ФИО
Шутова Ольга Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель географии
СТАЖ РАБОТЫ
25 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Вечерняя средняя школа г. Котельнича» (КОГОБУ ВСШ г. Котельнича) Структурное подразделение: филиал Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Вечерняя средняя школа г. Котельнича» в г. Омутнинске (филиал КОГОБУ ВСШ г. Котельнича в г. Омутнинске). Адрес ОО: 612744, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Трудовых Резервов,д.125 vsoshik17@yandex.ru; schutowa.olia2012@yandex.ru контактный телефон :89195190198
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
приёмы работы с текстами, обучающиеся-осуждённые, Виды функциональной грамотности
Обновленные стандарты большое внимание уделяют формированию у обучающихся функциональной грамотности. Важнейшими приёмами развития разных видов грамотности на уроках географии являются приёмы работы с текстами. В данном опыте представлены примеры заданий по формированию всех видов функциональной грамотности на уроке по теме «Уральский экономический район» в 9 классе, с использованием разного текстового материала
Краткий пересказ
• Формирование функциональной грамотности является приоритетной целью школы.
• ФГОС определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации.
• Акцент на функциональной грамотности повышает успеваемость учеников.
• Работа с разными видами текстов способствует развитию функциональной грамотности.
• Дифференцированный подход используется для подбора заданий по каждой теме.
• Применение современных приемов обучения приближает содержание к жизни и формирует функциональную грамотность.
• Формирование функциональной грамотности на уроках географии включает все виды грамотности, закрепленные в обновленных ФГОС.
• Использование разнообразных форм и методов обучения способствует развитию коммуникации и сотрудничества на уроке.
Ф.И.О. | Шутова Ольга Васильевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Вечерняя средняя школа г. Котельнича» (КОГОБУ ВСШ г. Котельнича)
Структурное подразделение: филиал Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Вечерняя средняя школа г. Котельнича» в г. Омутнинске (филиал КОГОБУ ВСШ г. Котельнича в г. Омутнинске). Адрес ОО: 612744, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Трудовых Резервов,д.125 vsoshik17@yandex.ru; schutowa.olia2012@yandex.ru контактный телефон :89195190198 |
Должность | Учитель географии |
Стаж работы | 25 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках географии» |
Ключевые слова | Виды функциональной грамотности, обучающиеся-осуждённые, приёмы работы с текстами |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Обновленные стандарты большое внимание уделяют формированию у обучающихся функциональной грамотности. Важнейшими приёмами развития разных видов грамотности на уроках географии являются приёмы работы с текстами.
В данном опыте представлены примеры заданий по формированию всех видов функциональной грамотности на уроке по теме «Уральский экономический район» в 9 классе, с использованием разного текстового материала. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Основой появления и развития моего опыта стала необходимость оказания помощи осуждённым в их адаптации к постоянно меняющемуся миру, а также требования обновлённого ФГОС к формированию функциональной грамотности в школе. |
Актуальность | Выполнение заданий на функциональную грамотность на разных этапах урока помогает осуждённым учиться моделировать своё будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, что позволяет ощущать себя полноправными гражданами общества. |
Новизна | Применение заданий на формирование разных видов функциональной грамотности на уроках географии в условиях исправительной колонии. |
Описание инновационного опыта | На уроках географии я применяю задания на развитие всех видов функциональной грамотности. Основная часть этих заданий направлена на работу с разными видами текстов: сплошными, не сплошными и смешанными. Так как мои обучающиеся -это осуждённые, которые имеют разный возрастной состав, разный уровень познавательных интересов и, в большинстве своём, несформированную систему знаний и умений, я много внимания уделяю подготовке к уроку:
-составляю (или подбираю) разнообразные по структуре задания; -использую задания к текстам разной степени сложности и разной направленности: аналитические, информационные; -стараюсь больше в своей практике использовать интерактивные методы обучения, так как они способствуют привлечению внимания и повышению восприятия и интереса к предмету; — подбираю текстовый материал, чтобы он был связан с жизнью. Работа с текстами является очень трудоёмкой, так как обучающиеся на первых порах совершенно не умеют с ними работать. Это выражается в неумении: — формулировать вопросы; видеть в тексте нужную информацию; -использовать простейшие приемы исследования; -анализировать и строить развернутые высказывания; -сотрудничать. Поэтому, я использую дифференцированный подход в обучении. Применяю уровневые задания: первый уровень- задания на распознавание фактов, понятий, поиск информации, установление причинно-следственных связей; средний уровень- задания на описание или объяснение явлений, заполнение таблиц, составление схем, чтение диаграмм; высокий уровень- задания на анализ, оценку, формулирование выводов, обоснование ответа, решение проблем, применение знаний и умений в новой ситуации. Задания создаю на основе текстов из Интернета, учебников по географии, пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и лично разработанные. Вот некоторые из тех приёмов, которые я часто использую и отразила в своей работе: -составление заданий на формирование знаний, понимания учебного материала, на развитие внимания; — составление таблицы на основе параграфа учебника; -составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста — высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы; — составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме; — нахождение географических ошибок в предложенном тексте; — ответы на проблемные вопросы; — выполнение заданий на «опережение времени». Систематическое и целенаправленное использование данных приёмов способствует возникновению интереса у обучающихся к предмету. Они учатся находить противоречия, видеть разные варианты решения задач, не бояться предлагать свои решения. Это ведёт к формированию функциональной грамотности и дает пока небольшие, но положительные результаты. Стала появляться творческая активность у более мотивированных учеников. Часть из них стали самостоятельнее при выполнении практических работ. Повысился интерес к участию в географических конкурсах, в мероприятиях предметной недели географии. Выполнение заданий на все виды функциональной грамотности облегчат осуждённым в будущем социализацию в обществе в будущем и позволит ощущать себя полноправными гражданами страны. |
Продукт опыта / проекта | В статье отражены приёмы формирования разных видов функциональной грамотности на уроках географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район» |
Затруднения в реализации, риски | 1) Ограниченный круг источников информации, ограничения в использовании ресурсов сети Интернета для осужденных. 2) Трудоёмкость в подготовке заданий по формированию функциональной грамотности для обучающихся разных уровней освоения учебного материала. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
В процессе реализации опыта работы в направлении формирования функциональной грамотности, обучающиеся с большим интересом, стали относиться к предмету, потому что лучше стали его понимать. Применение новых приёмов формирования функциональной грамотности на уроках географии дало пусть небольшие, но положительные результаты: процесс обучения стал более продуктивным, выросла успеваемость. |
Публикации
по теме опыта |
Сетевое образовательное издание «Арт-талант». Тема «Формирование функциональной грамотности на уроках географии». Дата публикации: 19 мая 2025г. |
Экспертное заключение |
Представленный опыт работы О.В. Шутовой по теме «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках географии»
отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | Естественно-научные предметы |