ФИО

Кондакова Надежда Юрьевна, Толстоброва Елена Васильевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

33 года, 31 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского Кировской области 613150 Кировская область, г.Слободской, ул. Гоголя 97, тел:8(83362) 4-17-89, электронная почта: slob-skola5@yandex.ru

Сложные перемены, происходящие в современной России, диктуют необходимость поиска новых путей для формирования  у детей гражданских качеств, патриотизма,  любви к Родине. И это формирование начинается с привития любви к своей малой Родине. Программа внеурочной деятельности «Городок на Вятке» по краеведению составлена в соответствии  с  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования. По типу данная программа внеурочной деятельности является тематической  и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности. В рабочей программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое.

Ф.И.О. Кондакова Надежда Юрьевна, Толстоброва Елена Васильевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского Кировской области

613150 Кировская область, г.Слободской, ул. Гоголя 97,

тел:8(83362) 4-17-89, электронная почта: slob-skola5@yandex.ru

Должность Учителя начальных классов

 

Стаж работы 33 года, 31 год

 

Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Патриотическое воспитание через реализацию программы внеурочной деятельности по краеведению «Городок на Вятке»
Ключевые слова Краеведение, патриотизм, история, модульность, система работы
Аннотация (не больше 500 знаков)  Сложные перемены, происходящие в современной России, диктуют необходимость поиска новых путей для формирования у детей гражданских качеств, патриотизма, любви к Родине. И это формирование начинается с привития любви к своей малой Родине. Программа внеурочной деятельности «Городок на Вятке» по краеведению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. По типу данная программа внеурочной деятельности является тематической и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности. В рабочей программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Данные опыта работы по программе окружающего мира, а также преподавания основных предметов начальной школы позволили сформулировать проблему, связанную с созданием программы по краеведению с применением различных приемов и форм с целью повышения познавательного интереса к истории родного города, растительному и животному миру, охране природных и культурных памятников края, а также активного участия школьников в процессе освоения информации и ее применения.
Актуальность Актуальность программы внеурочной деятельности «Городок на Вятке» заключается в том, что:

— недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Слободского и Слободского района для учащихся начальной школы;

— не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины, её природы;

— низкая познавательная активность школьников и развитие творческих способностей в написании проектных и исследовательских работ;

— в тестовых работах по окружающему миру и во Всероссийских проверочных работах есть вопросы по краеведению.

Новизна Новизна программы состоит в том, что она является модульной.

Кроме определѐнных знаний и умений обучающихся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего родного города. Содержание и темы программы взаимосвязаны между собой. Материал тематических занятий дополняется в соответствии возрастным особенностям детей.

Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, участие в общественной жизни города. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям: посещение природных памятников, лесов и других интересных уголков природы города Слободского и Слободского района. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей, создание и защита проектов и исследовательских работ.

Многие занятия имеют методические рекомендации: презентации, материал для содержательных бесед и рассказов, видео, интерактивные игры, разработки викторин.

Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.

Описание инновационного опыта Изучение малой родины является приоритетным направлением деятельности в рамках обучения и воспитания современного гражданина страны. Знание истории своего города, области, страны, их культуры, обычаев, географического положения, природных особенностей даёт старт развития личности уже на достаточно раннем уровне.

Программа внеурочной деятельности «Городок на Вятке» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и имеет модульный способ построения, что даёт возможность организовать постепенное (поэтапное) погружение в сложное и, самое главное, интересно организованное для детей содержание.

Содержание программы:

1 класс – Модуль «Мой город. Моя улица. Мой дом»;

2 класс – Модуль «Слободской – точка на карте России»;

3 класс – Модуль «О Слободском мы складываем строки»;

4 класс – Модуль «Этот город старинный всегда молодой…».

Распределение часов по классам

Класс Часов в неделю Всего
1 1 33
2 1 34
3 1 34
4 1 34

Цель программы:

формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.

Задачи:

Воспитательные:

— способствовать пробуждению интереса к историческим, культурным и природным ценностям родного города и бережного отношения к ним;

— содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием;

Образовательные:

— формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем города Слободского; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

— способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников, учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, работать с различными источниками информации.

Развивающие:

— развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся;

— способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

— развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов, демонстрации (газеты, выставки), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, «круглые столы».

Чередование и применение различных форм занятий позволяет оптимизировать учебную нагрузку, повысить интерес к данному курсу, способствует личностному развитию и успешной социализации воспитанников.

В качестве итоговых занятий предусмотрены выставки творческих работ, защита исследовательских проектов, участие в различных конкурсах.

1 класс – проведение фотовыставки, фото-квеста «Мой город. Моя улица. Моя семья»;

2 класс — составление маршрутной карты «По улицам родного города»;

3 класс – конкурс стихов «О Слободском мы складываем строки»;

4 класс – творческая исследовательская работа «Слободской глазами туриста»

Продукт опыта / проекта Программа внеурочной деятельности «Городок на Вятке», методические рекомендации к занятиям.
Затруднения в реализации, риски Опыт показывает, что изучение некоторых тем программы предполагает использование интерактивных средств обучения. Для этого необходимо следующее оснащение класса: компьютер, проектор, подключение к сети Интернет.

Для организации выездных экскурсий – автобус для детей и сопровождающих.

Для создания исследовательских работ и проектов нужно дополнительное время, т.к. это достаточно долгий процесс.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Городок на Вятке»

— ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

-оценивать нравственное содержание и смысл поступков, как собственных, так и окружающих людей;

-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале

-использовать дополнительные источники информации;

-использовать знаково-символические средства, работать с атласом и картой;

-анализировать объекты, выделять главное;

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Одним из основных показателей работы по программе внеурочной деятельности является повышение интереса детей к изучению истории родного города, наблюдается их активное участие на занятиях, проявление творчества при создании проектных и исследовательских работ, желание участвовать в краеведческих конкурсах.

Программа реализуется на протяжении 3 лет. Среди воспитанников есть призеры и победители проектно-исследовательских работ муниципального и регионального и уровней.

Публикации

по теме опыта

Кондакова Н.Ю. и др. Рабочая программа внеурочной деятельности «Городок на Вятке» 1-4 классы [Текст] / Кондакова Н.Ю. // Технологии медиаобразования как средство реализации принципа метапредметности в образовательной деятельности школы: учебно-методическое пособие– г.Киров: ООО «Полиграфовна», 2021. — С.9-19. — ISBN 978-5-6045628-

18-2.

Публикация методической разработки на сайте «Солнечный свет»

http://solncesvet.ru

Экспертное заключение  Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью. Внедрение данного опыта позволит повысить воспитательный потенциал школы, поможет в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника.

Данный опыт может быть использован учителями начальной школы, классными руководителями для достижения личностных результатов образования (воспитание гражданско-патриотических качеств обучающихся), что соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО

Ф.И.О. эксперта Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ

Начальное общее образование

Приложения
Скачать файл
Рабочая программа Городок на Вятке
Скачать файл
экспертное заключение Кондакова
Скачать файл
экспертное заключение Толстоброва
Скачать файл