ФИО
Краева Валентина Алексеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель географии
СТАЖ РАБОТЫ
50 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74» города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП № 74города Кирова. Кировская область, город Киров, микрорайон Радужный, переулок Школьный, дом 4. 7(8332) 304719, 305863 sch74@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
профессии, «Мозгобойня», география, правила игры, презентация
Игровые технологии являются универсальной методикой для большинства учебных предметов, включая и географию. Игры способствуют коммуникативно-деятельностному характеру обучения, они обеспечивают развитие мыслительной деятельности учащихся. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи, овладения групповыми формами работы. Известны и широко мной применяются на уроках и во внеурочной деятельности такие формы, как географические КВНы, дебаты, урок-суд, проекты, конкурсы, викторины, приемы технологии критического мышления и т.д. В содержание уроков, в качестве индуктора, рефлексии, постановки задач, включаются игровые моменты – занимательные географические вопросы, задачи, шарады, ребусы, анаграммы, омонимы, головоломки, кроссворды. Целостные интеллектуальные игры – это возможность применить знания в новой нестандартной ситуации. Они способствуют развитию географической грамотности, креативного мышления, обоснованного выбора будущих профессий, в том числе связанных с географией. Данная технология подходит для обучающихся разных возрастных групп.
Краткий пересказ
• Интеллектуальные географические игры — средство профориентации обучающихся.
• Цель игры: повышение готовности старшеклассников к социальному и профессиональному самоопределению.
• Задачи игры: привлечение внимания к общественным и естественно-научным предметам, формирование умения взаимодействовать в команде, расширение знаний о профессиях, связанных с географией.
• Оборудование: презентация, проектор, компьютер, бланки для выполнения заданий, столы, стулья, канцелярские принадлежности.
• Правила игры: подготовка стола для работы судейской группы, 4 команды по 6-7 человек, определение названия команд, ограничение времени на ответы, демонстрация ответов на экране, подведение итогов и определение победителя.
• Возраст участников: учащиеся 8-10 классов.
• Игра состоит из 8 туров, включая разнообразие профессий по характеру деятельности, определение профессии по песне, определение профессии по логотипу, разгадывание ребусов, пантомиму, разгадывание шарады, распределение профессий на 2 типа, разгадывание кроссворда и нахождение ключевого слова.
• Определение победителей, награждение и подарки по мере возможностей
Ф.И.О. | Краева Валентина Алексеевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74» города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП № 74города Кирова.
Кировская область, город Киров, микрорайон Радужный, переулок Школьный, дом 4. 7(8332) 304719, 305863 sch74@kirovedu.ru. |
Должность | Учитель географии |
Стаж работы | 50 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Интеллектуальные географические игры как средство профориентации обучающихся |
Ключевые слова | «Мозгобойня», правила игры, география, профессии, презентация |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Игровые технологии являются универсальной методикой для большинства учебных предметов, включая и географию. Игры способствуют коммуникативно-деятельностному характеру обучения, они обеспечивают развитие мыслительной деятельности учащихся. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи, овладения групповыми формами работы. Известны и широко мной применяются на уроках и во внеурочной деятельности такие формы, как географические КВНы, дебаты, урок-суд, проекты, конкурсы, викторины, приемы технологии критического мышления и т.д. В содержание уроков, в качестве индуктора, рефлексии, постановки задач, включаются игровые моменты – занимательные географические вопросы, задачи, шарады, ребусы, анаграммы, омонимы, головоломки, кроссворды. Целостные интеллектуальные игры – это возможность применить знания в новой нестандартной ситуации. Они способствуют развитию географической грамотности, креативного мышления, обоснованного выбора будущих профессий, в том числе связанных с географией. Данная технология подходит для обучающихся разных возрастных групп. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Обновленные ФГОС предполагают создание условий для формирования не только базовых академических знаний, но и умений, которые направлены на решение практико-ориентированных задач, касающихся общения и социальных отношений. Одной из форм решения данной задачи является возможность использования интеллектуальной игры «Мозгобойня». Игра позволяет обеспечить формирование знаний в новых областях, развивать эрудицию, смекалку, сообразительность, умение работать в команде, расширить представление о разнообразии профессий связанных с географией, ненавязчиво обеспечить профориентацию учащихся. |
Актуальность | Преподавание географии в старших классах, а также классное руководство вызывает необходимость проводить профориентационную работу. Для организации этой работы возможно использование интеллектуальной игры «Мозгобойня». Игра направлена на развитие коммуникативных, творческих, интеллектуальных способностей обучающихся с учетом профориентации. |
Новизна | Идея соединить игровую форму с профориентацией, выразилась в разработке игры «Мозгобойня», что в рамках школы не имеет аналогов. Разработка была одобрена на секции учителей географии 52 -й областной научно – практической конференции учителей географии, биологии, химии «Профессиональная ориентация школьников в системе естественно – научного и географического образования» 31 января 2025г, отмечена администрацией и учащимися школы как очень содержательная и интересная. |
Описание инновационного опыта | В представленном материале «Интеллектуальные географические игры как средство профориентации обучающихся», раскрыто содержание и значение актуальной игровой технологии в формате «Мозгобойня». Показаны приемы структурирования игры, цели и задачи, что дает возможность применения данного конкретного опыта в практической деятельности. Объединение географических знаний учащихся и профориентации, оказалось вполне возможным. Учащиеся с большим энтузиазмом участвовали в данной игре, выразили желание чаще проводить подобные мероприятия, участвовать в выборе заданий. На этапе рефлексии учащиеся сделали вывод, что с географией связано много профессий, указали те, которыми заинтересовались. Игра была представлена на секции учителей географии в рамках 52 -й областной научно – практической конференции учителей географии, биологии, химии и получила одобрение. В приложении представлена разработка игры и ее презентация, показаны возможности использования игровой технологии «Мозгобойня» под разные темы и задачи. |
Продукт опыта / проекта | Презентация игры «Мозгобойня» дает возможность ее использования на уроках и внеурочной деятельности. |
Затруднения в реализации, риски | Подготовка материалов, создание условий для проведения игры, приобретение призов. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
) |
Использование игровой технологии обеспечивает устойчивый познавательный интерес учащихся к изучению географии, раскрытие их творческих способностей и коммуникативности, осознанный выбор предмета география для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, успешное прохождение итоговой аттестации, самоопределении при выборе будущей профессии. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
PRODLENKA – образовательный портал. Разработка интеллектуальной игры «Мозгобойня». Дата публикации 03 февраля 2025 |
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Краевой В.А. по теме «Интеллектуальные географические игры как средство профориентации обучающихся»
отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ |