ФИО

Кочурова Татьяна Леонидовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель математики и информатики

СТАЖ РАБОТЫ

31 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ "Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского" города Кирова. 610020, г. Киров, ул. Московская, 35. Краткое название: Вятская православная гимназия. Телефон (8332)65-38-44. E-mail: vpg-kirov@yandex.ru

В соответствии с положениями системного подхода в работе представлены приемы организации уроков по темам «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера» программы предмета «Теория вероятности и статистика» десятого класса базового уровня, подобраны материалы для проведения учебных занятий с достаточным количеством заданий обучающего и контролирующего характера.

YandexGPTКраткий пересказ

• Статья посвящена разработке уроков по теме «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера» в рамках курса «Вероятность и статистика 10 класс, базовый уровень».
• Уроки включают теоретический материал, решение задач и самостоятельную работу.
• Цель уроков — познакомить учащихся с операциями пересечения и объединения множеств, формирование навыков нахождения области пересечения и объединения множеств и называния элементов из этой области.
• Также уроки направлены на воспитание у учащихся чувства патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетического вкуса, эстетических норм, дисциплинированности.
• Развитие познавательного интереса учащихся, интеллектуальной сферы личности и умений сравнивать и обобщать также является целью уроков.
• В статье представлены материалы к уроку, включая электронное издание «Дидактические материалы по теории вероятностей» И.Р. Высоцкого и технологические карты уроков.
• Также предлагается дополнительный материал об основателе теории множеств Георге Канторе и Леонарде Эйлере.
• Домашнее задание включает решение задач и ответы к самостоятельной работе.

Ф.И.О. Кочурова Татьяна Леонидовна
Организация МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова. 610020, г. Киров, ул. Московская, 35.

Краткое название: Вятская православная гимназия.

Телефон (8332)65-38-44.

E-mail: vpg-kirov@yandex.ru.

Должность Учитель математики и информатики
Стаж работы 31 год
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Методическая разработка по теме «Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера»
Ключевые слова Теория вероятности,

События,

Диаграммы Эйлера

Аннотация (не больше 500 знаков) В соответствии с положениями системного подхода в работе представлены приемы организации уроков по темам «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера» программы предмета «Теория вероятности и статистика» десятого класса базового уровня, подобраны материалы для проведения учебных занятий с достаточным количеством заданий обучающего и контролирующего характера.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Решение о включении теории вероятностей и статистики в школьный курс математики общеобразовательной школы было принято еще 2003 году Элементы теории вероятностей и статистики присутствовали в некоторых учебниках алгебры, а с введением образовательного стандарта 2004 года материал в учебниках по этой теме стал более структурированным.

C 2007 года элементы теории вероятностей стали обязательным компонентом школьной программы по математике, затем этот материал стал объектом оценки знаний учащихся по данной теме на ОГЭ и ЕГЭ с 2010 и 2012года соответственно.

В Концепции математического образования 2013 года, среди недостатков преподавания математики указывалось на устаревшее содержание образования и необходимость его изменения в соответствии с мировыми тенденциями, а также на необходимость развивать функциональную грамотность учащихся, умение работать с разнообразной информацией, представленной в различных формах (текстовой, графической, табличной), умение оценивать правдоподобность гипотез и вероятность событий.

В обновленных стандартах 2021 года подтверждается необходимость приведения содержания отечественного математического образования в соответствие с общемировыми тенденциями.

Этот подход воплотился в изменении содержания программ по математике и появлении в расписании нового учебного предмета «Вероятность и статистика».

В действующих на данный момент учебниках по алгебре и началам анализа разных авторских коллективов материал по теме «Вероятность и статистика» для старшей школы представлен фрагментарно и не соответствует существующей программе по математике. Отсутствуют адаптированные для базового и профильного уровней дидактические материалы. Не разработаны вопросы междисциплинарной интеграции, не изучена проблема эффективной организации учебного процесса.

Поэтому разработка уроков по данной тематике очень актуальна в настоящее время.

Введение в учебный план предмета «Теория вероятности и статистики» в 10-11 классе вызывает у многих учителей затруднения в подготовке к уроку и подбору материалов.

Актуальность Актуальность темы обусловлена введением нового учебного курса «Вероятность и статистика» относящегося к предмету «Математика». В методической разработке подробно описана структура уроков, содержание каждого урока, представлена самостоятельная работа.
Новизна В соответствии с положениями системного подхода в работе представлены приемы организации уроков по теме «Операции над событиями. Диаграммы Эйлера», программы десятого класса базового уровня, подобраны материалы для проведения учебных занятий с достаточным количеством заданий обучающего и контролирующего характера.
Описание инновационного опыта В методическую разработку входят два урока по теме «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера».

Цели уроков:

обучающие: познакомить учащихся с операциями пересечения и объединения множеств; формирование навыков находить область пересечения и объединения множеств и называть элементы из этой области.

воспитательные: воспитывать у учащихся чувство трудолюбия, эстетические нормы, дисциплинированность.

развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности; развитие умений сравнивать и обобщать.

На первом уроке рассматриваются виды событий. Вводится понятие диаграммы Эйлера, с помощью которых изображаются операции над множествами. Разбираются примеры и задачи по указанной теме.

Второй урок посвящен решению задач по изученной теме и написанию самостоятельной работы. Все задачи в тексте приводятся с решением.

 

Продукт опыта / проекта Уроки по теме «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера»
Затруднения в реализации, риски Проведение уроков опирается на использование проектора или интерактивной доски. Есть риск отказа или некорректной работы аппаратных средств. Поэтому перед уроком необходимо проверить оборудование.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Разработки данных уроков были применены при проведении уроков в 10 классе базового уровня и при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Учащиеся показали свою заинтересованность представленным материалом, с интересом решали предложенные задачи, с успехом выполнили самостоятельную работу.

Данный материал можно использовать для большой аудитории школьников.

Публикации

по теме опыта

Методическая разработка опубликована на сайте МКОУ ДПО ИМЦ г. Кирова в сборнике: учебно-методическое пособие «Преподавание предмета «Вероятность и статистика» в десятом классе (базовый уровень). Поурочные разработки»

https://lyl.su/vgLh

Экспертное заключение От 17.09.2024 г.
Ф.И.О. эксперта Методист МКОУ ДПО ИМЦ г. Кирова Лямина Ольга Владимировна
Рубрика (выбрать одну) Основное и среднее образование

Математика и информатика

 

Методическая разработка по теме Операции над событиями пересечение, объединение, противоположные события
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл