ФИО

Наймушина Валентина Поликарповна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

43 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ЗАТО Первомайский Кировская область, ЗАТО Первомайский, пгт.Первомайский ул.Волкова д.12 school2zato@yandex.ru

Главная задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельной читательской деятельности. Я поставила перед собой задачу сформировать у ребят интерес самостоятельного чтения детской литературы в рамках учебной и внеклассной работы. В своей работе по развитию читательской грамотности у детей на уроках использую приёмы технологии критического мышления, а также форму внеклассного чтения – литературную игру, литературную викторину.

Работу с текстом начинаю с подготовительного этапа чтения в 1 классе. Во время подготовительного этапа обучения грамоте использую только хорошо знакомые детям книги. Ученики знают, что книгу можно не только рассматривать, слушать и читать, но и узнавать из книги что-то новое. На основном этапе обучения грамоте, работая над текстами учебника, демонстрирую детям книги разных авторов. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации и узнаем, о чем эта книга. Могу дополнительно прочитать какой-то эпизод книги, а, чтобы узнать, что дальше, детям захочется дочитать книгу до конца. На заключительном этапе обучения грамоте у детей появляется устойчивый интерес к детским книгам. Во 2-4 классах произведения для внеклассного чтения подбираю, такие, которые детям интересно ещё раз перечитать. После самостоятельного прочтения произведения, проводится литературная игра по прочитанному произведению в форме викторины, брейн-ринга. На уроках литературного чтения применяю приёмы технологии критического мышления такие, как

• чтение с остановкой;

• синквейн;

• ромашка Блума;

• логические цепочки.

Приём «Чтение с остановкой».

Данный приём развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. (Приложение 1)

Приём «Синквейн».

Синквейн активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. (Приложение 2)

Приём «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. (Приложение 3)

Приём «Логические цепочки» помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. (Приложение 4) При использовании на уроках литературного чтения указанные приемы формируют навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

YandexGPTКраткий пересказ

• Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы является одной из задач ФГОС НОО.
• Чтение рассматривается как средство развития ученика и адаптации в обществе.
• Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность.
• Для развития читательской грамотности используются приёмы технологии критического мышления и литературные игры.
• Работа по формированию читательской грамотности начинается с подготовительного этапа в 1 классе.
• Во 2-4 классах подбираются произведения для самостоятельного чтения и проводятся литературные игры.
• Для каждого класса составляется список литературы для самостоятельного чтения.
• Работа по формированию читательской грамотности сочетается с уроками литературного чтения.
• Используются приёмы технологии критического мышления: чтение с остановкой, синквейн, ромашка Блума, логические цепочки.
• Применение этих приёмов помогает учащимся развивать навык чтения, уверенность при работе с текстом, интерес к книге и анализировать прочитанное.

Ф.И.О. Наймушина Валентина Поликарповна
Организация Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ЗАТО Первомайский Кировская область, ЗАТО Первомайский, пгт.Первомайский ул.Волкова д.12 school2zato@yandex.ru
Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 43года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта  

Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы через уроки литературного чтения, как главной составляющей функциональной грамотности

Ключевые слова Читательская грамотность, читательские умения и навыки ,работа с текстом
Источник изменения Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) от 2024 года, одна из задач — сформировать функциональную грамотность обучающихся, как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит для личностного развития ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, компетентного и инициативного гражданина. Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность: умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности личности.
Идея изменения  Научить детей правильному беглому, осознанному, выразительному чтению — одна из задач начального общего образования; формировать читательские умения и навыки; развивать учебно-познавательные мотивы чтения.
Направления работы Умение работать с текстом, книгой; работа с библиотекой; работа с родителями.
   Концепция изменений
Актуальность В результате огромного количества перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей стало трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к самостоятельному чтению? Такая проблема была и у меня, пока не перестроила свою работу.
Новизна Главная задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательской грамотности.

ü  Систематическое использование на уроках различных форм, методов и приёмов при работе с текстом;

ü  Изменение подходов к организации учебно-воспитательных процессов;

ü  Разные задания после прочтения произведения, метапредметных связей.

Ожидания результатов ü  Сформированность навыков работы с текстом, книгой

ü  Расширение кругозора, интеллекта и творческого развития;

ü  Динамика развития навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения

Затруднения и риски ü  Не все дети читают с одинаковой скоростью;

ü  При проведении уроков в форме игры, дети, которые не прочитали произведение, не могут ответить на вопросы.

Условия реализации

Требуется большая подготовительная работа. Педагогу необходимо внимательно перечитывать тексты, чтобы составить задания .

Результат изменений.

Ребята проявляют интерес к книге, читают внимательно, осознанно. Активнее стали работать на уроках при работе с текстом. Анализируют текст, составляют характеристику героев, оценивают поступки литературных героев, выделяют главное из прочитанного при подготовке к пересказу, у детей повысился словарный запас.

Публикации

 

 

По развитию читательских навыков имеются мои публикации

журнал «Начальная школа» № 8-2008г (клубный час «В мире животных»),

журнал «Начальная школа»№ 12-2021г (Кружок «В мире книг»),

Описание инновационного опыта  Главная задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельной читательской деятельности. Я поставила перед собой задачу сформировать у ребят интерес

самостоятельного чтения детской литературы в рамках учебной и внеклассной работы. В своей работе по развитию читательской грамотности у детей на уроках использую приёмы технологии критического мышления, а также форму внеклассного чтения – литературную игру, литературную викторину.

 

Работу с текстом начинаю с подготовительного этапа чтения в 1 классе. Во время подготовительного этапа обучения грамоте использую только хорошо знакомые детям книги. Ученики знают, что книгу можно не только рассматривать, слушать и читать, но и узнавать из книги что-то новое. На основном этапе обучения грамоте, работая над текстами учебника, демонстрирую детям книги разных авторов. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации и узнаем, о чем эта книга. Могу дополнительно прочитать какой-то эпизод книги, а, чтобы узнать, что дальше, детям захочется дочитать книгу до конца. На заключительном этапе обучения грамоте у детей появляется устойчивый интерес к детским книгам. Во 2-4 классах произведения для внеклассного чтения подбираю, такие, которые детям интересно ещё раз перечитать. После самостоятельного прочтения произведения, проводится литературная игра по прочитанному произведению в форме викторины, брейн-ринга.

На уроках литературного чтения применяю приёмы технологии критического мышления такие, как

  • чтение с остановкой;
  • синквейн;
  •  ромашка Блума;
  • логические цепочки.

Приём «Чтение с остановкой».

Данный приём развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. (Приложение 1)

Приём «Синквейн».

 Синквейн активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. (Приложение 2)

Приём «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. (Приложение 3)

Приём «Логические цепочки» помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений.

(Приложение 4)

При использовании на уроках литературного чтения указанные приемы формируют навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Результат использования опыта в практике работы

 

В результате работы по формированию читательской грамотности у обучающихся начальной школы через уроки литературного чтения, как главной составляющей функциональной грамотности постепенно развивается навык чтения и уверенность при работе с текстом во время самостоятельного чтении. Ребята проявляют интерес к книге. Читают внимательно, осознанно. С удовольствием выполняют задания к тексту, сами составляют презентации. Повысилась техника чтения. Активнее стали работать на уроках литературного чтения. Хорошо анализируют прочитанный текст, дают характеристику героям, оценивают их поступки, выявляют главную мысль произведения, высказывают своё отношение к прочитанному. Для домашнего задания чаще выбирают творческие задания. Повысился словарный запас. Наблюдается стабильность результатов навыков чтения учащихся по предмету

Результаты навыка чтения по годам обучения:

1 класс на конец учебного года выше нормы читало 75%

2 класс: на конец учебного года выше нормы читало 84%

3 класс: на конец учебного года выше нормы читало 87%

4 класс: на конец учебного года выше нормы читало 94%

Формирование читательской грамотности, как главной составляющей функциональной грамотности применяю не только на уроках литературного чтения, но и через самостоятельное внеклассное чтение детской художественной литературы. Для самостоятельного внеклассного чтения привлекаю родителей, провожу совместные родительские собрания с литературными викторинами .(Приложение 5)

Рубрика Начальное общее образование
Экспертное заключение  Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов Кировской области провести уроки, внеурочные занятия, внеклассные мероприятия по литературному чтению
Ф.И.О. эксперта Кожинова Н.В., методист кафедры ДиНОО ИРО Кировской области
Читательская грамотность
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл