ФИО
Спицына Вера Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Педагог дополнительного образования
СТАЖ РАБОТЫ
37 лет; в занимаемой должности 2 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Котельнича Кировской области (МБУ ДО «ЦДО») 612600 Кировская область, город Котельнич, ул. Победы, дом 26 8(83342)4-41-63 e-mail: zdo.kotel@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Взаимоотношения подростков, Дом и семья, Традиционные нравственные ценности, Современная литература для детей и подростков, Внеклассное чтение
Данный опыт посвящён актуальной проблеме формирования у школьников одной из важных жизненных ценностей – ценности семьи. Деятельность педагога создает условия для знакомства учащихся с современной детской художественной литературой, формирования потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. На примере изучения повести Марии Якуниной «Восьмёрка» показаны подходы к анализу художественного произведения современной детской литературы, приёмы исследования текста. Опыт может быть использован учителями русского языка и литературы для проведения уроков внеклассного чтения по современной детской литературе в 5-9 классах и классными руководителями при планировании воспитательных событий с детьми и родителями.
Ф.И.О. | Спицына Вера Ивановна |
Организация | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Котельнича Кировской области (МБУ ДО «ЦДО») 612600 Кировская область, город Котельнич, ул. Победы, дом 26 8(83342)4-41-63 e-mail: zdo.kotel@mail.ru |
Должность | Педагог дополнительного образования |
Стаж работы | 37 лет; в занимаемой должности 2 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Осмысление понятия «крепкая семья» при изучении повести М.Якуниной «Восьмёрка» |
Ключевые слова | Традиционные нравственные ценности, Внеклассное чтение, Современная литература для детей и подростков, Дом и семья, Взаимоотношения подростков |
Аннотация (не более 500 знаков) | Данный опыт посвящён актуальной проблеме формирования у школьников одной из важных жизненных ценностей – ценности семьи. Деятельность педагога создает условия для знакомства учащихся с современной детской художественной литературой, формирования потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. На примере изучения повести Марии Якуниной «Восьмёрка» показаны подходы к анализу художественного произведения современной детской литературы, приёмы исследования текста. Опыт может быть использован учителями русского языка и литературы для проведения уроков внеклассного чтения по современной детской литературе в 5-9 классах и классными руководителями при планировании воспитательных событий с детьми и родителями. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В условиях современных социальных, экономических, политических преобразований социальные институты, в том числе и семья, подвергаются риску, происходит смена ценностных ориентиров. Асоциальное поведение родителей, отказ от воспитания своих детей и помощи престарелым родителям, разводы родителей разрушают семейные связи, крепкая семья перестает быть ценностью. Причинами неблагополучия в семьях всё чаще становится стремление только к материальным благам, отсутствие взаимопонимания, общих интересов и совместных дел как между самими родителями, так и между родителями и детьми. Таким образом, проблема несформированности в обществе абсолютной ценности семьи становится актуальной и требует решения. Опыт осмысления школьниками понятия «крепкая семья» направлен на формирование у подростков понимания ценности крепкой семьи. |
Актуальность | Одной из традиционных ценностей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №809, является крепкая семья. Возрождение духовно-нравственных основ семьи – это задача государственной важности, не случайно одна из тем «Разговоров о важном» со школьниками – взаимоотношения в семье. От совместных усилий государства, общества, школы и семьи зависит наше будущее. Важно, чтобы современные школьники осознавали ценность семейных связей и важность сохранения крепкой семьи. |
Новизна | Средством формирования у школьников ценности семьи стала современная художественная литература для детей и подростков. Объекты изучения — художественные произведения писателей 21 века, ставшие победителями авторитетных конкурсов и премий в области современной детской литературы (Национальная премия в области детской и подростковой литературы, Международная литературная премия имени П.П.Ершова, Международная детская литературная премия им. В.П.Крапивина, Всероссийский открытый литературный фестиваль-конкурс «Хрустальный родник», Книгуру и другие). Методических рекомендаций по изучению данных произведений нет. Новизна опыта заключается в разработке подходов к осмыслению и анализу современных, но практически не изученных литературных произведений. |
Описание инновационного опыта | Семья – одна из величайших ценностей общества. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, в ней закладываются духовно-нравственные основы. Наш опыт направлен на формирование у школьников понимания ценности крепкой семьи. Материалом для работы стала современная художественная литература для детей и подростков. С целью выбора книги для чтения и обсуждения с учащимися были проанализированы литературные премии и награды на сайте «ПроДетЛит» (Всероссийская энциклопедия детской литературы), выбрана повесть современного писателя Марии Якуниной «Восьмёрка» (лауреат I степени Всероссийского конкурса Книгуру, 2020 г.).
Результат деятельности – разработка урока внеклассного чтения в 7 классе по книге М.Якуниной «Восьмёрка». Цель урока – формирование у школьников понимания ценности семьи, осмысление понятия «крепкая семья». Задачи: Образовательные — создание условий для знакомства школьников с современной детской художественной литературой и планирования досугового чтения; — формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; — развитие умения анализировать и интерпретировать художественное произведение. Развивающие — развитие навыков смыслового чтения; — развитие речевых умений учащихся. Воспитательные — воспитание осознанного отношения к ценностям жизни с опорой на читательский опыт; — формирование морального сознания и нравственных чувств учащихся. Планируемые результаты: Личностные: формирование ценностного отношения к семье, осознание важности доверительных и уважительных взаимоотношений как основы семейного благополучия. Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения формулировать и аргументировать свое мнение. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни, развитие умения выбирать, анализировать и интерпретировать литературную информацию. Формирующиеся ценности: крепкая семья (взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность) Основные смыслы урока: «И когда человек … на всю жизнь решает кого-то поддерживать – это самое важное, что может быть.» « – И теперь я знаю, что такое полюбить свою маму по-настоящему. Остается только ждать назначенной даты Появления, чтобы Родиться, вырасти и защищать её. — От чего защищать? — От всего, — твердо сказал Олег.» «… Может, мои родители и не спасут человечество, зато они очень любят друг друга. А это, по-моему, важнее.» « Но, конечно, любить тех, кого сам выбрал, легко. А ты попробуй ее полюбить – неприкаянную, чужую, но все-таки нуждающуюся в любви, раз тебя к ней отправляют… Хотите, чтобы все у вас легко и гладко было. Только так никогда не будет.» « … каждый из нас должен пройти через все это – ревность, любовь, предательство, дружбу, разочарование. Только так и станешь человеком.» «…иногда человек может погибнуть в прямом смысле. А иногда душа его умирает. И это гораздо страшнее. Если твоя душа мертва, тебя никто не заботит, ты готов причинить страшную боль любому человеку ради своей выгоды.» Семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. Этапы занятия: 1. Мотивационно – целевой. Учитель создаёт условия для постановки целей урока самими учащимися, для мотивации деятельности с помощью вопросов, личностно значимых для каждого ученика: зачем человеку нужна семья, что для тебя означает семья, как сделать семью счастливой? На данном этапе необходима словарная работа (понятие «семья»). Школьники заполняют блоки «Ассоциации» и «Кого я считаю своей семьёй» индивидуальной рабочей карты «Формула счастливой семьи» (Приложение 2) и отвечают на вопросы учителя. 2. Основной этап, работа с текстом произведения. Обучающиеся исследуют понятие «крепкая семья» на примере жизни разных семей, показанных в повести, составляют «формулу счастливой семьи», делают выводы и обретают смыслы. Определяя отношение главной героини повести к семье, ученики приходят к выводу об абсолютной ценности семьи в жизни человека. Также создаются условия для формирования читательской грамотности школьников с помощью заданий, позволяющих осмыслить прочитанное. В начале работы актуализируются знания содержания повести. Для исследования текста организуется работа в парах, в Приложении 1 указаны конкретные эпизоды повести, данные ученикам для анализа. Данная работа направлена на развитие читательских умений. Далее школьники заполняют карту эмпатии главной героини Восьмёрки (Приложение 3), демонстрируя понимание литературного текста. В ходе фронтальной беседы формулируется вывод о важности атмосферы любви и взаимопонимания в семье. Именно это делает семью крепкой. В заключение ученики составляют «Формулу счастливой семьи», делятся своим мнением, обсуждают составляющие формулы. Данный приём работы с картой направлен на актуализацию личностного опыта учащихся. 3. Заключительный этап. Происходит рефлексия деятельности школьников и подведение итогов урока. Создаются условия для развития речевых умений учащихся. Домашнее задание – письменный развёрнутый ответ на вопрос (на выбор) по теме урока. |
Продукт опыта / проекта | Разработка урока внеклассного чтения по повести современного автора М.Якуниной «Восьмёрка» |
Затруднения в реализации, риски | Затруднением является отсутствие книг современных писателей в библиотеках школы и города. Можно приобрести электронный вариант книги (если есть) или сканировать её для распространения среди школьников. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Результатом деятельности стало повышение читательского интереса школьников, привлечение внимания к современной литературе для детей и подростков. Расширился читательский опыт учащихся, умения и навыки анализа текста художественного произведения. Анализ сочинений показал, что выбранная для изучения книга оказала положительное влияние на ценностно-смысловую сферу школьников, заставила задуматься об отношении к собственной семье и родителям, понять важность сохранения крепкой семьи. |
Публикации
по теме опыта |
Современная детско-юношеская литература как фактор формирования национальной культурной идентичности. Модели уроков литературы. 4-11 класс: учебно-методическое пособие. / сост. С.А.Окунева; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2024. – 177 с. – (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»). С.131.
https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2024/11/sbornik-laboratorii.pdf |
Экспертное заключение | Основной идеей опыта является формирование у школьников ценности крепкой семьи как основы жизни человека. Средством реализации поставленной цели стала современная художественная литература для детей и подростков, что свидетельствует о новизне данного опыта. Деятельность педагога направлена на развитие читательского интереса подростков к лучшим образцам современной художественной литературы. Результатом работы по теме является разработка учебного занятия с использованием приемов, реализующих системно-деятельностный подход. Создаются условия для формирования читательской грамотности обучающихся. Содержание занятия направлено за достижение личностных результатов. Опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, педагогами дополнительного образования, классными руководителями для подготовки и проведения мероприятий с детьми и родителями. |
Ф.И.О. эксперта | Юферева Светлана Валентиновна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ДО «ЦДО» г. Котельнича
Окунева Светлана Александровна, доцент кафедры предметных областей ИРО, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ. Основное и среднее образование. |