ФИО
Палешева Тамара Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии и химии
СТАЖ РАБОТЫ
29 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Полом Кирово-Чепецкого района Кировской области 613010 Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с.Полом, ул. П.Родыгина, д.11 тел.88336176130 E-mail: Polom.skola@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
проектная и исследовательская деятельность., мини-лаборатория, объекты и явления природы, экологическая культура
Приобретение мини-лаборатории заключается всоздание условий для организации исследований объектов и явлений природы, направленных на повышение качества экологического образования, а так же
заключается в создании условий для развития экологической культуры учащихся через участие в экологических и природоохранных проектах и исследованиях в условиях сельской школы.
Реализация подхода предполагает:
-участие в грантовом конкурс среди общеобразовательных организаций
Кирово-Чепецкого района «Эффективная школа» от Филиала «КХЧК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» для приобретения лабораторного оборудования;
-обучение школьников основам проектирования через выполнение учебных исследований и наблюдений в природе;
-приоритет вне кабинетных форм занятий (экскурсии, исследовательские практики, акции и др.);
-использование возможностей летнего времени (занятия в пришкольном лагере, полевая практика).
Значимость использования оборудования мини-лаборатории:
-повышение познавательного интереса учеников к изучению естественно-научных дисциплин (экологии, биологии, химии)
-проведение лабораторных практикумов для обучающихся.
— выполнение индивидуальных исследовательских проектов как формы допуска к ГИА, а также подготовка исследовательских работ для научно-практических конференций.
— подготовка учащихся к олимпиадам по предметам естественно-научного цикла. -проведение экспериментальных спецкурсов, направленных на изучение объектов и явлений природы, в рамках внеурочной деятельности совместно с социумом и волонтёрским движением.
Ф.И.О. | Палешева Тамара Николаевна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Полом Кирово-Чепецкого района Кировской области
613010 Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с.Полом, ул. П.Родыгина, д.11 тел.88336176130 E-mail: Polom.skola@mail.ru |
Должность | Учитель биологии и химии |
Стаж работы | 29 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Мини-лаборатории для экологических исследований объектов и явлений природы |
Ключевые слова | Экологическая культура, объекты и явления природы, мини-лаборатория, проектная и исследовательская деятельность. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Приобретение мини-лаборатории заключается в создание условий для организации исследований объектов и явлений природы, направленных на повышение качества экологического образования, а так же
заключается в создании условий для развития экологической культуры учащихся через участие в экологических и природоохранных проектах и исследованиях в условиях сельской школы. Реализация подхода предполагает: -участие в грантовом конкурс среди общеобразовательных организаций Кирово-Чепецкого района «Эффективная школа» от Филиала «КХЧК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» для приобретения лабораторного оборудования; -обучение школьников основам проектирования через выполнение учебных исследований и наблюдений в природе; -приоритет вне кабинетных форм занятий (экскурсии, исследовательские практики, акции и др.); -использование возможностей летнего времени (занятия в пришкольном лагере, полевая практика). Значимость использования оборудования мини-лаборатории: -повышение познавательного интереса учеников к изучению естественно-научных дисциплин (экологии, биологии, химии) -проведение лабораторных практикумов для обучающихся. — выполнение индивидуальных исследовательских проектов как формы допуска к ГИА, а также подготовка исследовательских работ для научно-практических конференций. — подготовка учащихся к олимпиадам по предметам естественно-научного цикла. -проведение экспериментальных спецкурсов, направленных на изучение объектов и явлений природы, в рамках внеурочной деятельности совместно с социумом и волонтёрским движением. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема заключается в несоответствии оборудования в лаборатории кабинета химии и биологии требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (изношенность оборудования, недостаток демонстрационного и раздаточного материала для проведения исследований объектов и явлений природы).
При решении этой проблемы нам пришлось столкнуться с трудностями (противоречиями): -возникновение у учащихся затруднений при решении экологических и биологических задач и нахождение ответов на проблемные вопросы, связанные с изучением объектов природы. -между требованием к системной организации экологического воспитания и отсутствием необходимого оборудования -отсутствие средств в образовательной организации на приобретение оборудования для проведения исследований объектов и явлений природы |
Актуальность | Одной из задач современной школы в рамках ФГОС является «формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося». Под экологической культурой понимается развитие системы научных понятий взглядов и убеждений, обеспечивающих становление гражданской ответственности за состояние окружающей среды. Основные компоненты экологической культуры: экологические знания, экологическое мышление, чувство любви к природе. Воспитательные возможности кабинетных форм преподавания предметов естественно-научного цикла при решении этой задачи ограничены теоретизацией экологических знаний, поэтому важно использовать лабораторное оборудование и такие методы и формы работы с учащимися, которые предполагают практическую самостоятельную и мыслительную деятельность, повышают их мотивацию. Данным требованиям соответствует метод проектирования, который в условиях сельской школы удобно использовать в силу малой наполняемости классов и многопредметности в работе учителя |
Новизна | Реализация проекта “Мини-лаборатория для исследований объектов и явлений природы” позволила выполнять эксперименты с объектами природы и исследовать явления природы, проводить кружковые занятия по химии, биологии и экологии, что повысило интерес детей к изучению предметов, вовлекло их в исследовательскую и проектную деятельность. В течение учебного года, работая с мини-лабораторией, можно организовать различные формы взаимодействия учителя и ученика: это может быть самостоятельная, индивидуальная и групповая работа, исследовательская и работа над проектом. |
Описание инновационного опыта | Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества. Формирование экологической культуры учащихся напрямую связана с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, заложенными в ФГОС: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.
Экологическое воспитание, по Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения. Все эти компоненты возможно реализовать с помощью технологии проектной деятельности. Процесс этот должен быть целенаправленно организованным, планомерно и систематически осуществляемым. Эта идея была реализована в проекте “Мини-лаборатория для исследований объектов и явлений природы” Цель: создание условий для организации исследований объектов и явлений природы, направленных на повышение качества образования. Задачи: 1. Развить у учащихся интерес к природе, исследованиям, научно- познавательной деятельности. 2. Создать условия для осмысленного выбора профессий связанных с дисциплинами естественно-научного профиля. Методы: 1. — Анализ перечня средств материально-технического обеспечения лаборатории кабинета химии и биологии; — Анкетирование (социологический опрос); — Интервьюирование. Реализация проекта происходила в рамках образовательного учреждения при взаимодействии Филиала «КХЧК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» при содействии управления образования Кирово-Чепецкого района. Этапы работы над проектом. Подготовительный этап: — выбор темы и ее конкретизация (актуальность); — определение цели и формулирование задач; — анализ материально — технического обеспечения лаборатории в кабинете биологии и химии ; — разработка проекта и утверждение плана работы. Основной этап: — интервьюирование учителя биологии, химии и географии Палешевой Т.Н.; — проведение социологического опроса методом анкетирования обучающихся 5-9 классов о необходимости приобретения оборудования для проведения исследований объектов явлений природы. Анализ результатов; — анализ использования метода биоиндикации на уроках химии и биологии и во внеурочное время учащимися 5-9 классов с целью выявления наличия необходимого оборудования для исследований объектов и явлений природы. Заключительный этап: — создание презентации; — поиск источников финансирования для приобретения оборудования. На подготовительном этапе важно учитывать интересы ребенка, тогда юный исследователь будет инициативен и активен. Все учащиеся (100 %) положительно оценили идею приобретения оборудования для проведения исследований. По исследуемым объектам и явлениям природы, учащиеся изучают состояние окружающей природной среды своего населённого пункта Полевые исследования, проведённые, учащимися 5-9 классов вызвали интерес к предметам естественно-научного цикла, помогли расширить кругозор, научили решать проблемные вопросы. Для получения качественного образования, отвечающего всем требованиям профессиональных запросов государства, необходимо современное обеспечение наглядными пособиями и оборудованием для изучения объектов и явлений природы. В мини-лабораторию необходимо было приобрести следующее оборудование: — Биологическую микролабораторию. -Набор реактивов для проведения ученического эксперимента по химии, спиртовки, фильтры. Для демонстрации экспериментов и обработки результатов исследований необходимы современные средства технического оборудования: ноутбук, проектор или ж/к панель, принтер. В заключение своей работы мы составили смету по приобретению необходимого оборудования (Приложение 2). Проект реализован. Необходимое оборудование приобрели. |
Продукт опыта / проекта | Мини-лаборатория для исследований объектов и явлений природы.
Использование мини-лаборатории для изучения объектов природы в условиях сельской школы позволяет развить у учащихся интерес к природе, исследованиям, научно-познавательной деятельности. Применение лабораторного оборудования позволяет формировать логическое мышление обучающихся, развивать интерес к предмету, обеспечивает интеграцию и мотивацию учебной деятельности и создаёт условия для самообразования и саморазвития учащихся и для осмысленного выбора профессий, связанных с учебными предметами естественно-научного профиля. |
Затруднения в реализации, риски | Организационное обеспечение деятельности педагога (часы внеурочной деятельности, кружковой работы); Разные стартовые возможности учащихся в мотивации и способности к самостоятельной деятельности. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Уровень познавательного интереса к изучению естественных дисциплин высокий (соответствует уровню «интерес к предмету» по Т.Шамовой). Самооценка и внешняя оценка уровня воспитанности по направлению «отношение к природе» соответствует интервалу 4-5 баллов (по П.Третьякову).
Ежегодно учащиеся школы проводят эксперименты с различными объектами природы и пишут исследовательские работы и проекты, с которыми принимают активное участие в региональном конкурсе «Я – исследователь», проходящем на базе гимназии №1, в областном конкурсе «Человек и природа», в областном экологическом конкурсе «Я познаю природу», областной конференции юных исследователей окружающей среды, в региональном конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, в региональном конкурсе-фестивале учебных проектов школьников «В гармонии с природой», во всероссийских конкурсах по естествознанию «Это знают все!», «Гелиантус», «Астра», в Межрегиональных конкурсах «Олимпис», «Зелёная планета», «Мириады открытий». Участвуя в этих конкурсах, учащиеся школы неоднократно становились победителями и призёрами. Исследовательские работы и проекты, которые стали победителями и призёрами областных конкурсов: — «Влияние токсичности снега на прорастание семян кресс-салата»; — «Выращивание тюльпанов различными способами в зимнее время года»; — «Выращивание огурцов на подоконнике зимой»; — «Выращивание картофеля в мешках и в открытом грунте»; — «Сбор лекарственных растений и приготовление чая»; — «Размножение комнатных растений в зимнее время года»; — «Категории страхов у детей младшего школьного возраста и способы борьбы с ними»; — «Категории страхов у детей среднего школьного возраста и способы борьбы с ними»; — «Выращивание комнатных растений стеблевыми черенками для озеленения школьных коридоров»; — «Выращивание туи черенками в разные времена года»; -«Размножение комнатного растения каланхоэ разными способами»; -«Выращивание арахиса в теплице и на улице » На протяжении нескольких лет школа является призёром в областном конкурсе «Экологической и природоохранной работы образовательных учреждений», награждалась дипломами II и III степени и грамотами за эффективную организацию работы по развитию системы непрерывного экологического образования |
Публикации
по теме опыта |
Палешева Т.Н. Из опыта работы над проектом “Мини-лаборатория для исследований объектов и явлений природы”//Формирование функциональной грамотности обучающихся в системе естественно-научного и географического образования: 49-я областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии и химии (Киров, 28 января 2022года): Сборник материалов / Авторский коллектив; ФГБОУ ВО “Вятский государственный университет”, КОГОАУ ДПО “ИРО Кировской области — Киров, 2022. — 109 с. — (Серия “Федеральные образовательные стандарты”).” |
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Палешевой Т.Н. по теме «Создание мини-лаборатории для экологических исследований объектов и явлений природы» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных
Областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
|
Приложения | Приложение 1 Статья “ Из опыта работы над проектом “Мини-лаборатория для исследований объектов и явлений природы””
Приложение 2 Проект “Мини-лаборатория для исследований объектов и явлений природы” |