ФИО
Кочурова Татьяна Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель математики и информатики
СТАЖ РАБОТЫ
31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ "Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского" города Кирова. 610020, г. Киров, ул. Московская, 35. Краткое название: Вятская православная гимназия. Телефон (8332)65-38-44. E-mail: vpg-kirov@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В соответствии с положениями системного подхода в работе представлены приемы организации уроков по темам «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера» программы предмета «Теория вероятности и статистика» десятого класса базового уровня, подобраны материалы для проведения учебных занятий с достаточным количеством заданий обучающего и контролирующего характера.
Краткий пересказ
• Статья посвящена разработке уроков по теме «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера» в рамках курса «Вероятность и статистика 10 класс, базовый уровень».
• Уроки включают теоретический материал, решение задач и самостоятельную работу.
• Цель уроков — познакомить учащихся с операциями пересечения и объединения множеств, формирование навыков нахождения области пересечения и объединения множеств и называния элементов из этой области.
• Также уроки направлены на воспитание у учащихся чувства патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетического вкуса, эстетических норм, дисциплинированности.
• Развитие познавательного интереса учащихся, интеллектуальной сферы личности и умений сравнивать и обобщать также является целью уроков.
• В статье представлены материалы к уроку, включая электронное издание «Дидактические материалы по теории вероятностей» И.Р. Высоцкого и технологические карты уроков.
• Также предлагается дополнительный материал об основателе теории множеств Георге Канторе и Леонарде Эйлере.
• Домашнее задание включает решение задач и ответы к самостоятельной работе.
Ф.И.О. | Кочурова Татьяна Леонидовна |
Организация | МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова. 610020, г. Киров, ул. Московская, 35.
Краткое название: Вятская православная гимназия. Телефон (8332)65-38-44. E-mail: vpg-kirov@yandex.ru. |
Должность | Учитель математики и информатики |
Стаж работы | 31 год |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Методическая разработка по теме «Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера» |
Ключевые слова | Теория вероятности,
События, Диаграммы Эйлера |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В соответствии с положениями системного подхода в работе представлены приемы организации уроков по темам «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера» программы предмета «Теория вероятности и статистика» десятого класса базового уровня, подобраны материалы для проведения учебных занятий с достаточным количеством заданий обучающего и контролирующего характера. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Решение о включении теории вероятностей и статистики в школьный курс математики общеобразовательной школы было принято еще 2003 году Элементы теории вероятностей и статистики присутствовали в некоторых учебниках алгебры, а с введением образовательного стандарта 2004 года материал в учебниках по этой теме стал более структурированным.
C 2007 года элементы теории вероятностей стали обязательным компонентом школьной программы по математике, затем этот материал стал объектом оценки знаний учащихся по данной теме на ОГЭ и ЕГЭ с 2010 и 2012года соответственно. В Концепции математического образования 2013 года, среди недостатков преподавания математики указывалось на устаревшее содержание образования и необходимость его изменения в соответствии с мировыми тенденциями, а также на необходимость развивать функциональную грамотность учащихся, умение работать с разнообразной информацией, представленной в различных формах (текстовой, графической, табличной), умение оценивать правдоподобность гипотез и вероятность событий. В обновленных стандартах 2021 года подтверждается необходимость приведения содержания отечественного математического образования в соответствие с общемировыми тенденциями. Этот подход воплотился в изменении содержания программ по математике и появлении в расписании нового учебного предмета «Вероятность и статистика». В действующих на данный момент учебниках по алгебре и началам анализа разных авторских коллективов материал по теме «Вероятность и статистика» для старшей школы представлен фрагментарно и не соответствует существующей программе по математике. Отсутствуют адаптированные для базового и профильного уровней дидактические материалы. Не разработаны вопросы междисциплинарной интеграции, не изучена проблема эффективной организации учебного процесса. Поэтому разработка уроков по данной тематике очень актуальна в настоящее время. Введение в учебный план предмета «Теория вероятности и статистики» в 10-11 классе вызывает у многих учителей затруднения в подготовке к уроку и подбору материалов. |
Актуальность | Актуальность темы обусловлена введением нового учебного курса «Вероятность и статистика» относящегося к предмету «Математика». В методической разработке подробно описана структура уроков, содержание каждого урока, представлена самостоятельная работа. |
Новизна | В соответствии с положениями системного подхода в работе представлены приемы организации уроков по теме «Операции над событиями. Диаграммы Эйлера», программы десятого класса базового уровня, подобраны материалы для проведения учебных занятий с достаточным количеством заданий обучающего и контролирующего характера. |
Описание инновационного опыта | В методическую разработку входят два урока по теме «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера».
Цели уроков: обучающие: познакомить учащихся с операциями пересечения и объединения множеств; формирование навыков находить область пересечения и объединения множеств и называть элементы из этой области. воспитательные: воспитывать у учащихся чувство трудолюбия, эстетические нормы, дисциплинированность. развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности; развитие умений сравнивать и обобщать. На первом уроке рассматриваются виды событий. Вводится понятие диаграммы Эйлера, с помощью которых изображаются операции над множествами. Разбираются примеры и задачи по указанной теме. Второй урок посвящен решению задач по изученной теме и написанию самостоятельной работы. Все задачи в тексте приводятся с решением.
|
Продукт опыта / проекта | Уроки по теме «Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера» |
Затруднения в реализации, риски | Проведение уроков опирается на использование проектора или интерактивной доски. Есть риск отказа или некорректной работы аппаратных средств. Поэтому перед уроком необходимо проверить оборудование. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Разработки данных уроков были применены при проведении уроков в 10 классе базового уровня и при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Учащиеся показали свою заинтересованность представленным материалом, с интересом решали предложенные задачи, с успехом выполнили самостоятельную работу.
Данный материал можно использовать для большой аудитории школьников. |
Публикации
по теме опыта |
Методическая разработка опубликована на сайте МКОУ ДПО ИМЦ г. Кирова в сборнике: учебно-методическое пособие «Преподавание предмета «Вероятность и статистика» в десятом классе (базовый уровень). Поурочные разработки» |
Экспертное заключение | От 17.09.2024 г. |
Ф.И.О. эксперта | Методист МКОУ ДПО ИМЦ г. Кирова Лямина Ольга Владимировна |
Рубрика (выбрать одну) | Основное и среднее образование
Математика и информатика
|