ФИО

Касаткина Татьяна Юрьевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель французского языка

СТАЖ РАБОТЫ

25 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка», 610000, г. Киров, ул. Свободы, 76, т. (8332) 64-82-31, vhg@vhg.ru.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение иностранному языку приобретает особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности учащегося. Современная действительность, касающаяся изменений в общественных отношениях, средствах коммуникации,  требует повышения коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся.

Ф.И.О.: Касаткина Татьяна Юрьевна
Учреждение: КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка», 610000, г. Киров, ул. Свободы, 76, т. (8332) 64-82-31, vhg@vhg.ru.
Должность: учитель французского языка
Стаж работы: 25 лет
1. Тема инновационного педагогического опыта:   Развитие   коммуникативной  и  социокультурной компетенций обучающихся на уроках французского языка как второго иностранного
2. Источник изменений: Требование нового подхода к процессу и результатам обучения
3. Идея изменений: Увеличение информативного объёма знаний учащихся, практико-ориентированная направленность, мотивация к обучению, помощь в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
4. Концепция изменений: Способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного, активного поиска информации и продуктивного усвоения знаний. Развитие  социокультурной компетенции.
Актуальность В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение иностранному языку приобретает особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности учащегося.

Современная действительность, касающаяся изменений в общественных отношениях, средствах коммуникации,  требует повышения коммуникатив- ной и социокультурной компетенции учащихся.

Новизна Организация групповой работы учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Ожидания Успешное формирование универсальных умений (формирование и развитие познавательного интереса, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности). Готовность  к участию в межличностном  и межкультурном  взаимодействии.
Затруднения в реализации, риски Затраты времени на подготовку урока, недостаточная мотивация учащихся, недостаточная материально-техническая оснащённость кабинета иностранного языка.
5. Условия реализации изменений:

— выявление пробелов в знаниях и умениях обучающихся,

— использование учителями иностранного языка, преподающими французский язык как второй иностранный на уроках или во внеурочной деятельности,

— доступность для  любого учителя, четко осознающего преимущества нового подхода к обучению и стремящегося совершенствовать свою профессиональную компетентность.

6. Результат изменений:  расширение социокультурного кругозора учащихся, способствующего качественному усвоению учебного материала.
7. Публикации:  данная статья получила положительную экспертную оценку и опубликована на Всероссийском  образовательном портале «Продленка» (www.prodlenka.org.) — https://www.prodlenka.org/profile/643376/publications
8. Описание инновационного опыта учителя

В условиях перехода на ФГОС  роль иностранного языка в формировании базовых компетенций возрастает. В настоящее время возрастает потребность в специалистах со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность.  Школа призвана обеспечить формирование целостного миропонимания и развитие культуры межэтнических отношений. Отсюда наряду с совершенствованием коммуникативной компетенции возникает потребность в развитии социокультурной компетенции учащихся.

Формирование коммуникативной компетенции позволяет учащимся использовать французский язык в наиболее типичных ситуациях речевого общения в соответствии с их реальными и актуальными потребностями и интересами:

— сообщать и запрашивать информацию различного характера,

— последовательно и логично высказываться,

— адекватно реагировать на высказывания партнера по общению.

Опыт показывает, что  социокультурная тематика, отвечающая возрастным особенностям учащихся и насыщенная аутентичными текстами (энциклопедическими справками, историческим материалом и т.д.) даёт возможность учащимся принимать активное участие в общении на социально значимые темы.

Формирование коммуникативной и социокультурной компетенции на уроках французского языка осуществляю через применение ИКТ.  Ребята знакомятся с культурой стран изучаемого языка и учатся находить полезную информацию на иноязычных сайтах и использовать её при подготовке к устному аргументированному высказыванию, проектов, исследований.

На этих сайтах можно также повторить грамматический материал и пройти тестирование в режиме онлайн.

Мой опыт показывает, что работа, организованная в таком режиме на уроках французского языка:

— повышает мотивацию учащихся к изучению языка, интерес к странам изучаемого языка, нравам и обычаям французов,

— активность по самостоятельному поиску информации,

— позволяет индивидуализировать процесс обучения,

— способствует раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых,

— способствует формированию социокультурной компетенции.

Грамотный подбор учебного материала способствует успешной реализации требований ФГОС.  Универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные, личностные и регулятивные) обеспечивают качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения.

Экспертное заключение
Ф.И.О. эксперта
Составляющие образования Обучение, воспитание
Ключевые слова учебно-познавательная мотивация, общеучебные умения и навыки, иноязычная коммуникативная и межкультурная  компетенции, личностно-деятельностно-коммуникативная  технология
Приложение: методическая разработка с приложениями (Тексты социокультурной направленности по теме «Образование», интернет ресурсы), презентация PowerPoint.
Касаткина Методическая разработка урока
Скачать файл
Приложение_Урок по теме_образование
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл