ФИО

Елькина Галина Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

29 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни». Адрес ОО: Кировская область Унинский муниципальный округ пгт Уни улица Ленина д 21. Контактный телефон 8833592-13-01. E-mail.uni-school-43@yandex.ru

Театральная педагогика имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребенок, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Ведущая педагогическая идея работы: развитие духовно – нравственного и эстетического воздействия на обучающихся; формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов театральной педагогики

Ф.И.О. Елькина Галина Викторовна

 

Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни».

Адрес ОО: Кировская область Унинский муниципальный округ пгт Уни улица Ленина д 21.

Контактный телефон 8833592-13-01.

E-mail.uni-school-43@yandex.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 29 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Формирование метапредметных и личностных результатов обучающихся через использование методов и приемов театральной педагогики во внеурочной деятельности
Ключевые слова Духовно-нравственное и эстетическое воздействие, творческие проекты, приемы театральной педагогики.
Аннотация (не более 500 знаков) Театральная педагогика имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребенок, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие духовно – нравственного и эстетического воздействия на обучающихся; формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов театральной педагогики

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Недостаточная мотивация обучающихся к освоению метапредметных умений и успешной реализации творческого потенциала
Актуальность Отличительной особенностью темы является то, что в ее основу положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты, что соответствует требованиям обновленных ФГОС, помогает формировать метапредметные умения и развивает личные качества каждого обучающегося.
Новизна  Формирование метапредметных и личностных результатов ФГОС и развитие речевой культуры происходит не только на классно-урочных занятиях, но и в процессе внеурочной работы, где каждый учащийся может реализовать свои творческие возможности в процессе работы над проектом «Читаем вместе», результатом которого являются сценарий и презентация творческого проекта в театрализованной форме. Для реализации проекта могут быть привлечены все субъектыобразования
Описание инновационного опыта Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее — эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.

Учителя литературы КОГОБУ СШ с УИОП пгт Уни обратились к приемам театральной педагогики как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках это традиционное чтение по ролям, инсценирование басен, эпизодов произведений, прием «вживания», то есть задания: «расскажи, что чувствует герой», «как бы ты поступил на месте героя?». Кроме того, вводим на уроках также некоторые приемы театральных этюдов, артикуляционных разминок, упражнения для дыхания (волшебный ряд ИЭАОУЫ, «конфетка», «Пламя свечи» и др.).

Подробнее рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках которой реализуются следующие проекты:

Проект «Читаем вместе» родился из идеи совместного прочтения в интернете произведений по частям онлайн, но мы соединили это с нашей традиционной литературной гостиной.

Сначала мы прочитали отдельные главы одного произведения. Это был «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. Зритель смог увидеть бойца глазами разных поколений: от одиннадцатилетних подростков до умудренных жизнью людей старшего поколения. Увидели зрители и хронику тех страшных лет, которая сопровождала песню на слова из главы «Переправа», и услышали гармонь, то залихватскую, то грустную из одноименной главы, пережили вместе с гениальным актером О. П. Табаковым тоску по дому, по мирной жизни (был показан отрывок из телеспектакля). Это мероприятие подтолкнуло многих на то, чтоб еще раз перечитать «Книгу про бойца», чего собственно мы и добивались.

Проект «Вспоминая Есенина…» воплотился в поэтический вечер «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..», где прозвучали стихи Сергея Есенина, песни на его слова, был даже танец. Каждая параллель представила своего Есенина: 5–6 классы рассказали об озорном и счастливом детстве Сергуши и о его первых стихах, 7–8 класс – о жизни С. Есенина в Москве и Петербурге, о знакомстве с А. Блоком, о его скандальных выходках, 9–11 классы – о любви к женщине и «братьям нашим меньшим», о трагедии последних лет.

Затем мы читали произведения А. П. Чехова, после чего состоялся литературно-музыкальный вечер «Три портрета А. П. Чехова».

Проект «Формула любви» был реализован учениками школы совместно со средними школами Унинского района. В течение 2 недель ребята с педагогами перечитывали произведения писателей XIX–XXI веков, чтобы сформулировать свое определение «Что такое любовь», подбирали подтверждение из литературных произведений, музыкальное оформление, делали видеоролики, выбирали форму представления. Затем материал был обобщен, составлен сценарий и презентация. В ходе вечера звучали стихи А. Блока, Ю. Друниной, Д. Мережковского, Ю. Вихаревой, песня на слова В. Маяковского, была организована выставка рисунков «Лики любви», инсценированы отрывки из поэмы Н. Некрасова «Русские женщины» и В. Быкова «Альпийская баллада». В заключении каждый из присутствующих мог поучаствовать в составлении синквейна или стихотворения «Что такое любовь?».

Вот так была выведена формула любви, которая включила следующие элементы: преклонение, благодарность, самоотверженность, страсть, надежда, вера, борьба, чудо, божество и представлена в виде кристаллической решетки алмаза- самого прочного вещества на Земле.

Проект «Времена не выбирают» соединил исторические, литературные и культурные сведения в творческое исследование «Три поля России», рассказав о Куликовом поле, Бородино и поле под Прохоровкой.

Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля.

Сложность, но и необычность таких мероприятий состоит в том, что до момента реализации, творческие коллективы не видят друг друга. Каждая группа репетирует, создает костюмы, подбирает музыку отдельно. Затем координатор соединяет наработанный материал в единый сценарий, оформляется выставка, подбираются декорации, составляется презентация… и вот очередной праздник, от которого каждый раз у зрителей незабываемые впечатления. Чтобы получилось такое яркое представление, нужно стать единомышленниками, понимать каждого в творческой группе и помогать друг другу.

 

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Используя приемы театральной педагогики, мы имеем следующие возможности:

– организуем разные формы взаимодействия учителя с учеником, ученика с учеником;

– учитываем индивидуальные способности обучающихся;

– раскрываем творческий потенциал обучающихся;

– более эффективно формируем метапредметные умения и навыки.

Правильная организация творческих проектов в сочетании с приемами театральной педагогики способствует формированию у обучающихся следующих метапредметных и личностных результатов:

– работать с текстом как художественным, так и научным;

– правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;

– формировать первичные навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

– взаимодействовать в творческой группе;

– совершенствовать речевую культуру;

– укреплять взаимопонимание в семье и устанавливать связи поколений;

– реализовывать творческий потенциал

Участие детей в работе над созданием творческого проекта и его реализации в театрализованной форме позволяет совершенствовать речевую культуру посредством знакомства с текстами классиков, представление произведения в театрализованной форме, написания творческих работ.

Форма театральной педагогики способствует эстетическому воспитанию. Сильный воспитательный эффект определяется тем, что личность, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно выбирает образец для подражания, приходит к какому-либо выводу, избирает ориентиры собственного поведения, которые нередко проявляются в его реальной жизни и деятельности.

Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без исключения коммуникативности, адаптации к учебному процессу, помогают в развитии самоприятия, самооценки, иными словами, формируют личностные УУД.

Продукт опыта / проекта Творческий проект «Читаем вместе…»

  1. Сценарий «Читая Есенина»
  2. Сценарий литературной гостиной «Читая Чехова»
  3. Сценарий мастерской «Формула Любви»
  4. Сценарий «Времена не выбирают»
  5. Программа кружка «Магия чтения»
  6. Открытое занятие кружка «Магия чтения»
Затруднения в реализации, риски Нежелание некоторых учащихся принимать участие в работе над проектами.

Ограничение в финансировании мероприятий, обеспечение костюмами для театральных постановок и декораций.

Поддержка со стороны администрации и коллег литераторов.

Публикации

по теме опыта

1.     Елькина Г.В «Развитие читательского интереса» [Электронный ресурс] // Всероссийский образовательный портал «Инфоурок» [сайт] URL: https://infourok.ru/statya-razvitie-interesa-k-chteniyu-3664439.html

2.     Елькина Г.В. «Открытое занятие кружка «Магия чтения» [Электронный ресурс] // Всероссийский образовательный портал «Инфоурок» [сайт] URL: https://infourok.ru/otkritoe-zanyatie-kruzhka-magiya-chteniya-3656284.html

3.     Елькина Г. В. Формирование метапредметных и личностных результатов ФГОС ООО и ФГОС СОО средствами театральной педагогики//Поиск и освоение современных методик и практик достижения образовательных результатов: Осенняя конференция по реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО (Киров, 30 ноября 2023 года) : Сборник материалов / Сост. Н. В. Носова ; Авторский коллектив ; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2023. – 219 с. (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).- С. 11-14 -П41

Экспертное заключение      Тема инновационного педагогического опыта «Формирование метапредметных и личностных результатов ФГОС ООО и ФГОС СОО через использование методов и приемов театральной педагогики во внеурочной деятельности» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО автор описывает условия достижения личностных и метапредметных результатов во внеурочной деятельности. Применяемые педагогом приемы и формы внеурочной деятельности реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя по достижению образовательных результатов в процессе внеурочной деятельности средствами театральной педагогики.

Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка программы внеурочной деятельности «Магия чтения». Приложения содержит интересный методический материал: сценарии литературно-музыкальных композиций, конспекты и технологические карты открытых занятий.

Инновационный опыт, представленный в публикациях в сборнике материалов Осенней конференции по реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО «Поиски и освоение современных методик и практик достижения образовательных результатов» и на Всероссийском образовательном портале «Инфоурок, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Формирование метапредметных и личностных результатов ФГОС ООО и ФГОС СОО через использование методов и приемов театральной педагогики во внеурочной деятельности» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС ООО и ФГОС СОО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

Курсы внеурочной деятельности

Формирование метапредметных фгос
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл
приложения
Скачать файл