ФИО
Окишева Татьяна Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы, педагог-организатор
СТАЖ РАБОТЫ
31 год, 10 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ №6, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 города Кирово-Чепецка Кировской области 613047, Кировская область, город Кирово-Чепецк, улица Сосновая, дом 24/2 8(83361) 3-11-26, k-ch-school6@mail.ru, okisheva.t@mail.ru
В работе представлен опыт изучения в школе нового литературного произведения, в котором поднимаются проблемы, связанные с современными ценностями общества. Опыт соответствует требованию современного образования – усилению воспитательного потенциала урока.
Ф.И.О. | Окишева Татьяна Владимировна |
Организация | МБОУ СОШ №6, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 города Кирово-Чепецка Кировской области
613047, Кировская область, город Кирово-Чепецк, улица Сосновая, дом 24/2 8(83361) 3-11-26, k-ch-school6@mail.ru, okisheva.t@mail.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы, педагог-организатор |
Стаж работы | 31 год, 10 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Формирование традиционных ценностей обучающихся средствами современной литературы на уроках внеклассного чтения» |
Ключевые слова | Традиционные ценности, смысловое чтение, общий надёжный дом, добрососедские отношения, любовь и уважение к близким людям, мир детства, приключения, повести Елены Рыковой |
Аннотация (не более 500 знаков) | В работе представлен опыт изучения в школе нового литературного произведения, в котором поднимаются проблемы, связанные с современными ценностями общества. Опыт соответствует требованию современного образования – усилению воспитательного потенциала урока. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Современный школьник – мало читающий ученик, с низкой мотивацией к чтению, читательский опыт которого ограничивается в основном программными произведениями или самостоятельно выбранными, не всегда качественными текстами авторов. В условиях обновления содержания образования привлечение произведений современных писателей в рамках внеклассного чтения позволяет расширить круг чтения, привлечь внимание к тексту, получить социальный опыт, усвоить традиционные ценности общества, привить вкус к хорошей литературе. |
Актуальность | Актуальность предлагаемой темы вызвана снижением духовных запросов общества, ослаблением интереса к чтению и книге. Повысить культуру общества необходимо обновлением содержания и форм литературного образования, которое должно опираться на социальный опыт обучающихся. Уроки внеклассного чтения, где варьируется выбор произведений современной литературы, позволяют это сделать. |
Новизна | Новизна заключается в обновлении содержания литературного образования, углублении воспитательного потенциала урока. В научной методической литературе не представлен опыт изучения произведений Е.Н.Рыковой. |
Описание инновационного опыта | В настоящее время придаётся большое значение воспитательному потенциалу урока. Необходимо воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к родной земле, дому, уважение к окружающим людям. Это позволяют делать уроки литературы.
В качестве примера приведу урок внеклассного чтения в 5 классе на тему «Мой дом – моя крепость?» Целью урока является создание условий для осмысления ценности «общий дом», «крепкая семья», «традиции», «добро». Материалом для осмысления служит текст повести современного автора Е.Н.Рыковой «Высотка». На каждом этапе урока ребята одновременно с литературными знаниями и умениями (читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст и делать выводы) получают определенный опыт взаимоотношений с людьми, убеждаются, что они строятся на законах добрососедства, внимания к людям, наблюдательности, заботы, тем самым у них формируется осознанное отношение к жизненным ценностям. Структура урока состоит из следующих этапов: Мотивационно-целевой. Дидактическая задача этапа – обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Организуется фронтальная работа в форме дискуссии над ключевыми вопросами: от чего зависит счастье в доме? Что объединяет людей в доме? Размышления над ними помогли настроиться на поисковую работу на уроке. А вопросы: всегда ли люди понимают, от чего зависит счастье в доме, и начинают по-настоящему ценить тех, кто рядом? В какой момент это происходит? – позволяют перейти к основному этапу – анализу произведения Елены Рыковой. Основной этап. Анализ произведения. Дидактическая задача этапов – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения и изменённой ситуации. На данном этапе применяется фронтальная и групповая работа над анализом глав повести, что позволяет вовлечь всех учеников в поисково-аналитическую деятельность, рассмотреть большой объём литературного материала. Каждая группа знакомилась с текстом главы, выделяла главные события, описания, искала ключевую фразу о взаимоотношениях людей. Все ключевые мысли фиксируются в обобщающей таблице, что помогает отразить ключевые смыслы: от одиночества спасает творчество и желание порадовать других людей, «любой стресс лечится при помощи помощи», нужно уметь находить счастье в простых вещах, дом – это место, где «всем есть где сидеть, лежать, смотреть в окно, читать и слушать музыку», а жить общим домом – значит разделять общее горе и радость, заботы друг о друге и доме Заключительный этап. Является подготовкой к домашнему заданию. Оно следует из ключевой фразы эпилога: «Остальные квартиры ты можешь заселить самостоятельно, ведь у тебя тоже есть соседи и ты наверняка знаешь, кто из них где живёт». Обучающиеся рассказывают о своем опыте общения с соседями, называя положительные и отрицательные моменты. Домашнее задание: написать о своём счастливом доме-крепости. Кого бы вы поселили в нём? |
Продукт опыта / проекта | Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе |
Затруднения в реализации, риски | Современные произведения по литературе опубликованы на платных цифровых платформах, поэтому тексты недоступны широкому кругу читателей. Учителю требуется делать обзор произведения, печатать отрывки произведения. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Изучение произведений современных авторов на уроках внеклассного чтения имеет целый ряд положительных эффектов:
обеспечивает рост интереса к литературе; способствует духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию обучающихся; у обучающихся формируются ключевые компетенции: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации; умение анализировать литературное произведение, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий. |
Публикации
по теме опыта |
В сборнике творческой лаборатории «Формирование традиционных ценностей обучающихся на уроках литературы: содержание, методика и эффективные практики», руководитель Окунева С.А., 2025 год |
Экспертное заключение | Основной идеей опыта является формирование уважения к традиционным российским ценностям (родной дом, крепкая семья, коллективизм, созидательный труд, взаимопомощь) через изучение художественных произведений современных русских авторов, через поисково-исследовательскую деятельность. При организации аналитической работы педагог использует приёмы критического мышления, смыслового чтения, методы проблемного и исследовательского характера, что способствует развитию у обучающихся метапредметных компетенций.
Реализация деятельностного метода позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся и создать условия для формирования всех видов универсальных учебных действий, что говорит об актуальности и востребованности представленного опыта. Воспитательный потенциал опыта складывается из ценностно-ориентированного содержания литературного материала, ценностных оснований взаимодействия педагога и обучающихся, что тоже говорит об актуальности опыта. Опыт работы может быть использован учителями русского языка и литературы, классными руководителями, советниками директора по воспитанию, так как используемые педагогом формы и методы работы носят надпредметный характер. |
Ф.И.О. эксперта | Зам.директора по научно-методической работе Е.Н.Валова,
Окунева С.А., к.п.н., доцент кафедры предметных областей |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ. Русский язык и литература |