ФИО
Земель Ольга Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
29 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 8 922 914 30 51 zemelolga@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Естественно – научная грамотность – это один из компонентов функциональной грамотности, который формирует мнение ребёнка об окружающем мире, о природе и законах природы, учит применять знания для решения задач в разнообразных практических контекстах.
В процессе формирования естественно – научной грамотности у учащихся начальной школы появляется возможность приобрести и развить навык решения близких к реальным проблемным ситуациям, представленных в некотором контексте и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, для принятия соответствующих решений.
Задания модуля способствуют активизации учебной деятельности учащихся и достижению необходимого уровня естественно – научной грамотности для продолжения образования во 2 классе.
Ф.И.О. | Земель Ольга Николаевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6,
тел. 8 922 914 30 51 zemelolga@yandex.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 29 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта |
Формирование естественно – научной грамотности у обучающихся начальной школы в 1 классе
|
Ключевые слова | Естественно – научная грамотность, окружающий мир, функциональная грамотность |
Аннотация (не более 500 знаков) | Естественно – научная грамотность – это один из компонентов функциональной грамотности, который формирует мнение ребёнка об окружающем мире, о природе и законах природы, учит применять знания для решения задач в разнообразных практических контекстах.
В процессе формирования естественно – научной грамотности у учащихся начальной школы появляется возможность приобрести и развить навык решения близких к реальным проблемным ситуациям, представленных в некотором контексте и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, для принятия соответствующих решений. Задания модуля способствуют активизации учебной деятельности учащихся и достижению необходимого уровня естественно – научной грамотности для продолжения образования во 2 классе.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Актуальной задачей современной начальной школы является формирование у учащихся функциональной грамотности. Ожидаемый от школы образовательный результат – это способность применять в жизни знания и умения из различных областей, которые осваивает обучающийся как в школе, так и за её пределами.
Важно с первого класса уделять внимание формированию естественно – научной грамотности, создавать условия для развития интереса к естественным наукам, применению их достижений, умению научно объяснять явления и использовать научные доказательства для формулировки выводов. |
Актуальность | Формирование функциональной грамотности школьников – относительно новое направление профессиональной активности педагогов начальной школы, решающей задачи реализации требований обновлённого ФГОС НОО.
Актуальность программы состоит в том, что государство предъявляет особые требования к уровню естественно-научной грамотности выпускника школы. Эта грамотность является важной составляющей эколого-гражданского развития личности обучающегося. Вместе с тем материалов, разработанных именно для учащихся начальных классов, по данной теме недостаточно. Формирование естественно-научной грамотности учащихся позволяет применять принцип преемственности в изучении естественно-научных предметов в ходе всего обучения в школе, обеспечивать мотивированный выбор изучения естественных и смежных с ними наук. Систематические занятия по решению практико – ориентированных задач под руководством учителя позволят первоклассникам освоить основные составляющие естественно – научной грамотности. |
Новизна | Новизна данного курса состоит в том, что задания опорных рабочих листов, разработанных для обучающихся в 1 классе, содержат практико-ориентированные задания, позволяющие обогащать личный и социальный опыт. |
Описание инновационного опыта | Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении детей. Чтобы сделать процесс формирования естественно – научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка, возникает необходимость применения разных методов и приёмов обучения.
Разработанные задания данного курса помогают формировать умение использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность, учат взаимодействовать. При условии систематической работы по данной программе первоклассник получит возможность не только овладеть обязательным минимумом содержания, но и системой учебных действий, что будет способствовать развитию способности решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях. Основная цель программы — формирование и оценка основ естественно – научной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей. |
Продукт опыта / проекта | Модуль «Основы естественно – научной грамотности» программы кружка внеурочной деятельности «Малая академия», направленного на формирование функциональной грамотности.
Рабочие опорные листы по разделу «Я — природа» (4 занятия в 1 классе) |
Затруднения в реализации, риски | Одно из наиболее сложных условий реализации программы данного курса – это необходимость поддержания высокой степени включенности обучающихся в учебный процесс на протяжении всего занятия.
В силу возраста первоклассников при реализации данного курса могут возникнуть проблемы, характерные для обучающихся, находящихся на стадии формирования естественно – научной грамотности, которые связанные с — недостаточно развитым кругозором; — низкой способностью анализировать и объяснять явления окружающей действительности, — затруднением в проведении собственного элементарного наблюдения и исследования, — отсутствием или малым опытом применения знаний на практике.
|
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
В рамках реализации данного модуля программы кружка внеурочной деятельности «Малая академия» с целью определения уровня сформированности естественно – научной грамотности обучающихся были использованы диагностические работы.
В диагностике приняли участие обучающиеся 1 класса (30 человек). В начале года первоклассники выполнили задания стартовой диагностики по определению уровня естественно – научной грамотности. Результаты диагностики: базовый уровень — 37 % учеников; повышенный уровень — 35 % учеников; высокий уровень — 10 % учеников; низкий уровень — 18 % учеников В конце года, обучающиеся выполнили итоговую диагностическую работу. В ней были предложены задания, направленные на выявление уровня сформированности естественно – научной грамотности первоклассников. По результатам итоговой диагностики: базовый уровень – 14% учеников; повышенный уровень – набрали 41% учеников; высокий уровень – набрали 39% учеников; низкий уровень — 6% учеников. Наблюдается положительная динамика уровня сформированности естественно – научной грамотности обучающихся. |
Публикации
по теме опыта |
Задания по формированию естественно – научной грамотности в 1 классе (из опыта работы)
https://multiurok.ru/files/zadaniia-dlia-formirovaniia-estestvennonauchnoi-1.html |
Экспертное заключение | Данная методическая разработка содержит описание работы по формированию естественно-научной функциональной грамотности младших школьников. Системная работа по данному направлению способствует развитию универсальных учебных действий у младших школьников, любви и уважительного отношения к родной природе.
Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью. Внедрение данного опыта позволит повысить воспитательный потенциал школы, поможет в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника. Данный опыт может быть использован учителями начальной школы, классными руководителями для достижения личностных результатов образования (воспитание гражданско-патриотических качеств, обучающихся), что соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО. |
Ф.И.О. эксперта | Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальные классы |