ФИО
Крысова Светлана Михайловна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии и географии
СТАЖ РАБОТЫ
31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Кильмезь». Адрес: 613570 Кировская обл., пгт. Кильмезь, ул. Больничная, дом 3. телефон (83338) 2-12-73 Адрес электронной почты kilmezrshool@mail.ru Адрес сайта http: // kmzschool.3dn.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
агропрофессии, сельское хозяйство, Агрокласс, Профориентация, Биология
В статье описан опыт работы учителя биологии и географии опорной школы образовательного кластера «Кильмезский» по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Агрокласс. Растениеводство». В статье рассмотрены направления работы кружка и их значение. Подчеркнута важность ранней профориентации для выбора будущей профессии, связанной с сельским хозяйством. Создание агроклассов играет ключевую роль в формировании позитивного имиджа сельскохозяйственных профессий и стимулировании интереса молодежи к этой сфере деятельности.
Краткий пересказ
• Профессиональная ориентация — система мероприятий для формирования мотивации к труду и выбору профессии.
• Агроклассы — образовательный проект для ранней профориентации и повышения престижа сельскохозяйственных профессий.
• В Кировской области создаются агроклассы для популяризации и повышения престижа сельскохозяйственных профессий.
• Агрокласс в школе №7 пгт Кильмезь состоит из 22 обучающихся и реализует программу агрокласса во внеурочной деятельности.
• Программа агрокласса включает учебно-практическую деятельность, профориентационно-просветительскую деятельность, природоохранную деятельность и проектно-исследовательскую деятельность.
• В декабре 2024 года проведен квест-игра «Мир сельскохозяйственных профессий» для учеников 7-8 классов с участием работников сельскохозяйственной отрасли и СПК-колхоза «Заря».
• Ранняя профориентация важна для всестороннего развития личности и должна рассматриваться в единстве с другими аспектами личности.
• Большинство детей агрокласса, вероятно, поступит в средние и высшие учебные заведения, связанные с сельским хозяйством.
Ф.И.О. | Крысова Светлана Михайловна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Кильмезь». Адрес: 613570 Кировская обл., пгт. Кильмезь, ул. Больничная, дом 3.
телефон (83338) 2-12-73 Адрес электронной почты kilmezrshool@mail.ru Адрес сайта http: // kmzschool.3dn.ru |
Должность | Учитель биологии и географии |
Стаж работы | 31 год |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Агрокласс как средство ранней профориентации обучающихся.
|
Ключевые слова | Агрокласс, профориентация, агропрофессии, сельское хозяйство, биология. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В статье описан опыт работы учителя биологии и географии опорной школы образовательного кластера «Кильмезский» по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Агрокласс. Растениеводство». В статье рассмотрены направления работы кружка и их значение. Подчеркнута важность ранней профориентации для выбора будущей профессии, связанной с сельским хозяйством. Создание агроклассов играет ключевую роль в формировании позитивного имиджа сельскохозяйственных профессий и стимулировании интереса молодежи к этой сфере деятельности. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Современное сельское хозяйство — это высокотехнологичная отрасль, требующая глубоких знаний и навыков. Агроклассы разрушают стереотип о сельском хозяйстве как о непрестижной и малоперспективной сфере. Их цель — заинтересовать школьников аграрными профессиями. Агроклассы дают ученикам комплексное представление о современном сельском хозяйстве, развивают практические навыки и готовят к дальнейшему профессиональному образованию в этой сфере. Такой подход помогает не только получить необходимые знания, но и привить устойчивый интерес к сельскохозяйственным профессиям.
|
Актуальность | Ранняя профориентация направлена на формирование у учащихся устойчивого интереса к аграрным специальностям. Агроклассы представляют собой инновационный подход к образовательной деятельности, позволяющий интегрировать в учебный процесс специализированные дисциплины, такие как агрономия, животноводство, механизация, растениеводство.
Это способствует не только формированию базовых знаний и навыков в области сельского хозяйства, но и развитию профессиональной ориентации учащихся, что, в свою очередь, повышает вероятность осознанного выбора будущей профессии. |
Новизна | Новизна предлагаемого метода заключается в его способности интегрировать современные образовательные парадигмы, такие как системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, заложенные в основу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Данный подход позволяет не только структурировать образовательный процесс, но и эффективно организовывать самостоятельную деятельность учащихся, стимулируя их когнитивное развитие, формирование критического мышления и креативных способностей.
Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса к биологии и агрономическим специальностям. Внедрение агроклассов способствует углублению знаний учащихся в области биологии, а также развивает их профессиональную ориентацию в контексте агропромышленного комплекса. Таким образом, предложенная методика является инновационным инструментом, направленным на всестороннее развитие учащихся и их подготовку к будущей профессиональной деятельности в сфере сельского хозяйства. |
Описание инновационного опыта | В рамках реализации программы профессиональной ориентации школьников и стратегического партнерства с агротехнологическими образовательными учреждениями в сентябре 2024 года в нашей образовательной организации был создан специализированный агрокласс. На данный момент в его состав входит 22 постоянных учащихся, однако для участия в мероприятиях привлекаются и другие обучающиеся как нашей школы, так и близлежащих образовательных учреждений района.
Агрокласс функционирует в формате кружка под названием «Агрокласс. Растениеводство». Основные направления его деятельности включают: 1.Учебно-практическую работу. 2. Профессиональную ориентацию и просвещение. 3. Экологическую охрану природных ресурсов. 4. Научно-исследовательскую и проектную деятельность. Учебно-практическая деятельность Основной целью данного направления является практическое закрепление теоретических знаний, полученных учащимися в процессе обучения. Учебно-практическая работа включает выполнение лабораторных и практических заданий, направленных на освоение ключевых агротехнологических компетенций. Среди них:
Профориентационно-просветительская деятельность Данное направление ориентировано на ознакомление учащихся с профессиями в области сельского хозяйства и содействие в профессиональном самоопределении. В рамках этой деятельности проводятся:
Природоохранная деятельность Данное направление направлено на формирование у учащихся экологически ответственного поведения и навыков охраны окружающей среды. В рамках этой работы проводятся следующие мероприятия:
Эти мероприятия не только способствуют воспитанию бережного отношения к природе, но и развивают практические навыки экологической деятельности. Проектно-исследовательская деятельность Целью данного направления является развитие исследовательских способностей учащихся, формирование навыков работы в команде и освоение методов научного познания. В рамках этого направления учащиеся выполняют исследовательские проекты, такие как:
|
Продукт опыта / проекта | Продукт — образовательная программа кружка «Агрокласс. Растениеводство», направленная на формирование у учащихся базовых знаний и практических навыков в области сельского хозяйства. |
Затруднения в реализации, риски | В школах нет современных учебных классов и лабораторий, которые могли бы создать уникальную образовательную среду. Из-за этого учащиеся агроклассов не могут получить полное представление о современном сельском хозяйстве и освоить начальные профессиональные навыки ещё в школе. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Проанализировав свой опыт работы в агроклассе, могу с уверенностью сказать, что этот метод полностью соответствует новым федеральным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО). Он также гармонично вписывается в системно-деятельностный подход, который лежит в основе современного образовательного процесса.
Этот подход направлен на всестороннее развитие личности ученика. В его рамках особое внимание уделяется развитию творческой и познавательной активности школьников, а также формированию навыков самостоятельности и инициативы. Кроме того, системно-деятельностный подход помогает учащимся определиться с будущей профессией, что важно для их личностного и профессионального роста. Агрокласс, являясь частью системы профориентационной работы, позволяет ученикам не только получать теоретические знания, но и применять их на практике. Это помогает им лучше понять сельскохозяйственную деятельность, развивает аналитические и практические навыки, а также пробуждает интерес к научным исследованиям и инновациям. Дети участвуют в районных, окружных межрегиональных конкурсах исследовательских работ и проектов «Я познаю природу», «Человек и природа», «Юный овощевод», становятся победителями и призёрами.
|
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
«Профессиональная ориентация школьников в системе естественно — научного и географического образования»:52-я, областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии и химии (Киров ,31 января 2025 года): Сборник материалов. /Сост. Н.В.Носова; Авторский коллектив; ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». — Киров,2025.-168 с. |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Носова Н.В., зав. кафедрой предметных областей, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Естественно — научные предметы. |