ФИО
Шабалина Людмила Алексеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель физической культуры
СТАЖ РАБОТЫ
26 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Вичёвщина Куменского района Кировской области, МКОУ СОШ п. Вичёвщина 613411, Кировская область Куменский район, п. Вичёвщина, ул.Северихина, дом 33, 8(83343) 3-31-40, vhschool@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Разработанная экспериментальная программа включает в себя комплексы упражнений корригирующей гимнастики, подвижные игры, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, лыжную подготовку. Комплексы корригирующей гимнастики и общеразвивающих упражнений с предметами являются основой как для мышечного корсета, так и для освоения положения правильной осанки, правильного дыхания, а также путём постепенного повышения количества повторений развивается сила мышц и общая выносливость занимающихся. Лыжная подготовка использовалась с целью физического развития, повышения уровня общей работоспособности и закаливания, укрепления мышечного корсета, развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы, развития морально-волевых качеств.
Краткий пересказ
Цель исследования: улучшение показателей двигательной подготовленности детей с нарушением осанки, повышение силовой выносливости мышц туловища и антропометрических измерений.
Разработана экспериментальная программа, включающая комплексы упражнений корригирующей гимнастики, подвижные игры, общеразвивающие упражнения с предметами и без, лыжную подготовку.
Цель программы: формирование и закрепление правильной осанки, освоение общеразвивающих упражнений, повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности, укрепление здоровья и закаливание организма, воспитание привычки к самостоятельным занятиям физической культурой.
Курс занятий рассчитан на 60 занятий (1 занятие — 45 минут) в течение 7 месяцев.
В результате занятий должен повыситься уровень физического развития и двигательной подготовленности, закрепиться навык правильной осанки, возникнуть интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.
Разработанная программа может быть использована в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и другими специалистами в области физической культуры.
Ф.И.О. | Шабалина Людмила Алексеевна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Вичёвщина Куменского района Кировской области, МКОУ СОШ п. Вичёвщина
613411, Кировская область Куменский район, п. Вичёвщина, ул.Северихина, дом 33, 8(83343) 3-31-40, vhschool@mail.ru. |
Должность | Учитель физической культуры |
Стаж работы | 26 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Программа внеурочных форм занятий по физическому воспитанию для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки во фронтальной плоскости
|
Ключевые слова | Нарушение осанки во фронтальной плоскости |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Разработанная экспериментальная программа включает в себя комплексы упражнений корригирующей гимнастики, подвижные игры, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, лыжную подготовку. Комплексы корригирующей гимнастики и общеразвивающих упражнений с предметами являются основой как для мышечного корсета, так и для освоения положения правильной осанки, правильного дыхания, а также путём постепенного повышения количества повторений развивается сила мышц и общая выносливость занимающихся. Лыжная подготовка использовалась с целью физического развития, повышения уровня общей работоспособности и закаливания, укрепления мышечного корсета, развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы, развития морально-волевых качеств.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В общеобразовательных школах дети с такими диагнозами либо освобождаются от уроков физической культуры, либо занимаются на уроках без коррекционной направленности на их основной дефект. Анализируя статистику заболеваемости учащихся МКОУ СОШ п. Вичёвщина, выявили случаи болезни костно-мышечной системы, в том числе нарушение осанки, сколиозы. По статистике роста этой патологии нет, но количество детей с данными отклонениями остаётся стабильным. Занятия физкультурой в школе не могут компенсировать низкую двигательную активность детей. Младшие школьники в большинстве случаев компенсируют отсутствие движения в школе во второй половине дня, так как она является лучшим временем для занятий. |
Актуальность | За последние годы в связи с обострением проблемы нарушения осанки значительно расширился диапазон теоретико-методических работ, достаточно освещён вопрос организации внеурочных занятий, но отмечается отсутствие методических рекомендаций по улучшению системы физического воспитания и дальнейшей коррекции осанки с учётом возраста и физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
Выявленное противоречие позволяет сформулировать научную проблему исследования: разработка программы внеурочных занятий по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушением осанки во фронтальной плоскости, а устранение его и есть путь достижения поставленной цели. |
Новизна | Разработка программы внеурочных занятий для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки. |
Описание инновационного опыта | Выявленное противоречие позволяет сформулировать научную проблему исследования: разработка программы внеурочных занятий по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушением осанки во фронтальной плоскости, а устранение его и есть путь достижения поставленной цели.
Цель исследования – улучшение показателей двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением осанки во фронтальной плоскости, повышение силовой выносливости мышц туловища, улучшение показателей антропометрических измерений. Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования. 2. Разработать экспериментальную программу внеурочных занятий повышения уровня двигательной подготовленности у детей 7-8 лет с нарушением осанки во фронтальной плоскости. 3. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: 1. Анализ и обобщение литературных источников. 2. Контроль испытания (тестирование). 3. Педагогический эксперимент. 4. Методы математической статистики. Разработанная экспериментальная программа включает в себя комплексы упражнений корригирующей гимнастики, подвижные игры, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, лыжную подготовку. Комплексы корригирующей гимнастики и общеразвивающих упражнений с предметами являются основой как для мышечного корсета, так и для освоения положения правильной осанки, правильного дыхания, а также путём постепенного повышения количества повторений развивается сила мышц и общая выносливость занимающихся. Лыжная подготовка использовалась с целью физического развития, повышения уровня общей работоспособности и закаливания, укрепления мышечного корсета, развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы, развития морально-волевых качеств. Целью программы явилось улучшение показателей физических качеств детей младшего школьного возраста, формирование у них правильной осанки и исправление дефектов посредством применения комплексов упражнений корригирующей гимнастики, подвижных игр, общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, лыжной подготовкой. Для реализации цели были поставлены задачи программы: · Формирование и закрепление правильной осанки, за счёт укрепления мышечного аппарата спины. · Освоение общеразвивающих упражнений с предметами и комплексов упражнений корригирующей гимнастики. · Повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности. · Укрепление здоровья, закаливание организма. · Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой.
Курс занятий был рассчитан на детей младшего школьного возраста. Программа включает в себя 60 занятий (1 занятие – 45 минут). Срок реализации программы составил 7 месяцев (30 недель). Предполагалось, что в результате занятий должен повыситься уровень физического развития и двигательной подготовленности учащихся, закрепиться и сформироваться навык правильной осанки, должен возникнуть интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Для подведения итогов реализации программы проведено тестирование в начале и в конце эксперимента. |
Продукт опыта / проекта | Программа неурочных форм занятий по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушением осанки во фронтальной плоскости. |
Затруднения в реализации, риски | Работа с родителями, контроль выполнения упражнений дома. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Анализ научно-методической литературы по проблеме коррекции нарушения осанки и развития физических качеств позволил сделать вывод об актуальности и значимости выбранной темы. Программы внеурочных занятий должны быть расширены за счёт привлечения новых форм занятий, разнообразных средств и методов, направленных на улучшение двигательной подготовленности.
Разработанная экспериментальная программа состоит из 2 внеурочных занятий в неделю, которые включают комплексы упражнений корригирующей гимнастики, упражнения на дыхание, подвижные игры, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, лыжную подготовку. Эффективность разработанной экспериментальной программы подтверждается показателями, полученными в ходе эксперимента: средне-групповые показатели двигательной подготовленности детей улучшились внутри каждой группы за исследуемый период, но наиболее значительные изменения в показателях физической подготовленности (в 6 из 7) у детей выявлены в экспериментальной группе (p<0,05). Результаты в экспериментальной группе улучшились в среднем на 25%. в контрольной группе показатели физической подготовленности хотя и повысились в среднем на 13№, но достоверность различий выявлена по одному показателю. Таким образом, анализируя результаты исследования, можно сказать о положительном влиянии предложенной экспериментальной программы. Результаты исследования позволяют рекомендовать экспериментальную программу к использованию в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, а также другими специалистами, работающими в области физической культуры. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Иванова, Т. С. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательной активности [Текст] / Т. С. Иванова // Ресурсы развития современного урока: материалы междунар. науч.-практ. конфер. 14-15 ноября 2008 г., г. Киров : в 4 ч. Ч. 2. – Киров: КИПК и ПРО, 2010. — С.456-459. — ISBN 978-5-91061-117-1. |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Рякина Т.П.. методист кафедры предметных областей ИРО Кировской области |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |