ФИО

Петухова Нина Геннадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

ЗАВЕДУЮЩАЯ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Сметанино Санчурского района Кировской области

 «Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своему детскому саду. Она постоянно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, и своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала»

Лихачев Д.С.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п.2.6)

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живёт, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

По результатам анкетирования родителей можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Коллектив педагогов и родителей детского сада посчитал необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.

Нами были отобраны следующие приоритеты:

  • Создание атмосферы национального быта.
  • Широкое использование фольклора.
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. 
  • Знакомство с народным искусством.
  • Знакомство с русскими народными играми

Определив приоритеты в образовательной и воспитательной работе, педагоги и родители собрались в «Родительской гостиной», где было принято решение о создании в ДОУ мини – музея «Бабушкина светёлка» (Приложение 1). Так возник наш первый проект «Создание мини – музея как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания дошкольников» (2018-2019 учебный год). Освободив в детском саду помещение, с помощью родителей и жителей села Сметанино мы начали сбор экспонатов. Уже первые принесённые экспонаты показали, насколько велик интерес детей к этим предметам. Им интересно было увидеть в действии прялку – самопрялку, покачать в люльке куклу, попробовать сложить дрова в русскую печь, а затем поставить туда с помощью ухвата чугунок, погладить бельё утюгом — Врубелем, полюбоваться на расшитые рушники и т. д.

Все занятия по ознакомлению с народным творчеством и бытом стали проходить в «Бабушкиной светёлке» – НОД («В старину едали деды», «Раз в крещенский вечерок…», «Капустные посиделки», «Колядки», «Печь – матушка», День именинника» и т.д.) Очень часто на таких занятиях на столе присутствует самовар и русский каравай. Наши дети знают, как разрезать каравай, кому отдать «зачин». О русском быте, традициях рассказывают герои русских народных сказок, подводят их к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. Но самое главное ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты, тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».

Вот так мы начинали, а далее была проведена огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников — всё это постепенно складывалось в систему.

Для того чтобы познакомить детей с народным фольклором, народным искусством, народными играми, с традиционными и обрядовыми праздниками мы решили продолжить использовать метод проектов. Следующий педагогический проект был краткосрочным и был посвящён жителям Сметанинского поселения в годы ВОВ («Память величия, мужества и отваги» — апрель – май 2019 года). Затем коллектив детского сада реализовал два долгосрочных педагогических проекта, рассчитанных на целый учебный год — «Я родился в России» (2019 – 2020 учебный год) Приложение 1, «Это русская сторонка» (2020 – 2021 учебный год) Приложение_3.

В 2021 – 2022 учебном году также реализуется долгосрочный проект «Праздники Дарёнки»

В каждый педагогический проект, включена работа и с детскими проектами. Так наши дети вместе с родителями защищали следующие проекты: «Традиции нашей семьи», «Я и мои предки», «Я живу в этом доме» «Военная техника России», «Сельскохозяйственная техника на полях Санчурского района». Результатом такой совместной работы детей и родителей стали выставки в мини – музее.

Работа педагогов по ознакомлению с народным фольклором, народным искусством, народными играми отражалась в традиционных и обрядовых праздниках, которые тоже включены в долгосрочные педагогические проекты. Совместно с родителями прошли такие праздники как: «Покровская ярмарка», «На Кузьму – Кузьму, Демьяну…», «Сретенье», «Сергий – капустник, курятник», Вознесение Господне». «Широкая Масленица» и т.д.

Кроме того, в данные педагогические проекты включены конкурсы для детей совместно с родителями: (конкурс фотографий «Живёт село родное», конкурс поделок «Обережные куклы», «Русский народный костюм», «Пасхальное яйцо», конкурс рисунков «Я здесь живу» и т.д.

Наши дети проводят экскурсии в мини – музее «Бабушкина светёлка», рассказывают о различных экспонатах. Так были проведены экскурсии для родителей, общественности села Сметанино, для сотрудников КЦСОН пгт. Санчурск, для тружеников тыла и пожилых людей села и, конечно, для сотрудников нашего детского сада.

В своей работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры мы придерживаемся принципов музейной педагогики:

  • наглядность
  • доступность
  • динамичность
  • содержательность
  • обязательное сочетание предметного мира музея с программой
  • последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
  • гуманизм
  • поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии
  • активность детей в усвоении музейного наследия
  • подвижность структуры занятий – экскурсий

Наш мини – музей в открытом доступе, т.е. ребёнок может прийти туда в любое время, в нём нет предметов под стеклом, ограждений. Для детей существует одно правило: взял, посмотрел, поиграл – положи на прежнее место.

В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку».

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводились с ними короткие беседы, консультации. Также разъяснялось, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

В педагогической деятельности нельзя обойтись без подведения итогов работы.

Поэтому, два раза в год мы заполняем и анализируем диагностические карты обследования уровня формированности представлений детей о русской народной культуре. (Приложение4). Делаем соответствующие выводы и планируем дальнейшую работу.

Также, по итогам работы, своим достижением считаем создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

I. Данные об образовательном учреждении
Параметры

информации

Содержание информации
1.1. Регион, в котором находится образовательное учреждение Кировская область
1.2. Полное наименование образовательного учреждения Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Сметанино Санчурского района Кировской области
1.3. Вид образовательного учреждения (нужное подчеркнуть) Детский сад
1.4. Тип образовательного учреждения (нужное подчеркнуть) Дошкольное образовательное учреждение
1.5. Ф.И.О. руководителя учреждения Петухова Нина Геннадьевна
1.6. Количество учащихся (нужное подчеркнуть) До 100
1.7. Адрес образовательного учреждения с почтовым индексом 612390, с. Сметанино, ул. Центральная д. 101, Санчурский район, Кировская область
1.8. Телефон / факс 2 – 12 — 96
1.9. E-mail ninapetuhova0@gmail.com
1.10. Web-site
1.11. Фамилия, имя, отчество контактного лица по вопросам инновационной деятельности в образовательном учреждении Петухова Нина Геннадьевна
1.12. Должность контактного лица Заведующий МКДОУ детский сад с. Сметанино
1.13. Телефон / факс контактного лица 2 – 12 — 96
1.14. E-mail контактного лица ninapetuhova0@gmail.com
II. Сущностные характеристики представляемого инновационного

управленческого опыта образовательного учреждения – конкретного управленческого нововведения в ОУ

Параметры информации Содержание информации
2.1. Тема инновации (формулировка названия нововведения (инновации), наиболее точно описывающая представляемый инновационный управленческий опыт (ИУО)* Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в условиях сельского детского сада.
2.2. Сущность новшества, вводимого/ внедряемого/ осваиваемого школой в систему управления (что новое появляется в системе ВУ?) Системный, комплексный и эффективный подход к приобщению детей к народной культуре (диагностирование и анализ, использование инновационных форм, методическое обеспечение,  обогащение предметно-развивающей среды, информационное насыщение: сообщение знаний о традициях, обычаях русского народа, специфике его культуры и ценностей; эмоциональное воздействие через разные виды деятельности; развитие самосознания; создание единого пространства: повышение педагогической и духовной культуры родителей, привлечение их к сотрудничеству;

 

2.3. Зона обновления в системе внутришкольного управления (куда именно, в какую часть системы ВУ, в какие ее характеристики) вводится новшество?) Образовательная деятельность,  воспитание.
2.4. Характер нововведения (каким образом, за счет каких действий это новшество вводится в систему, практику ВУ?) Диагностика и анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Внедрение музейной педагогики, проектной деятельности.
2.5. Цели и ожидаемые результаты нововведений (что и как должно измениться:

в системе управления, управленческой деятельности,

в школе в целом,

в результатах жизнедеятельности ОУ?)

Цель: Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения к истокам русской народной культуры.

Разработана и реализована система мероприятий по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях вятского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников.

Пополнится мини-музей «Бабушкина светёлка» новыми экспонатами и стендами.

Повысится педагогическая грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями вятского народа, с народными календарно-обрядовыми праздниками.

2.6. Субъекты разработки и реализации данного управленческого нововведения (кто в школе отвечает за данное нововведение и кто участвует в этой работе?) Заведующий, воспитатель, родители.
2.7. Актуальность возникновения (создания) представляемого ИУО (факторы, обусловливающие необходимость изменений: новые

требования, «вызовы» школе и системе управления, открывшиеся новые возможности, результаты научных исследований, требующие внедрения в практику, имеющиеся проблемы школы и системы управления и др.)

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Именно поэтому приобщение новых поколений к традициям национальной культуры является актуальным педагогическим вопросом современности.

2.8. Новизна представляемого ИУО (что нового появилось по отношению к уже имеющемуся опыту управления?) Новизна опыта состоит в разработке системы работы дошкольного учреждения по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством приобщения к историческому и культурному наследию родного края.
2.9. Практическая значимость представляемого ИУО (что ИУО школы дает для развития практики системы внутришкольного управления, образовательного учреждения и системы образования в целом?)

 

 Системный, комплексный и эффективный подход к образованию и воспитанию детей.

Созданная система работы по данной теме будет носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

2.10. Научная школа, направление, конкретные научные работы, на которые ориентируется и опирается ИУО (при наличии)
  1. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. — СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  2. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.
  3. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1973
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.
  5. Микляева,Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая /методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2006.
2.11. Срок (длительность процесса) реализации инновации в образовательном учреждении 5 лет
2.12. Масштаб охвата системы внутришкольного управления преобразованиями (локальный, модульный, системный) Модульный
2.13. Результаты внедрения/освоения инновации и перспективы продолжения работы в данном направлении (характер и результативность произошедших изменений в системе ВУ, в управленческой деятельности, в объекте управления, в результатах жизнедеятельности ОУ в целом) 1.         Создание системы работы по духовно – нравственному воспитанию.

2.         Укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

3.         Создан единый социум: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

 

2.14. Степень готовности инновации к распространению ИУО (высокая, средняя, низкая). Высокая
2.15. Условия эффективности, риски, возможные ограничения в использовании ИУО в других ОУ. Данная система может успешно реализовываться в других ДОУ и общеобразовательных организациях.
2.16. Продукты, отражающие представляемый ИУО и позволяющие обеспечить его распространение (ресурсный пакет) В ДОУ имеются следующие условия:

— создан мини – музей «Бабушкина светёлка»

— разработана система мероприятий по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях вятского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников. Реализованы проекты: «Создание мини-музея как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников», «Это русская сторонка

(обрядовые праздники Вятской стороны)», «Я родился в России».

Фольклорные праздники – «Как на Кузьму, Кузьму Демьяну», «Сергий Капустник — Курятник», «Спиридон Солнцеворот», «Весёлая Коляда» «Как в крещенский вечерок…», спортивное развлечение «Екатерина – санница»,  «Весёлая масленица», «Покровская ярмарка», «Я родился в России», «Фестиваль русских народных игр», «Матушкины посиделки», «Весёлая масленица».

Оформлены выставки:

Рисунков «Моё любимое село».

Поделок «Сельскохозяйственная техника на полях Санчурского района», «Обрядовые куклы Вятки», «Вятский народный костюм», «Дом, в котором я живу», «Заходи, покупай».

Фотографий «Село моё живёт»

Стенд «Хлеборобская династия Меньшиных»;

Стенд «От Москвы до самых до окраин»;                                         Стенд «75 лет великой ПОБЕДЕ»;

Видео материалы о проведённой работе.

2.17. Наличие и выходные данные публикаций о представленной инновации, включая тиражируемые продукты в рамках реализации инновации, где можно с ними познакомиться 1.      Выставочный стенд.

2.      Участие в региональном конкурсе научно – исследовательских, методических и творческих работ «Моя Кировская область» (диплом 2 степени)

2.18. Возможные формы распространения инновации Обмен опытом среди ДОУ, в рамках методического объединения воспитателей Санчурского района, в рамках окружного методического объединения воспитателей ДОУ, распространение опыта на курсах повышения квалификации руководителей дошкольного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

Диплом победителя 1 степени 2 всероссийского конкурса «Воспитание патриота и гражданина России 21 века»

Диплом 1 степени за участие во всероссийском конкурсе «Лучшее из опыта работы»

2.19. Предполагаемый масштаб распространения инновации (нужное подчеркнуть) Федеральный

Региональный

Муниципальный

2.20. Данные о связях ОУ с другими учреждениями по реализации инновации (сетевые взаимодействия, совместные программы) Сетевые взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями Санчурского района и образовательными организациями Юго-Западного образовательного округа
IV. Экспертное заключение  
Предлагаемый масштаб и формы распространения инноваций  Опыт отличается актуальностью, новизной, содержит механизмы вовлечения родителей в деятельность образовательной организации. Результаты опыта соответствуют целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС дошкольного образования. Данный опыт дает возможность привлекать его другими педагогами дошкольных учреждений, в целях реализации преемственности с общеобразовательными учреждениями по обучению основ православной культуры.

Педагоги могут воспользоваться практическим материалом, в данной работе (см. «Приложение») в повседневной образовательной деятельности.

Опыт представлен в рамках августовского совещания педагогов Санчурского района в 2019 году, на курсах повышения квалификации руководителей дошкольного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» в октябре 2019 года, на окружном методическом объединении в 2019 году, в рамках методического объединения педагогов дошкольного образования Санчурского района в 2020 и 2021 году,  в рамках августовского совещания педагогов Санчурского района в 2021 году.

 
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Бебенина Ирина Юрьевна,

8(83357)2-12-18, mkabinet-rco@yandex.ru ,

612370, Кировская область, Санчурский район, пгт Санчурск, ул. Зевахина, д. 2

 
Фамилия, имя, отчество должность регионального эксперта Пивоваров Александр Анатольевич, старший методист Центра управления и инноваций, отличник народного просвещения, к.п.н., доктор философии МОАН  
Приложение 2_проект_Я родился в России
Скачать файл
Приложение_3
Скачать файл
Приложение_11
Скачать файл