ФИО
Якубенко Ольга Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель географии
СТАЖ РАБОТЫ
17 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 города Котельнича» КОГОБУ СШ с УИОП №1 города Котельнича 612600 Кировская обл., г. Котельнич, ул. Урицкого, д. 19 8(83342) 40178, 8(83342) 41172 E-mail: school1kotel@list.ru, личная - jakubenkoolga@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
круги (диаграммы) Эйлера, карта понятий, таблица, Визуализация
Важнейшей задачей современного образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий, к числу которых относится работа с информацией, а именно умение выбирать, анализировать, систематизировать, эффективно запоминать и интерпретировать информацию различных видов; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
Краткий пересказ
Мастер-класс по картам понятий
• Приглашение на мастер-класс по созданию карт понятий
• Знакомство с технологией и её практической значимостью
Теоретическая часть
• Переход от предметно-знаниевого к компетентностному образованию
• Метод карт понятий как инструмент самостоятельного обучения
• Свойства и применение карт понятий
Практическая часть
• Использование карт понятий на уроке географии
• Построение карты понятий по теме «Географическая карта»
• Моделирование карты понятий по теме «Российская Федерация»
Итоги и рефлексия
• Карта понятий как графическое отображение информации
• Задачи, решаемые с помощью карт понятий
• Практическая значимость метода карт понятий
Рекомендации и заключение
• Сервис для моделирования карт понятий онлайн
• Благодарность за участие и пожелания успехов
• Отражение мыслей на бумаге и их визуализация
Ф.И.О. | Якубенко Ольга Ивановна | ||||||||||||
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 города Котельнича»
КОГОБУ СШ с УИОП №1 города Котельнича 612600 Кировская обл., г. Котельнич, ул. Урицкого, д. 19 8(83342) 40178, 8(83342) 41172 E-mail: school1kotel@list.ru, личная — jakubenkoolga@yandex.ru |
||||||||||||
Должность | Учитель географии | ||||||||||||
Стаж работы | 17 лет | ||||||||||||
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Графические способы визуализации учебной информации на уроках географии. | ||||||||||||
Ключевые слова | Визуализация, таблица, карта понятий, круги (диаграммы) Эйлера. | ||||||||||||
Аннотация
(не более 500 знаков) |
Важнейшей задачей современного образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий, к числу которых относится работа с информацией, а именно умение выбирать, анализировать, систематизировать, эффективно запоминать и интерпретировать информацию различных видов; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями. | ||||||||||||
Проблема,
на решение которой направлен опыт/проект |
Опыт направлен на эффективное усвоение школьниками знаний, умений и навыков с опорой на визуальные образы, создаваемые ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. | ||||||||||||
Актуальность | Современных учащихся часто называют «поколением Z». Для них характерны виртуальные коммуникации, им сложно длительное время удерживать внимание, они предпочитают наглядные формы получения информации. Это указывает на необходимость в изменении управления процессом обучения. Одним из способов решения данной проблемы можно считать визуализацию информации, которая способствует эффективной организации процесса обучения современных школьников и влияет на качество получаемых ими знаний и умений. | ||||||||||||
Новизна | Технология визуализации в образовательном процессе является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать универсальные учебные действия у школьников как в учебной, так и во внеурочной и внеклассной работе. | ||||||||||||
Описание инновационного опыта | Визуализация (от лат. Visualis «зрительный») — общее название приёмов представления информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.
В психологии визуализация — процесс перевода мысленных, словесных представлений в зрительные (визуальные) образы. Также визуализация рассматривается в качестве метода представления информации, воспринимаемой в виде оптического изображения (рисунков, диаграмм, графиков, структурных схем, карт, таблиц и т. д.). Другими словами, это наглядное представление информации. Любую информацию можно интерпретировать с помощью визуальных элементов. К приемам визуализации относятся: рисунки, графики диаграммы, схемы, таблицы, фотографии, карты. Представленные методы визуализации учебной информации можно использовать на разных этапах урока при организации индивидуальной, групповой и фронтальной работы учащихся. Одним из важных условий успешности при работе с ними — это постоянное их применение на уроках и в качестве домашнего задания. Именно это научит школьников лучше и легче учиться, а учителю упростит его работу. Благодаря таблицам, картам понятий, кругам Эйлера можно запомнить и структурировать большое количество информации. У обучающихся формируются умения самостоятельно добывать, анализировать, обрабатывать необходимую информацию, преобразовывать ее и представлять в разных видах. Рассмотрим применение данных методов при изучении школьного курса физической географии. В 5 классе при изучении темы «Параллели и меридианы. Градусная сеть» (тип урока — урок изучения нового материала) на этапе первичного усвоения учебного материала учитель предлагает учащимся репродуктивное задание для самостоятельной работы (организует работу школьников по вариантам): Прочитать текст учебной статьи, устно ответить на вопросы. — Что представляют собой параллели? меридианы? — Какую форму они имеют? — Какое направление указывают параллели? меридианы? — Какую длину имеют параллели? меридианы? Далее с целью осознания и осмысления учебной информации учитель проводит устный фронтальный опрос учащихся, продуктом которого становится несложная карта понятий, оформленная учителем на доске, а учащимися — в тетрадях. Данную интеллект-карту можно использовать в качестве опоры при выполнении задания конструктивного уровня: — Сравнить параллели и меридианы, выделить черты сходства и различия. Сравнительную информация о параллелях и меридианах интерпретируем в виде кругов Эйлера. В 6 классе при изучении темы «Внутреннее строение Земли» (тип урока — урок изучения нового материала) на этапе первичного усвоения учебного материала учитель предлагает учащимся задание для самостоятельной работы: Используя рисунок «Разрез земной коры», заполнить таблицу «Типы земной коры»:
С целью осознания и осмысления учебной информации учитель проводит устный фронтальный опрос учащихся. Заметим, что это задание предполагает простое воспроизведение прочитанного. Данную таблицу можно рассматривать в качестве опоры при сравнении двух типов земной коры (задание конструктивного уровня). В 7 классе при изучении темы «Природа Антарктиды» (тип урока — комбинированный урок) на этапе первичного усвоения учебного материала учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах: Используя карты атласа, текст учебной статьи и дополнительные источники информации, описать компоненты природы Антарктиды, результаты работы оформить в виде карты понятий. Представить ее. С целью осознания и осмысления учебной информации учитель проводит устный фронтальный опрос учащихся с опорой на карту понятий. Также учащимся предлагаются задания конструктивного и творческого уровня: — Почему на территории Антарктиды преобладают равнины? — Почему Антарктида является самым высоким материком земного шара? — Почему на материке сформировался мощный ледниковый покров? — Почему Антарктида является самым холодным континентом Земли? — Почему антарктические оазисы богаты жизнью? — Геологи обнаружили окаменелые остатки папоротника глоссоптерис в Индии, Австралии, Африке и даже в Антарктиде. Какой вывод был сделан учеными, и какая теория подтвердилась? Карту понятий по теме «Природа Антарктида» также можно использовать в качестве опоры при подготовке к следующему уроку. ü На основе карты понятий подготовить связный рассказ о природных особенностях Антарктиды. ü Дополнить карту понятий наглядной информацией (картинки, рисунки и т.д.). Важным и обязательным этапом любой инновационной деятельности является диагностика результатов. Подчеркнем, что наряду с положительными количественными (повышение качества обучения), наблюдаются и качественные изменения: мотивация школьников на учение, положительный эмоциональный фон на уроках географии. |
||||||||||||
Продукт опыта / проекта | Эффективные (результативные) графические способы визуализации учебной информации на уроках географии.
В Приложении представлена разработка урока 7 кл. на тему «Природа Антарктиды» |
||||||||||||
Затруднения в реализации, риски | Не каждый ученик имеет мотивацию к обучению, способен участвовать в самостоятельной познавательной деятельности, умеет переосмысливать информацию и представлять ее в графической форме. | ||||||||||||
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Использование на уроках разных типов, на разных этапах урока графических способов визуализации информации обеспечивает повышение качества усвоения учебного материала (средний балл по предмету выше областного показателя), мотивацию и наглядность обучения; способствует речевому и интеллектуальному развитию учащихся; реализует системно-деятельностный, личностно- и практико-ориентированный, коммуникативный, дифференцированный и проблемный подходы к обучению; позволяет организовать и управлять самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся; формирует функциональную грамотность школьников и их устойчивый интерес к географическому познанию.
Графические способы визуализации учебной информации (таблицы, карты понятий, круги Эйлера) следует признать эффективными и результативными. Они являются способом достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения; это фундамент для развития личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию; это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. |
||||||||||||
Публикации
по теме опыта |
Мастер-класс на тему «Усвоение школьниками знаний, умений и навыков: от восприятия к действию»
— Урок географии в 7 классе на тему «Природа Антарктиды» https://infourok.ru/urok-v-7-klasse-na-temu-priroda-antarktidy-6730277.html |
||||||||||||
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Якубенко О.И. «Графические способы визуализации учебной информации на уроках географии» соответствует требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта. | ||||||||||||
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, к.п.н, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» | ||||||||||||
Рубрика
(выбрать одну) |
ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Естественно-научные предметы |