ФИО
Симонова Наталья Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
Воспитатель группы компенсирующей направленности
СТАЖ РАБОТЫ
14 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В работе описывается опыт реализации нормативного проекта в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с ОВЗ (с задержкой психического развития и умственной отсталостью). Цель нормативной проектной деятельности: помощь детям в адаптации и успешной социализации во вновь набранной группе. Раскрывается механизм создания правил поведения в группе через организацию тематических Станций.
Ф.И.О. | Симонова Наталья Николаевна |
Организация | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области |
Должность | Воспитатель группы компенсирующей направленности |
Стаж работы | 14 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Реализация нормативного проекта «Выполняем правила с удовольствием» в группе с детьми с ОВЗ» |
Ключевые слова | Маркер станции, маркеры пространства, правила поведения |
Аннотация (не более 500 знаков) | В работе описывается опыт реализации нормативного проекта в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с ОВЗ (с задержкой психического развития и умственной отсталостью). Цель нормативной проектной деятельности: помощь детям в адаптации и успешной социализации во вновь набранной группе. Раскрывается механизм создания правил поведения в группе через организацию тематических Станций. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Данный опыт направлен на использование метода проектной деятельности для:
— успешной адаптации детей с ОВЗ; -сплочения коллектива дошкольников; -воспитания культуры поведения в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, осваивающих разные адаптированные программы: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития; адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
Актуальность | В практике работы МКДОУ д/с «Родничок» адаптированная программа на группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (дети с ЗПР) реализуется с 5 лет, поэтому дети приходят из разных дошкольных организаций, из разных детских коллективов.
Для социализации ребенка с ОВЗ необходимо создавать особые условия, поскольку такие дети отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, к изменившейся ситуации, им свойственны колебания настроения, повышенная утомляемость и настороженность к окружающей среде. Исследования ученых педагогов, психологов (Е.М. Мастюковой, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, Г.Е. Сухаревой и др.) показывают, что особые трудности вызывает формирование у ребёнка с интеллектуальными нарушениями правильного поведения. Основные причины: выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы, низкие возможности произвольной регуляции деятельности и поведения. Некоторые дети данной категории в незнакомой обстановке могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, могут бегать, кричать, кривляться, брать без спроса всё, что попадается им на глаза. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, отказываются от контакта и сотрудничества. Они трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Для того, чтобы детям было легче привыкнуть к новым условиям, к новым правилам и требованиям, к новым детям и воспитателям, чтобы сблизить детей, стать одним дружным коллективом и заложить основы элементарных правил поведения в детском саду, был реализован нормативный проект «Выполняем правила с удовольствием». |
Новизна | Нормативная проектная деятельность используется не так часто, как исследовательские и творческие проекты, особенно с детьми с ОВЗ, имеющими интеллектуальные нарушения. Именно нормативная проектная деятельность может быть направлена на помощь в адаптации к условиям образовательной организации.
Адаптация детей к новым условиям, усвоение ребёнком норм поведения в детском саду проходит в естественных условиях через беседы, чтение художественной литературы, использование игр, наглядно – дидактических пособий и т.п. А создание новых центров развития (станций) позволяет осуществить всю эту же работу, но при этом делает детей активными участниками образовательного процесса, т.к. дети участвуют в обсуждении станций, в проектировании соответствующей развивающей среды. Таким образом, совместная деятельность способствует сближению детей друг с другом, они быстрее адаптируются к окружающей обстановке и лучше осваивают правила поведения. |
Описание инновационного опыта | Суть опыта заключается в деление группового пространства на станции.
— Обогащение ППРС новыми центрами развития – станциями. — Подбор маркеров пространства с целью реализации принципа наглядности, принципа доступности в работе с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью. — Обсуждение, придумывание, заучивание совместно с детьми правил поведения на станциях с целью реализации принципа развития коммуникации, речевой деятельности и языка, как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления в работе с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью. — Составление альбома «Правила поведения в д/с» с целью реализации принципа последовательности и систематичности; принципа прочности усвоения знаний в работе с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью. |
Продукт опыта / проекта | Результаты позволяют говорить о том, что нормативная проектная деятельность способствует сближению коллектива дошкольников, их успешной адаптации к новым условиям, закладывает фундамент правил и культуры поведения. |
Затруднения в реализации, риски | Индивидуальные особенности детей. |
Публикации
по теме опыта |
— |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |