ФИО

Якубенко Ольга Ивановна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

17 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 города Котельнича» КОГОБУ СШ с УИОП №1 города Котельнича 612600 Кировская обл., г. Котельнич, ул. Урицкого, д. 19 8(83342) 40178, 8(83342) 41172 E-mail: school1kotel@list.ru, личная - jakubenkoolga@yandex.ru

Важнейшей задачей современного образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий, к числу которых относится работа с информацией, а именно умение выбирать, анализировать, систематизировать, эффективно запоминать и интерпретировать информацию различных видов; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями

YandexGPTКраткий пересказ

Мастер-класс по картам понятий
• Приглашение на мастер-класс по созданию карт понятий
• Знакомство с технологией и её практической значимостью
Теоретическая часть
• Переход от предметно-знаниевого к компетентностному образованию
• Метод карт понятий как инструмент самостоятельного обучения
• Свойства и применение карт понятий
Практическая часть
• Использование карт понятий на уроке географии
• Построение карты понятий по теме «Географическая карта»
• Моделирование карты понятий по теме «Российская Федерация»
Итоги и рефлексия
• Карта понятий как графическое отображение информации
• Задачи, решаемые с помощью карт понятий
• Практическая значимость метода карт понятий
Рекомендации и заключение
• Сервис для моделирования карт понятий онлайн
• Благодарность за участие и пожелания успехов
• Отражение мыслей на бумаге и их визуализация

Ф.И.О. Якубенко Ольга Ивановна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 города Котельнича»

КОГОБУ СШ с УИОП №1 города Котельнича

612600 Кировская обл., г. Котельнич, ул. Урицкого, д. 19

8(83342) 40178, 8(83342) 41172

E-mail: school1kotel@list.ru, личная — jakubenkoolga@yandex.ru

Должность Учитель географии
Стаж работы 17 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Графические способы визуализации учебной информации на уроках географии.
Ключевые слова Визуализация, таблица, карта понятий, круги (диаграммы) Эйлера.
Аннотация

(не более 500 знаков)

Важнейшей задачей современного образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий, к числу которых относится работа с информацией, а именно умение выбирать, анализировать, систематизировать, эффективно запоминать и интерпретировать информацию различных видов; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Проблема,

на решение которой направлен опыт/проект

Опыт направлен на эффективное усвоение школьниками знаний, умений и навыков с опорой на визуальные образы, создаваемые ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
Актуальность Современных учащихся часто называют «поколением Z». Для них характерны виртуальные коммуникации, им сложно длительное время удерживать внимание, они предпочитают наглядные формы получения информации. Это указывает на необходимость в изменении управления процессом обучения. Одним из способов решения данной проблемы можно считать визуализацию информации, которая способствует эффективной организации процесса обучения современных школьников и влияет на качество получаемых ими знаний и умений.
Новизна Технология визуализации в образовательном процессе является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать универсальные учебные действия у школьников как в учебной, так и во внеурочной и внеклассной работе.
Описание инновационного опыта Визуализация (от лат. Visualis «зрительный») — общее название приёмов представления информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

В психологии визуализация — процесс перевода мысленных, словесных представлений в зрительные (визуальные) образы.

Также визуализация рассматривается в качестве метода представления информации, воспринимаемой в виде оптического изображения (рисунков, диаграмм, графиков, структурных схем, карт, таблиц и т. д.). Другими словами, это наглядное представление информации.

Любую информацию можно интерпретировать с помощью визуальных элементов. К приемам визуализации относятся: рисунки, графики диаграммы, схемы, таблицы, фотографии, карты.

Представленные методы визуализации учебной информации можно использовать на разных этапах урока при организации индивидуальной, групповой и фронтальной работы учащихся.

Одним из важных условий успешности при работе с ними — это постоянное их применение на уроках и в качестве домашнего задания. Именно это научит школьников лучше и легче учиться, а учителю упростит его работу.

Благодаря таблицам, картам понятий, кругам Эйлера можно запомнить и структурировать большое количество информации. У обучающихся формируются умения самостоятельно добывать, анализировать, обрабатывать необходимую информацию, преобразовывать ее и представлять в разных видах.

Рассмотрим применение данных методов при изучении школьного курса физической географии.

В 5 классе при изучении темы «Параллели и меридианы. Градусная сеть» (тип урока — урок изучения нового материала) на этапе первичного усвоения учебного материала учитель предлагает учащимся репродуктивное задание для самостоятельной работы (организует работу школьников по вариантам):

Прочитать текст учебной статьи, устно ответить на вопросы.

— Что представляют собой параллели? меридианы?

— Какую форму они имеют?

— Какое направление указывают параллели? меридианы?

— Какую длину имеют параллели? меридианы?

Далее с целью осознания и осмысления учебной информации учитель проводит устный фронтальный опрос учащихся, продуктом которого становится несложная карта понятий, оформленная учителем на доске, а учащимися — в тетрадях.

Данную интеллект-карту можно использовать в качестве опоры при выполнении задания конструктивного уровня:

— Сравнить параллели и меридианы, выделить черты сходства и различия.

Сравнительную информация о параллелях и меридианах интерпретируем в виде кругов Эйлера.

В 6 классе при изучении темы «Внутреннее строение Земли» (тип урока — урок изучения нового материала) на этапе первичного усвоения учебного материала учитель предлагает учащимся задание для самостоятельной работы:

Используя рисунок «Разрез земной коры», заполнить таблицу «Типы земной коры»:

Признаки Материковая кора Океаническая кора
1. Где формируется?    
2. Строение    
3. Мощность    

С целью осознания и осмысления учебной информации учитель проводит устный фронтальный опрос учащихся. Заметим, что это задание предполагает простое воспроизведение прочитанного. Данную таблицу можно рассматривать в качестве опоры при сравнении двух типов земной коры (задание конструктивного уровня).

В 7 классе при изучении темы «Природа Антарктиды» (тип урока — комбинированный урок) на этапе первичного усвоения учебного материала учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах:

Используя карты атласа, текст учебной статьи и дополнительные источники информации, описать компоненты природы Антарктиды, результаты работы оформить в виде карты понятий. Представить ее.

С целью осознания и осмысления учебной информации учитель проводит устный фронтальный опрос учащихся с опорой на карту понятий. Также учащимся предлагаются задания конструктивного и творческого уровня:

— Почему на территории Антарктиды преобладают равнины?

— Почему Антарктида является самым высоким материком земного шара?

— Почему на материке сформировался мощный ледниковый покров?

— Почему Антарктида является самым холодным континентом Земли?

— Почему антарктические оазисы богаты жизнью?

— Геологи обнаружили окаменелые остатки папоротника глоссоптерис в Индии, Австралии, Африке и даже в Антарктиде. Какой вывод был сделан учеными, и какая теория подтвердилась?

Карту понятий по теме «Природа Антарктида» также можно использовать в качестве опоры при подготовке к следующему уроку.

ü На основе карты понятий подготовить связный рассказ о природных особенностях Антарктиды.

ü Дополнить карту понятий наглядной информацией (картинки, рисунки и т.д.).

Важным и обязательным этапом любой инновационной деятельности является диагностика результатов. Подчеркнем, что наряду с положительными количественными (повышение качества обучения), наблюдаются и качественные изменения: мотивация школьников на учение, положительный эмоциональный фон на уроках географии.

Продукт опыта / проекта Эффективные (результативные) графические способы визуализации учебной информации на уроках географии.

В Приложении представлена разработка урока 7 кл. на тему «Природа Антарктиды»

Затруднения в реализации, риски Не каждый ученик имеет мотивацию к обучению, способен участвовать в самостоятельной познавательной деятельности, умеет переосмысливать информацию и представлять ее в графической форме.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Использование на уроках разных типов, на разных этапах урока графических способов визуализации информации обеспечивает повышение качества усвоения учебного материала (средний балл по предмету выше областного показателя), мотивацию и наглядность обучения; способствует речевому и интеллектуальному развитию учащихся; реализует системно-деятельностный, личностно- и практико-ориентированный, коммуникативный, дифференцированный и проблемный подходы к обучению; позволяет организовать и управлять самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся; формирует функциональную грамотность школьников и их устойчивый интерес к географическому познанию.

Графические способы визуализации учебной информации (таблицы, карты понятий, круги Эйлера) следует признать эффективными и результативными. Они являются способом достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения; это фундамент для развития личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию; это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Публикации

по теме опыта

Мастер-класс на тему «Усвоение школьниками знаний, умений и навыков: от восприятия к действию»

https://infourok.ru/master-klass-na-temu-usvoenie-shkolnikami-znanij-umenij-i-navykov-ot-vospriyatiya-k-dejstviyu-6729361.html

— Урок географии в 7 классе на тему «Природа Антарктиды» https://infourok.ru/urok-v-7-klasse-na-temu-priroda-antarktidy-6730277.html

Экспертное заключение Представленный опыт работы Якубенко О.И.  «Графические способы визуализации учебной информации на уроках географии» соответствует требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, к.п.н, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика

(выбрать одну)

ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Естественно-научные предметы

Графические способы визуализации
Скачать файл
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Скачать файл
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл