ФИО
Репина Елена Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова Сокращенное наименование: МБОУ Гимназия №46 г.Кирова 610050 г. Киров, ул. Ломоносова 29 б. +7 (833) 253-07-46, контактный телефон +7 (833) 253-07-46, E-mail. sch46@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
просто запомнить, нормы орфоэпии, словарные слова, Мнемотехника, начальная школа
В данной статье предлагается рассмотреть учебный проект по созданию мнемотехнического словаря для учащихся 1-2 классов. Его цель: создание образовательного ресурса «Мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить»». Нередко учителя и родители сталкиваются с проблемой запоминания учащимися правил, формул, словарных слов и др. Один из возможных путей решения этой проблемы — знание мнемотехнических приёмов. Как показывает практика, учащиеся начальных классов не владеют такими приёмами или владеют ими недостаточно хорошо. Идея проекта помочь учащимся начальной школы овладеть приёмами мнемотехники и научить применять их при запоминании словарных слов и норм правильного произношения слов. Данная статья будет полезна учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям учащихся в качестве методического пособия.
Ф.И.О. | Репина Елена Юрьевна |
Организация | Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова
Сокращенное наименование: МБОУ Гимназия №46 г.Кирова 610050 г. Киров, ул. Ломоносова 29 б. +7 (833) 253-07-46, контактный телефон +7 (833) 253-07-46, E-mail. sch46@kirovedu.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 33 года 9 месяцев |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить».
|
Ключевые слова | Мнемотехника, словарные слова, нормы орфоэпии, начальная школа, просто запомнить. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В данной статье предлагается рассмотреть учебный проект по созданию мнемотехнического словаря для учащихся 1-2 классов. Его цель: создание образовательного ресурса «Мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить»». Нередко учителя и родители сталкиваются с проблемой запоминания учащимися правил, формул, словарных слов и др. Один из возможных путей решения этой проблемы — знание мнемотехнических приёмов. Как показывает практика, учащиеся начальных классов не владеют такими приёмами или владеют ими недостаточно хорошо. Идея проекта помочь учащимся начальной школы овладеть приёмами мнемотехники и научить применять их при запоминании словарных слов и норм правильного произношения слов. Данная статья будет полезна учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям учащихся в качестве методического пособия. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Как показывает практика, у детей младшего школьного возраста возникают трудности при запоминании написания словарных слов и правильном произношении слов, орфоэпические нормы которых нужно заучить. Это может негативно повлиять на дальнейшее обучение и на формирование культуры речи учащихся. Предлагаем для решения данной проблемы эффективный образовательный ресурс «Мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить». |
Актуальность | Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: ученики начальной школы лучше запоминают события, явления, факты, близкие к их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Доказано, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности младших школьников. Также этот метод запоминания способствует развитию психических процессов, таких как мышление, внимание и воображение. |
Новизна | В отличие от существующих аналогов в основу создания мнемотехнического словаря «Просто запомнить» положен принцип природосообразности, т.е. запоминание словарных слов и орфоэпических норм должно происходить с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Весёлые рифмы и яркие картинки привлекают современного школьника гораздо больше обычных текстов на страницах учебников. Таким образом, для создания нашего образовательного ресурса мы выбрали наиболее интересные мнемотехнические приёмы для детей младшего школьного возраста — это рифмовка и ассоциации. Данные приёмы помогут нам привлечь внимание ребёнка к запоминанию трудного для него материала. Созданный образовательный ресурс уникален тем, что в нём опубликованы словарные слова и слова, произношение которых надо запомнить, в виде авторских примеров мнемотехнических приёмов запоминания, созданных учащимися при помощи наставников: педагогов, студентов и родителей. |
Описание инновационного опыта | На подготовительном этапе создания образовательного ресурса «Мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить» была изучена научная литература и методические пособия по теме исследования. Особенности запоминания, а также методы мнемотехники описаны в А. Р. Лурия в издании «Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)». Автор предлагает задания, способствующие развитию памяти и образного мышления. Марат Зиганов, Владимир Козаренко в методическом пособии «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления» изложили основные положения мнемотехники, подробно описали механизмы запоминания и систематизировали технический арсенал современного «искусства запоминания».
Из литературных источников были выделены следующие приёмы мнемотехники: рифма и ритм, пиктограммы, мнемофразы, аналогия, метод графических ассоциаций или (ассоциативных рисунков), метод сочинения истории. Возникла идея создать удобное и доступное печатное пособие, позволяющее организовать работу учащихся 1-2 классов по запоминанию словарных слов и норм произношения с помощью мнемотехнических приёмов, дополненное приложением «Проверь себя». Цель проекта: повышение грамотности учащихся через формирование практических навыков запоминания словарных слов и орфоэпических норм русского языка. Задачи проекта: 1. В результате ознакомления с приёмами мнемотехники определить наиболее подходящие для запоминания учащимися 1-2 классов словарных слов и орфоэпических норм русского языка. 2. Провести серию занятий с целью обучения учащихся практическому применению мнемотехнических приёмов запоминания. 3. Подготовить совместно с детьми авторские материалы для создания мнемотехнического словаря. 4. Апробировать мнемотехнический словарь на обучающихся 1-2 классов МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова. 5. Подвести итоги апробации мнемотехнического словаря. На начальном этапе работы над проектом после изучения информации о мнемотехнике были выявлены наиболее подходящие и понятные учащимся начальных классов приёмы запоминания словарных слов и норм орфоэпии: метод рифмования и метод графических ассоциаций. Серия занятий, проведённых с первоклассниками, проводилась с целью обучения именно этим приёмам мнемотехники. В результате проведённой работы были подготовлены авторские материалы, которые легли в основу создания мнемотехнического словаря «Просто запомнить». Собранные материалы были распределены на разделы «Правильно пишу» и «Правильно говорю». В ходе работы над проектом возникла идея дополнить словарь рубрикой «Проверь себя» с тестами и игровыми заданиями, а также вступительной статьёй, информирующей школьников о приёмах мнемотехники. Необходимым инструментом рефлексии должно стать приложение «Мои успехи». Последовательность работы с созданным мнемотехническим словарём заключается в следующем: 1. Изучение вступительной статьи, в которой опубликован теоретический материал по мнемотехнике, изложенный в форме доступной для младших школьников. 2. Изучение слов из рубрик «Правильно пишу» или «Правильно говорю», в зависимости от цели и темы занятия. 3. В качестве тренажёра, проверяющего полученные знания, предлагается рубрика «Проверь себя». В данной рубрике используются тесты, где нужно вставить пропущенные буквы, правильно поставить ударения в словах, разгадать ребусы и кроссворды со словарными словами. Для исправления допущенных ошибок на обороте тренировочного листа детям предлагается придумать свои мнемотехнические формы слов, в которых допущены ошибки. 4. После проведённых занятий ученики делают записи на листе приложения «Мои результаты», где отмечают количество допущенных ошибок и раскрашивают тот смайлик, который соответствует настроению после проделанной работы. В результате работы над проектом будет создано печатное пособие – мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить», в котором будут представлены: a) вступительная статья b) материалы раздела «Правильно пишу» c) материалы раздела «Правильно говорю» d) рубрика «Проверь себя» e) приложение «Мои успехи» Созданный мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить» это удобное и доступное пособие, позволяющее организовать работу с учащимися 1-2 классов по запоминанию словарных слов и норм произношения, которое можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. |
Продукт опыта / проекта | Мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить» |
Затруднения в реализации, риски | Создан электронный вариант мнемотехнического словаря для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить». Издание словаря в бумажном виде требует временных и экономических затрат. В целях экономии средств возможно комплексное использование словаря: для изучения – электронный вариант, для закрепления – листы рубрики «Проверь себя» распечатать. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Ожидаемые результаты от использования созданного образовательного ресурса — повышение грамотности учащихся и овладение практическими навыками мнемотехники, формирование положительной учебной мотивации.
Выводы об эффективности использования мнемотехнического словаря «Просто запомнить» сделаны на основании сравнения результатов тестовых работ по темам: «Словарные слова», «Правильное произношение слов», проведённых с учащимися 1-2 классов, участвовавших в создании и апробации словаря, с результатами учащихся 1-2 классов, которые в апробации не участвовали. При апробации образовательного ресурса использовали методику «G критерий знаков» с целью определения его эффективности. Данная методика позволяет оценить достоверность сдвига. Для замеров ДО и ПОСЛЕ были использованы словарные диктанты. На основании характеристики полученных результатов с использованием методики «G критерий знаков» были сделаны следующие выводы: 1) экспериментальная гипотеза, выдвинутая в ходе анализа результатов экспериментальной группы, подтверждается. Преобладание сдвигов в сторону повышения уровня результатов является достоверным; 2)однако, проверяемая гипотеза в контрольной группе не подтвердилась, а значит преобладание сдвигов в сторону повышения не является значимым. Это подтверждает эффективность использования на уроках и внеурочных занятий образовательного ресурса «Мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «ПРОСТО запомнить». Помимо предметных результатов учащиеся познакомились с приёмами мнемотехники и стали применять эти навыки для запоминания в других областях знаний. |
Публикации
по теме опыта |
1. Беленькая Т. Б. Мнемотехника для начальной школы, тренируем память у младших школьников [Текст] / Т. Б.Беленькая – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 39 с.
2. Никитина Т. Б. Развить суперпамять или запоминаем быстро и легко [Текст] / Т.Б. Никитина – Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с. 3. Зиганов М, Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления [Текст] / М.А.Зиганов – Москва: Школа рационального чтения, 2000. – 54 с. 4. Лисовская Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии [Текст] / Е.А. Лисовская – Минск: Конкурс, 2007. – 80 с. 5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) [Текст] / Лурия А.Р. — Москва: Эйдос,1994. – 252 с. 6. Как мнемотехника развивает память? Упражнения, которые помогут запомнить большие объёмы информации// LENTA.RU – URL: https://lenta.ru/articles/2023/08/31/pomnit_vse/ (дата обращения: 07.02.2024). 7. Дёмина Е.А. Мнемотехника для детей, советы и упражнения для школьников//SchoolDistance.ru: сайт. — URL: https://schooldistance.ru/mnemotehnika-dlya-nachinayuschih-sovety-i-uprazhneniya/(дата обращения: 07.02.2024). |
Экспертное заключение | Представленный мнемотехнический словарь для учащихся 1-2 классов «Просто запомнить» направлен на повышение грамотности учащихся через формирование практических навыков запоминания словарных слов и орфоэпических норм русского языка. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные образы в памяти, тем самым происходит процесс запоминания. Работа со словарными словами является важной и необходимой в работе по формированию орфографической зоркости. Некоторым учащимся запоминание словарных слов дается очень трудно. Данный словарь способствует облегчению запоминания и тем самым способствует формированию орфографической зоркости учащихся.
Данная методическая разработка призвана помочь учителям в работе по развитию орфографической зоркости младших школьников. |
Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ Начальное общее образование |