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры».

Эти и многие другие аспекты духовно-нравственного воспитания, сформулированные В. А. Сухомлинским, отражаются в деятельности педагогического коллектива школы в с. Ошлань, где идеи светской педагогики воплощаются на фоне православных традиций.

Духовно-нравственное воспитание в школе с. Ошлань Богородского района: православные традиции

Традициям православной культуры на Русской земле более тысячи лет. За эти годы менялись человеческие цивилизации, страна переживала многочисленные войны, революции, но православная вера всегда жила. Она являлась тем основным стержнем, который поддерживал и продолжает поддерживать духовные силы как отдельного человека, так и всей нации в целом, особенно в трудные для истории государства времена.

Школа осуществляет сотрудничество с Вятской православной гимназией во имя Преподобного Трифона Вятского. В 2015–2016 учебном году двое обучающихся участвовали в Межрегиональной научно-практической конференции учащихся «Традиции и новации: история, культура, наука (IX Малые Свято-Трифоновские чтения). В 2016–2017 учебном году на Межрегиональной научно-практической конференции учащихся «Исследуя прошлое и настоящее» (X Малые Свято-Трифоновские чтения) были представлены 4 исследовательские работы обучающихся. В 2017–2018 учебном году на XI Малых Свято-Трифоновских чтениях была представлена исследовательская работа «Вклад моего прадеда в Великую Победу». В 2018 году Зашихин Владимир, обучающийся 7 класса, с работой «Мой прадедушка – учитель-фронтовик» стал лауреатом Благовещенских педагогических чтений в городе Вятские Поляны Кировской области (руководители: учитель Карловская Н. В. и директор школы Зашихин В. А.).

Учителя школы распространяют педагогический опыт по воспитанию духовно-нравственных качеств личности на региональном, всероссийском и международном уровнях. Три педагога школы приняли участие в работе педагогических секций, представив свой опыт работы в рамках Международного очного конкурса «Старт в науке» в г. Сочи (2018 год, 2019 год)..

Обучающиеся школы знакомятся с историей Ошланской Троицкой церкви, изучают деятельность священников во благо нашей Родины, во благо людей через написание исследовательских работ, через урочную и внеурочную деятельность.

«Любовь к Отчизне и любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма», – писал В. А. Сухомлинский. Исследования на патриотические темы способствуют расширению кругозора детей, а в дальнейшем расширяют и их духовный мир. На примере «своих героев» дети учатся, сопереживают, сострадают, задумываются о приоритетах своей жизни, общечеловеческих ценностях. Так, при написании работы «Тернистый путь священника Петра Синайского» (автор Чижов Николай) узнали о страданиях последних священников церкви в с. Бутырки Богородского района, их детей и жён.

Воспитание уважения, внимания к людям прослеживается в работах «Какое оно, детство разных поколений». Работа «Судьба и девичий альбом Утробиной Серафимы Всеволодовны», окончившей Вятское епархиальное женское училище, не только знакомит нас с трудностями судьбы девушки из семьи священника, но и с её душевными переживаниями за судьбу нашей Родины в годы Первой мировой войны, что нашло отражение в её девичьем альбоме.

Выполняя исследование по теме «История Ошланского детского дома», педагогам и ученикам школы совершенно случайно удалось разыскать воспитательницу детдома Трофимову Валентину, которая впоследствии стала настоятельницей Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии, матушкой Варварой. В ходе участия в областных Трифоновских чтениях было выяснено, что директор православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского Елена Николаевна Мошкина не раз бывала в монастыре и встречалась с матушкой Варварой, которая оставила письменные воспоминания о работе в детском доме, наполненные мотивами любви к детям.

Учащимися школы выполнены работы «Ошланская Троицкая церковь (комплексное описание, Чижов Николай), «Ошланская Троицкая церковь в 1918–1930-х годах 20 века» (Ашихмина Анна). Собраны проект и чертежи церкви в областном государственном архиве. По данным чертежам сельскохозяйственный производственный кооператив села Ошлань реставрирует Троицкий Храм. В душе каждого ученика школы с. Ошлань остаются светлые воспоминания о времени, проведённом в стенах школы, от знакомства с базовыми православными ценностями, которые становятся опорой на всю жизнь. Прежде всего – это христианские заповеди, касающиеся взаимоотношений между людьми.

Актуализация педагогического опыта В. А. Сухомлинского в школе с. Ошлань

Традиционно в сентябре месяце в школе проходят областные педагогические чтения памяти В. А. Сухомлинского. На конференциях педагоги Кировской области обсуждают вопросы реализации в современной школе идей В. А. Сухомлинского по воспитанию духовной зрелости обучающихся. Активные участники конференции – учителя разного возраста с разным педагогическим багажом, но все они едины в понимании значимости идей В. А. Сухомлинского в современной педагогике и понимании необходимости собираться на профессиональной площадке для обмена идеями и создания единого качественного продукта (статья, методическая рекомендация, конспект урока, презентация).

За пять лет в Сухомлинских чтениях приняло участие более 350 человек, опубликовано 105 статей, вошедших в выпуски 1, 2 и 3 сборника «Любить призвание своё: В. А. Сухомлинский». Эти сборники получили высокую оценку на региональном уровне – стали победителем и лауреатом конкурса «Гуманитарная книга – 2021, 2022», организованном областной библиотекой имени А. И. Герцена. В сборниках представлен опыт работы девяти учителей школы, отражающие особенности их программ по духовно- нравственному воспитанию детей. Готовится к изданию четвёртый сборник с материалами сухомлинских чтений 2022 года.

Одним из важных средств реализации духовно-нравственного развития стала разработанная Н. В. Карловской программа по русской этнографии. Программа прошла экспертизу в Российской академии образования у профессора Суворовой Галины Фёдоровны в 1996 г. Программа состояла из двух разделов: духовная и материальная культура русского народа, а в настоящее время дополнилась третьим разделом: краеведческий проект. Содержание программы предполагает использование возможностей школьного краеведческого музея. В основе её реализации – системно-деятельностный подход и методика развития познавательного интереса профессора Г. И. Щукиной, методические основы организации внеурочной деятельности профессора Л. В. Байбородовой. Поэтому занятия проводятся в разной форме: игра, экскурсия, аукцион, воспоминание, беседа, занятие в форме вопросов и ответов, путешествие в прошлое.

Педагоги школы прививают детям любовь к книгам. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что посредством чтения дети познают и свой внутренний мир, и окружающую их действительность. Чтение – одна из важнейших сторон духовной жизни ребенка. Но для того чтобы чтение удовлетворяло цели духовно-нравственного развития, необходимо правильно организовать уроки чтения и литературы: творчески, с использованием качественных образцов русской литературы, подталкивая ребёнка к размышлениям над прочитанным. Только в этом случае чтение станет духовной потребностью ребёнка и будет способствовать обогащению его внутреннего мира: «Чтение обогащает жизнь детей лишь при условии, когда слово затрагивает сокровенные уголки их сердец», – говорил Сухомлинский.

Опираясь на эти идеи, учитель школы с. Ошлань Н. А. Чижова проводит уроки русского языка и литературы таким образом, чтобы чтение не только способствовало овладению знаниями, но и служило источником богатой духовной жизни ребёнка. В преподавании литературы используются классический урок и внеурочные занятия с применением современных технологий в условиях реализации ФГОС. На регулярной основе проходят литературные гостиные, конкурсы знатоков литературы, чтецов, рисунков, сочинений в разных жанрах; участие в районных литературных мероприятиях.

Отдельно стоит отметить такой прием духовного развития ребенка как сочинение собственных стихов. В. А. Сухомлинский всячески поощрял у своих учеников стремление к стихосложению «и добивался того, чтобы ребята, в духовной жизни которых поэтическое вдохновение стало потребностью, читали лучшие образцы поэзии». В школе с. Ошлань эту традицию поддерживает Н. А. Чижова, которая уверена, что в преподавании филологии сегодня усиливаются духовно–нравственная и эстетическая функции литературы как искусства слова. В педагогической практике учитель широко применяет стихи собственного сочинения, а также проводит занятия литературного клуба на базе кружка «Каравелла», существующего в школе в течение 32 лет. Цель клуба – привитие любви к литературе, в том числе литературе родного края, развитие творческих способностей учащихся, стремления к духовному росту. Литературное творчество имеет значение не только для развития литературных способностей, оно важно для развития ребёнка в целом, для формирования сознания, нравственности, мировоззрения.

В. А. Сухомлинский подчёркивал значимость физических упражнений как залога для успешного духовного развития школьников, а также призывал обращаться к природе как источнику важнейших духовных знаний об этом мире. Педагог описывает собственный педагогический опыт в этом направлении следующим образом: «Два раза в неделю мы шли в природу – учиться думать. Не просто наблюдать, а учиться думать. Это были по существу уроки мышления. Не увлекательные прогулки, а именно уроки. Но то, что и урок может быть очень увлекательным очень интересным, – это обстоятельство еще больше обогащает духовный мир ребят».

Следуя примеру В. А. Сухомлинского, Т. В. Бердникова, учитель физкультуры, разработала программу по формированию туристских умений школьников. Природа местности, где расположена школа с. Ошлань, чрезвычайно красива и располагает к развитию духовного мира детей, при условии правильно организованной обучающей программы. Совершая пешие прогулки по живописным местам, дети изучают историю своего края, исследуют природные и культурные объекты своей малой родины. Поэтому сочетание в педагогической практике занятий спортом и туристско-краеведческой деятельности, способствует одновременно физическому и духовному оздоровлению. В рамках разработанной программы учащиеся совершают несколько походов. Первый маршрут длительностью 10 км – на Валковский останец (пупыш) – памятник природы общей площадью 4,95 га. Расположен он на территории Ошланского сельского поселения Богородского района. Второй маршрут (8 км) пролегает в деревню Шабалы. Третий маршрут – в деревню Уфимцы, расположенную на открытом угоре, украшенную лугами вдоль побережья реки Идоловка, впадающей в реку Вою.

Источником духовного богатства для детской души В. А. Сухомлинский считал примеры героев – людей, благодаря которым сформировались «нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом». Это означает, что взращивание чувства патриотизма как любви к Родине и уважения к людям, защищающим нашу страну, также является важнейшим аспектом в общей программе духовно-нравственного воспитания школьников.

Поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми в школе с. Ошлань является патриотическое воспитание. Учителями истории Карловской Надеждой Викторовной и Анисимовой Натальей Александровной разработаны и проведены музейные уроки, посвящённые подвигу героев-богородчан в годы Великой Отечественной войны. Богородская земля гордится своими Героями Советского Союза: Банниковым Борисом Фёдоровичем, Обуховым Николаем Феоктистовичем, Чирковым Семёном Николаевичем, Шубниковым Александром Павловичем. Уроки мужества на темы «Детский дом в селе Ошлань» и «Дети войны» носят краеведческий характер и учат детей любить Родину, быть смелыми, а, главное, быть патриотами своей страны.

Кроме того, В. А. Сухомлинский подчёркивал определяющую значимость творческой деятельности для духовного развития: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка». Поэтому в школе с. Ошлань большое внимание уделяется тому, чтобы дети принимали участие в разнообразных творческих конкурсах, проектах, инициативах. Так, дети постоянно выступают с исследовательскими работами.Становились победителями, занимали призовые места на конференциях разного уровня: Всероссийского очного конкурса «Отечество» в г. Москва, XV Всероссийского очного конкурса научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева, Международного очного конкурса «Старт в науке» в г. Сочи, областных Свято-Трифоновских чтений, областного конкурса «Голос ребёнка», организованного Кировским областным отделением Детского фонда. Данная работа способствует саморазвитию и самореализации, социализации в новых условиях, расширяет общение, познание школьника, обогащает его внутренний мир.

.
Список источников

1.                     Любить призвание своё: В. А. Сухомлинский [Текст]: сборник материалов: Выпуск 2/ Ред. коллегия Н. В. Соколова, М. Ф. Соловьёва, В. А. Зашихин, Г. А. Русских, Авторский коллектив; КОГАУ ДПО «ИРО Кировской области», КОГОБУ СШ с. ОшланьБогордского района. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2019. – 96 с.

2.                     Любить призвание своё: В. А. Сухомлинский [Текст]: сборник материалов: Выпуск 2/ Ред. коллегия Н. В. Соколова, М. Ф. Соловьёва, В. А. Зашихин, Г. А. Русских, Авторский коллектив; КОГАУ ДПО «ИРО Кировской области», КОГОБУ СШ с. ОшланьБогордского района. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. – 164 с.

3.                     Любить призвание своё: В. А. Сухомлинский [Текст]: сборник материалов: Выпуск 3/ Ред. коллегия Н. В. Соколова, В. А. Зашихин, Н. А. Чижова, Г. А. Русских, Авторский коллектив; КОГАУ ДПО ИРО Кировской области, КОГОБУ СШ с. ОшланьБогордского района. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2021. – 169 с.

4.                     Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2016. – 312 с.Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1989. – 286 с.

5.                     Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. [Текст] / К. Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988–1990.

 

 

 

 

 

Продукт опыта / проекта презентация
Затруднения в реализации, риски Творчество, инициатива детей, родителей, педагога, тесная связь семьи и школы.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Заключение

Духовно-нравственное воспитание в школе с. Ошлань Богородского района Кировской области организовано таким образом, чтобы достичь целей и православного, и светского воспитания. Проведённый обзор деятельности школы показывает, что духовно-нравственное развитие детей достигается при помощи комплексной программы духовно-нравственного воспитания. Эта программа предполагает и сотрудничество с епархией Русской Православной Церковью, и следование традициям светской педагогики. Комплексный подход означает реализацию разнообразных проектов, благодаря которым в детских душах развивается любовь к людям и Родине, стремление к познанию мира через литературу и природу, а также взращивание таких важнейших христианских добродетелей как милосердие, вера, любовь, ориентация на духовные ценности в целом.

Объединяющим понятием для светской и православной педагогики является именно духовность. А основа духовности – это образование, поскольку через образование личность развивается, обогащается духовно, становится нравственно-зрелой. В процессе образования человек учится делать правильный нравственный выбор, нести ответственность за свои поступки. Цель, объединяющая задачи светской и православной педагогики – формирование гармоничной личности человека, который обладает православным мировоззрением, является полноценным членом светского общества, применяет свои способности во славу Божию и во благо общества. учащиеся школы в с. Ошлань в процессе духовно-нравственного развития на протяжении всего обучения приобретают именно такое мировоззрение.

Духовно-нравственные ценностные ориентиры лежат в основе успешной воспитательной практики, которую завещал нам В. А. Сухомлинский, и определяют принципы взаимодействия взрослых и детей, представителей разных народов и конфессий школы с. Ошлань. Педагоги и учащиеся школы понимают, что они разные, но едины в достижении общей цели: стремиться к духовному росту, продуктивно учиться и работать в школе и жить в обществе, где люди умеют уважать друг друга и ценить добро. Педагогика В. А. Сухомлинского является неким «мостиком» от бездушного, безпочвенного опыта воспитания подрастающего поколения в реалиях советской безрелигиозной педагогической практики к живым традиционным основам становления человека в духе Евангельской правды и вытекающих из нее нравственных ориентиров

 

Публикации

по теме опыта

. Любить призвание своё: В.А.Сухомлинский: Сборник материалов конференции «Любить призвание своё: В.А.Сухомлинский» выпуск 4, 2022 год

 

Экспертное заключение Данный опыт может быть использован учителями школы, классными руководителями для достижения личностных результатов образования, что соответствует требованиям ФГОС

 

Ф.И.О. эксперта  Полушкина Г.Ф., ст. преподаватель кафедры предметных областей
Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Основное и среднее образование

алекс.-невские.Зашихин В.А.
Скачать файл
Зашихин В.А.1
Скачать файл