ФИО
Колупаева Вера Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель математики
СТАЖ РАБОТЫ
33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Кирова, Кольцова, 9, телефон: 62-67-11, e-mail: veraivanovna_kolupaeva@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В Федеральном государственном образовательном стандарте, отражающем социальный заказ нашего общества, в качестве обязательного компонента вошло «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», что в современном информационном обществе носит метапредметный характер. В данной работе представлен опыт работы с математическим текстом на уроках геометрии в 7 классе.
Ф.И.О. | Колупаева Вера Ивановна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Кирова, Кольцова, 9, телефон: 62-67-11, e-mail: veraivanovna_kolupaeva@mail.ru |
Должность | Учитель математики |
Стаж работы | 33 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Проблема понимания математического текста |
Ключевые слова | Математический текст, задания, эксперимент |
Аннотация (не более 500 знаков) | В Федеральном государственном образовательном стандарте, отражающем социальный заказ нашего общества , в качестве обязательного компонента вошло «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», что в современном информационном обществе носит метапредметный характер.
В данной работе представлен опыт работы с математическим текстом на уроках геометрии в 7 классе. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В системе школьного образования особое место отводится геометрии, которая является не только основной математической дисциплиной, но и одним из важнейших компонентов общечеловеческой культуры
• Таким образом, проблему можно сформулировать так: как научить не только практическому решению задач на уроках алгебры и геометрии, но и помочь овладению теоретическим материалом, каковы эффективные приёмы организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках математики. |
Актуальность | В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом мы должны учить детей не только технической стороне чтения, но и смысловой. Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности. |
Новизна | Новизна представленного опыта состоит в том, что навыки смыслового чтения формируются непосредственно средствами самого предмета. |
Описание инновационного опыта | Целью работы стало развитие смыслового чтения обучающихся на
уроках геометрии, выявление эффективных приемов работы с текстом, чтобы в дальнейшем они могли логически мыслить, правильно рассуждать, что является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики. Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем различных типов заданий работы с текстом учебника. Урок геометрии является благодатной почвой для формирования навыков смыслового чтения. |
Продукт опыта / проекта | Приложение. Материалы «Упражнения для развития навыков смыслового чтения учащихся на уроках геометрии в 7 классе» |
Затруднения в реализации, риски | Текст учебника геометрии отличается от других учебников еще и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия. Поэтому предлагаются различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять смысловое чтение. В частности, задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности; «собери» определение, правило, доказательство теоремы. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Колупаева В.И. Проблема понимания математического текста [Текст] /В.И.Колупаева// Ценности современной науки и образования: материалы междунар. науч.-теор. Конфер. 3- 4 апреля 2008 г., г. Киров : в 2 томах, Т. 2. – Киров: ВятГГУ, 2008. — С.181-185. — ISBN 978-5-93825-520-3. — выступление на конференции «Ценности современной науки и образования» (междунар. науч.-теор. конфер. 3- 4 апреля 2008 г., г. Киров, ВятГГУ) по теме «Проблема понимания математического текста» /Колупаева В.И. |
Экспертное заключение | Актуальность темы заключается в формировании навыков смыслового чтения учащихся при работе с математическим текстом на уроках геометрии в 7 классе. С помощью приёмов смыслового чтения достигается понимание и усвоение учебного материала курса.
Данный материал способствует вовлечению обучающихся в активный процесс познания, неформальному усвоению знаний по геометрии, формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся. Системное применение учителем различных типов заданий работы с текстом учебника позволяет на уроках учить рассуждать, логически мыслить, что ведёт к сознательному усвоению геометрии. Педагог делится опытом своей работы с коллегами. Опыт применим другими педагогами в своей деятельности при проведении уроков. Данная методическая разработка будет полезна непосредственно для учителей геометрии 7-9 класса. |
Ф.И.О. эксперта | Лямина Ольга Владимировна |
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ\Основное и среднее образование\Математика и информатика |