ФИО
Арефьева Елена Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель географии
СТАЖ РАБОТЫ
36 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А.Жаркова г.Яранска Кировской области», 612260, г.Яранск, ул.Кирова, 18, 88336721179, scool2-yaransk@rambler.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
школьное лесничество, исследовательская деятельность, Экологическая культура, воспитание
В работе рассказывается о воспитании экологической культуры школьников, формировании исследовательской деятельности через работу в школьном лесничестве «Зеленый десант». Работа в школьном лесничестве очень разнообразна и многопланова. Организация деятельности школьного лесничества реализуется по программе внеурочной деятельности «Юные лесоводы». Школьные лесничества, вовлекая детей в природоохранную и краеведческую деятельность, прививая конкретные навыки бережного отношения к лесу, играет важную роль в формировании экологического мировоззрения, воспитания экологической культуры и исследовательской деятельности подрастающего поколения.
Ф.И.О. | Арефьева Елена Васильевна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А.Жаркова г.Яранска Кировской области», 612260, г.Яранск, ул.Кирова, 18, 88336721179, scool2-yaransk@rambler.ru |
Должность | Учитель географии |
Стаж работы | 36 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Воспитание экологической культуры обучающихся через организацию исследовательской деятельности в школьном лесничестве.
|
Ключевые слова | Экологическая культура, воспитание, исследовательская деятельность, школьное лесничество. |
Аннотация (не более 500 знаков) | В работе рассказывается о воспитании экологической культуры школьников, формировании исследовательской деятельности через работу в школьном лесничестве «Зеленый десант». Работа в школьном лесничестве очень разнообразна и многопланова. Организация деятельности школьного лесничества реализуется по программе внеурочной деятельности «Юные лесоводы».
Школьные лесничества, вовлекая детей в природоохранную и краеведческую деятельность, прививая конкретные навыки бережного отношения к лесу, играет важную роль в формировании экологического мировоззрения, воспитания экологической культуры и исследовательской деятельности подрастающего поколения. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Данные опыта позволили сформулировать проблему, связанную с созданием условий для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность в целях воспитания экологической культуры. |
Актуальность | Актуальность темы воспитание экологической культуры обучающихся определяется следующим противоречием:
— между социальными потребностями воспитания экологической культуры обучающихся и недостаточной эффективностью организации исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях; |
Новизна | Новизну опыта определяет реализация эколого-образовательных проектов и исследовательских работ в рамках деятельности школьного лесничества, которым уделяется особое внимание. Их главная цель – тот или иной результат, который достигается при решении практической или теоретической проблемы лесоводства. Реализуемые природоохранные акции, проекты расширяют представления о лесных экосистемах, позволяют углубить и расширить теоретические знания, способствуют овладению умениями исследовательской деятельности.. Деятельность учащихся ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности. |
Описание инновационного опыта | В образовательной практике под исследовательской деятельностью подразумевают творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.
Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи: 1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; 2. учить приемам осмысленной экологической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; 3. помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа; 4. подкреплять знания практическими делами, используя методы сбора, анализа и обобщения информации. Исследование – наиболее деликатный способ взаимодействия человека с миром, путь, который позволяет увидеть и понять мир таким, каков он есть. Чрезвычайно важно, чтобы каждый человек с ранних лет не возвышал себя над миром, а пытался изучить его, познать и понять его устройство и внутренние взаимосвязи, удивиться его сложности, разнообразию, красоте. Именно включение в исследование наиболее эффективно позволяет прикоснуться к миру в его естестве, выработать в себе то самое «экологическое сознание». [2] Школьные лесничества являются одной из эффективных форм исследовательской деятельности, подготовки подрастающего поколения к дальнейшей жизни, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. Работа в школьном лесничестве обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. Основные виды учебно-исследовательской деятельности, применяемые в школьном лесничестве «Зеленый десант»: — проблемно-реферативный – аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения; — аналитико-систематизирующий – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; — диагностико-прогностический – изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем; — экспериментально-исследовательский – проверка предположений и подтверждений или опровержений гипотезы; — проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта; — выступления на научно-практических конференциях, опубликование результатов исследовательской работы в научных изданиях. Использование такой активной формы лесоэкологического образования как исследовательская деятельность, связанная с непосредственным общением с природой, способствует получению учащимися прочных экологических знаний и превращению этих знаний в мировоззрение. В состав объединения школьного лесничества «Зеленый десант» вошли ученики 8-х классов, которые продолжают свою деятельность на протяжении 3-х лет. Цель школьного лесничества: воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии. Работа в школьном лесничестве очень разнообразна и многопланова. Это не только посадка деревьев и выращивание цветов, походы на природу, но и участие в различных экологических мероприятиях, где нужно показать свой интеллект, высокий уровень знаний по различным предметам. У детей, активно участвующих в работе школьного лесничества обычно хорошие результаты по всем предметам. Это всегда творческие личности. С 2019 года в школе реализуется программа дополнительного образования «Юные лесоводы» (Приложение) Последовательное изучение основных вопросов экологии, рационального использования и охраны природных ресурсов, связь с предметами естественно – научного направления находит свое разрешение на занятиях кружка «Юные лесоводы». Программа данных занятий ориентирована на активное приобщение детьми к познанию окружающей среды, формирование экологической воспитанности, включающей экологическое сознание, чувства, экологическую деятельность и поведение, экологическое отношение и носит образовательный, исследовательский характер. Целью данной программы является освоение экологических знаний о лесных сообществах нашего региона, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств у учащихся через экологическое воспитание школьников. Задачи программы: 1. Воспитание у учащихся любви к природе родного края. 2. Дать основы дополнительных знаний по экологии леса, о прилегающих к нему сообществах и отдельным видам растений нашего региона. 3. Подготовка учащихся к адаптации в будущей жизни. 4. Способствовать развитию экологического движения, организовывать и проводить экологические десанты, соревнования, формировать здоровый образ жизни детей. 5. Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ. 6.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе нашего края, основываясь на конкретных примерах и результатах. Формы работы: агитационно-пропагандистская; лесопатологические наблюдения; поиск насекомых вредителей и сбор информации о них; изучение экологии леса; участие в массовых акциях; исследовательская деятельность. Содержание работы школьного лесничества определяется направлениями его деятельности. Работа по этим направлениям позволяет уже сейчас реализовывать требования нового стандарта. Каждому члену представляется возможность проявить свои творческие и практические способности по их склонностям и интересам [1] Организация деятельности школьного лесничества «Зеленый десант»: 1.Образовательная деятельность. Организация занятий специалистами Яранского лесничества с обязательным минимумом лесоэкологических знаний в целях формирования лесоэкологической грамотности учащихся по следующим темам: значение леса в народном хозяйстве; охрана лесов от пожаров и лесонарушений; защита леса от вредителей и болезней; лесопользование и уход за лесом. Усвоение теоретического материала позволяет членам школьных лесничеств реализовать свои творческие потребности, обогатить опыт решения лесоэкологических проблем, быть профессионально ориентированным, эффективно подготовиться к поступлению в профессиональные учреждения данного профиля. С первого года образования лесничества «Зеленый десант» одной их форм проведения занятий стали экскурсии и исследования по экологической тропе «Храм природы» в городском лесу. Протяженность маршрута тропы составляет 2,5 км., 8 станций: Станция 1- Березовая роща, 2 — Этажи леса. 3 – Муравейник, 4 — Чистый воздух, 5 — Юный ориентировщик, 6 — В здоровом теле – здоровый дух, 7 — В мире животных, 8 — Экология водоема. Ребята нашего лесничества – экскурсоводы по экологической тропе. На остановках ребята узнают много интересного об уникальном природном комплексе. 2.Учебно-исследовательская деятельность в школьном лесничестве организуется с целью привлечения учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесных экосистем: содействия обучению членов школьных лесничеств основам лесохозяйственных наук и их профессиональной ориентации; повышения образовательного уровня юных лесоводов и приобретения ими навыков проведения опытнической и исследовательской работы; вовлечения школьников в лесоприродоохранную деятельность [2]. Подтверждением эффективности работы школьного лесничества является высокий уровень выполнения исследовательских работ. Обучающиеся демонстрируют отличные показатели по участию в различных экологических конкурсах и проектах, всегда выделяются своей активностью и целеустремленностью. Тематика исследовательских работ, выполненных в 2020-2022 учебном году. 1. Тиминова Валерия Игоревна, 6 «Б» класс «Исследование лягушки обыкновенной» 2. Измайлова Кристина, 6 «В» класс, «Дождевые черви – наши друзья или враги?» 3. Казакова Полина, 9 «А» класс -«Исследования причин зарастания р.Ярани». 4. «Исследование причин гибели деревьев в березовой роще г.Яранска»-11класс, Семенова Диана 5.Проект «Храм природы» — 7»А» класс, Шефер Ирина 6.«Исследование первоцветов на экологической тропе «Храм природы» — 11класс, Шамакова Софья 7. «Исследование короедов на экологической тропе «Храм природы»» — 11 класс, Тутубалина Анастасия, Семенова Диана. 8. Ефремова Вероника, 9 «А» класс, «Исследование муравейников на экологической тропе «Храм природы»» 3.Учебно-опытная деятельность лесничеств – это организация практико-исследовательских занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству.В этом направлении членами лесничества ведется работапо изготовлению искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники); по уходу за лесными культурами; по озеленению территории школы; сбору гербариев древеснокустарниковой растительности. Выполнены следующие практико-исследовательские работы: -Учет естественного возобновления леса (по заданию специалистов лесного хозяйства). -Учет урожайности лесных пород и плодов. -Наблюдения за ростом и развитием древесных пород. -Саморегулирование численности растений и животных в лесу. -Наблюдения за животным миром леса. 4.Просветительская деятельность. Ведение лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – важная часть работы членов школьных лесничеств. Цель- формирование личности, способной осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде. Принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы. Мероприятия, проводимые в целях экологического просвещения. Например; — Школьная конференция по работе лесничества «Зеленый десант» — Конференция «Отходы в доходы» 22 апреля — День Земли (5 июня) – подведение итогов работы по операции «Наш дом – Земля». — Научно — практическая конференция «Охрана окружающей среды» -Ученическая стартовая конференция НОУ «Созвездие» — Экофорум «Охрана окружающей среды» — Акция: “Берегите лес от пожара” (Противопожарная агитация, конкурсы плакатов, развешивание по городу листовок противопожарной направленности (ежегодные)) — Выступления агитбригады «зеленый десант» — Освещение своей деятельности на школьном сайте. 5.Природоохранная деятельность. Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов. Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды. Участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира (ежегодно): — Высаживаем кустарники и деревья — Выращиваем и высаживаем рассаду цветочных культур – социальный проект «Радуга в цветах» — проведение “Дня птиц” — подкормка птиц в зимнее время (проведение акции “Покормите птиц зимой); — развешивание гнездовий для птиц (проведение акции “Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца”); — очистка леса от мусора; очистка родников (участие в Областных конкурсах) Результаты своей работы обучающиеся представляют на мероприятиях муниципального, регионального и Всероссийского уровня. Участие в данных мероприятиях позволяет им продемонстрировать свое умение сопоставлять и критически оценивать полученные в ходе исследования данные, предвидеть дискуссионные ситуации, уметь высказывать свою точку зрения по проблеме собственного исследования. Возможность погружения в мир живой природы, вовлечение детей в природоохранную и исследовательскую деятельность дает возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных склонностей и особенностей. Ценность работы в школьном лесничестве заключается в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции эколога, лесовода, просветителя, исследователя, учёного, что помогает и в дальнейшем профессиональном самоопределении. |
Продукт опыта / проекта | Программа кружка «Юные лесоводы» |
Затруднения в реализации, риски | Лесные богатства нашей страны небеспредельны. В этой актуальной задаче большая роль отведена школьникам, которые могут заботиться о зеленых растениях, сажать деревья, выращивать их и беречь, поэтому в организации внеурочной деятельности школьного лесничества могут возникнуть проблемы. Риски: уровень экологической культуры и исследовательской деятельности – низкий. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Итоговая диагностика показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой: высокий уровень экологической культуры составил 60%, средний уровень – 40 %, обучающихся чей результат диагностики соответствует низкому уровню экологической культуры нет.
Подтверждением эффективности работы школьного лесничества является и высокий уровень проводимой исследовательской работы. Обучающиеся из школьного лесничества регулярно демонстрируют высокие показатели по участию в различных экологических мероприятиях, приглашаются на слеты школьных лесничеств, принимают участие в различных конкурсах и показывают стабильно хорошие результаты, всегда выделяются своей активностью, целеустремленностью, общительностью. |
Публикации
по теме опыта |
Авторская книга:
Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.:Просвещение,1983 Гирусов Э.В. Введение в социальную экологию: Учебное пособие. – М.,1994. – 82с. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: МИОО, 2009. – 180с. .Ильюшина И.И. «Школьные лесничества», Изд-во «Просвещение», 1996г. – 45с. Статья из сборника: Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Диссертация в виде научного доклада. — М.,1998. — 68с. Архипова Н.Н., Гончаров Е.А., Закамский В.А. и др. «Исследовательская деятельность школьных лесничеств»: учебно-методическое пособие – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. Тавстухова О.Г. и др. Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении. — Оренбург: ИПК и ППРО ОТПУ Кафедра педагогики и психологии, 2010 Статья из журнала:
Бурова С.В. Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества / Человек и образование. – 2011. — №1(26). – с. 24-27. |
Экспертное заключение | Представленный опыт является актуальным, так как одним из направлений воспитания является экологическая культура обучающихся, а разработанная программа для организации внеурочной деятельности «Юные лесоводы», может быть реализована в образовательных организациях разных типов. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ |