ФИО
Петухова Нина Геннадьевна
ДОЛЖНОСТЬ
ЗАВЕДУЮЩАЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Сметанино Санчурского района Кировской области
«Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своему детскому саду. Она постоянно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, и своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала»
Лихачев Д.С.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п.2.6)
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живёт, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
По результатам анкетирования родителей можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?
Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Коллектив педагогов и родителей детского сада посчитал необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.
Нами были отобраны следующие приоритеты:
- Создание атмосферы национального быта.
- Широкое использование фольклора.
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с русскими народными играми
Определив приоритеты в образовательной и воспитательной работе, педагоги и родители собрались в «Родительской гостиной», где было принято решение о создании в ДОУ мини – музея «Бабушкина светёлка» (Приложение 1). Так возник наш первый проект «Создание мини – музея как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания дошкольников» (2018-2019 учебный год). Освободив в детском саду помещение, с помощью родителей и жителей села Сметанино мы начали сбор экспонатов. Уже первые принесённые экспонаты показали, насколько велик интерес детей к этим предметам. Им интересно было увидеть в действии прялку – самопрялку, покачать в люльке куклу, попробовать сложить дрова в русскую печь, а затем поставить туда с помощью ухвата чугунок, погладить бельё утюгом — Врубелем, полюбоваться на расшитые рушники и т. д.
Все занятия по ознакомлению с народным творчеством и бытом стали проходить в «Бабушкиной светёлке» – НОД («В старину едали деды», «Раз в крещенский вечерок…», «Капустные посиделки», «Колядки», «Печь – матушка», День именинника» и т.д.) Очень часто на таких занятиях на столе присутствует самовар и русский каравай. Наши дети знают, как разрезать каравай, кому отдать «зачин». О русском быте, традициях рассказывают герои русских народных сказок, подводят их к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. Но самое главное ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты, тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».
Вот так мы начинали, а далее была проведена огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников — всё это постепенно складывалось в систему.
Для того чтобы познакомить детей с народным фольклором, народным искусством, народными играми, с традиционными и обрядовыми праздниками мы решили продолжить использовать метод проектов. Следующий педагогический проект был краткосрочным и был посвящён жителям Сметанинского поселения в годы ВОВ («Память величия, мужества и отваги» — апрель – май 2019 года). Затем коллектив детского сада реализовал два долгосрочных педагогических проекта, рассчитанных на целый учебный год — «Я родился в России» (2019 – 2020 учебный год) Приложение 1, «Это русская сторонка» (2020 – 2021 учебный год) Приложение_3.
В 2021 – 2022 учебном году также реализуется долгосрочный проект «Праздники Дарёнки»
В каждый педагогический проект, включена работа и с детскими проектами. Так наши дети вместе с родителями защищали следующие проекты: «Традиции нашей семьи», «Я и мои предки», «Я живу в этом доме» «Военная техника России», «Сельскохозяйственная техника на полях Санчурского района». Результатом такой совместной работы детей и родителей стали выставки в мини – музее.
Работа педагогов по ознакомлению с народным фольклором, народным искусством, народными играми отражалась в традиционных и обрядовых праздниках, которые тоже включены в долгосрочные педагогические проекты. Совместно с родителями прошли такие праздники как: «Покровская ярмарка», «На Кузьму – Кузьму, Демьяну…», «Сретенье», «Сергий – капустник, курятник», Вознесение Господне». «Широкая Масленица» и т.д.
Кроме того, в данные педагогические проекты включены конкурсы для детей совместно с родителями: (конкурс фотографий «Живёт село родное», конкурс поделок «Обережные куклы», «Русский народный костюм», «Пасхальное яйцо», конкурс рисунков «Я здесь живу» и т.д.
Наши дети проводят экскурсии в мини – музее «Бабушкина светёлка», рассказывают о различных экспонатах. Так были проведены экскурсии для родителей, общественности села Сметанино, для сотрудников КЦСОН пгт. Санчурск, для тружеников тыла и пожилых людей села и, конечно, для сотрудников нашего детского сада.
В своей работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры мы придерживаемся принципов музейной педагогики:
- наглядность
- доступность
- динамичность
- содержательность
- обязательное сочетание предметного мира музея с программой
- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
- гуманизм
- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии
- активность детей в усвоении музейного наследия
- подвижность структуры занятий – экскурсий
Наш мини – музей в открытом доступе, т.е. ребёнок может прийти туда в любое время, в нём нет предметов под стеклом, ограждений. Для детей существует одно правило: взял, посмотрел, поиграл – положи на прежнее место.
В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку».
Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводились с ними короткие беседы, консультации. Также разъяснялось, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.
В педагогической деятельности нельзя обойтись без подведения итогов работы.
Поэтому, два раза в год мы заполняем и анализируем диагностические карты обследования уровня формированности представлений детей о русской народной культуре. (Приложение4). Делаем соответствующие выводы и планируем дальнейшую работу.
Также, по итогам работы, своим достижением считаем создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.
I. Данные об образовательном учреждении | ||
№ | Параметры
информации |
Содержание информации |
1.1. | Регион, в котором находится образовательное учреждение | Кировская область |
1.2. | Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Сметанино Санчурского района Кировской области |
1.3. | Вид образовательного учреждения (нужное подчеркнуть) | Детский сад |
1.4. | Тип образовательного учреждения (нужное подчеркнуть) | Дошкольное образовательное учреждение |
1.5. | Ф.И.О. руководителя учреждения | Петухова Нина Геннадьевна |
1.6. | Количество учащихся (нужное подчеркнуть) | До 100 |
1.7. | Адрес образовательного учреждения с почтовым индексом | 612390, с. Сметанино, ул. Центральная д. 101, Санчурский район, Кировская область |
1.8. | Телефон / факс | 2 – 12 — 96 |
1.9. | ninapetuhova0@gmail.com | |
1.10. | Web-site | |
1.11. | Фамилия, имя, отчество контактного лица по вопросам инновационной деятельности в образовательном учреждении | Петухова Нина Геннадьевна |
1.12. | Должность контактного лица | Заведующий МКДОУ детский сад с. Сметанино |
1.13. | Телефон / факс контактного лица | 2 – 12 — 96 |
1.14. | E-mail контактного лица | ninapetuhova0@gmail.com |
II. Сущностные характеристики представляемого инновационного
управленческого опыта образовательного учреждения – конкретного управленческого нововведения в ОУ |
||||
№ | Параметры информации | Содержание информации | ||
2.1. | Тема инновации (формулировка названия нововведения (инновации), наиболее точно описывающая представляемый инновационный управленческий опыт (ИУО)* | Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в условиях сельского детского сада. | ||
2.2. | Сущность новшества, вводимого/ внедряемого/ осваиваемого школой в систему управления (что новое появляется в системе ВУ?) | Системный, комплексный и эффективный подход к приобщению детей к народной культуре (диагностирование и анализ, использование инновационных форм, методическое обеспечение, обогащение предметно-развивающей среды, информационное насыщение: сообщение знаний о традициях, обычаях русского народа, специфике его культуры и ценностей; эмоциональное воздействие через разные виды деятельности; развитие самосознания; создание единого пространства: повышение педагогической и духовной культуры родителей, привлечение их к сотрудничеству;
|
||
2.3. | Зона обновления в системе внутришкольного управления (куда именно, в какую часть системы ВУ, в какие ее характеристики) вводится новшество?) | Образовательная деятельность, воспитание. | ||
2.4. | Характер нововведения (каким образом, за счет каких действий это новшество вводится в систему, практику ВУ?) | Диагностика и анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Внедрение музейной педагогики, проектной деятельности. | ||
2.5. | Цели и ожидаемые результаты нововведений (что и как должно измениться:
в системе управления, управленческой деятельности, в школе в целом, в результатах жизнедеятельности ОУ?) |
Цель: Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения к истокам русской народной культуры.
Разработана и реализована система мероприятий по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях вятского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников. Пополнится мини-музей «Бабушкина светёлка» новыми экспонатами и стендами. Повысится педагогическая грамотность родителей по вопросу ознакомления детей с бытом, культурой и традициями вятского народа, с народными календарно-обрядовыми праздниками. |
||
2.6. | Субъекты разработки и реализации данного управленческого нововведения (кто в школе отвечает за данное нововведение и кто участвует в этой работе?) | Заведующий, воспитатель, родители. | ||
2.7. | Актуальность возникновения (создания) представляемого ИУО (факторы, обусловливающие необходимость изменений: новые
требования, «вызовы» школе и системе управления, открывшиеся новые возможности, результаты научных исследований, требующие внедрения в практику, имеющиеся проблемы школы и системы управления и др.) |
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Именно поэтому приобщение новых поколений к традициям национальной культуры является актуальным педагогическим вопросом современности. |
||
2.8. | Новизна представляемого ИУО (что нового появилось по отношению к уже имеющемуся опыту управления?) | Новизна опыта состоит в разработке системы работы дошкольного учреждения по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством приобщения к историческому и культурному наследию родного края. | ||
2.9. | Практическая значимость представляемого ИУО (что ИУО школы дает для развития практики системы внутришкольного управления, образовательного учреждения и системы образования в целом?)
|
Системный, комплексный и эффективный подход к образованию и воспитанию детей.
Созданная система работы по данной теме будет носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома. |
||
2.10. | Научная школа, направление, конкретные научные работы, на которые ориентируется и опирается ИУО (при наличии) |
|
||
2.11. | Срок (длительность процесса) реализации инновации в образовательном учреждении | 5 лет | ||
2.12. | Масштаб охвата системы внутришкольного управления преобразованиями (локальный, модульный, системный) | Модульный | ||
2.13. | Результаты внедрения/освоения инновации и перспективы продолжения работы в данном направлении (характер и результативность произошедших изменений в системе ВУ, в управленческой деятельности, в объекте управления, в результатах жизнедеятельности ОУ в целом) | 1. Создание системы работы по духовно – нравственному воспитанию.
2. Укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания. 3. Создан единый социум: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
|
||
2.14. | Степень готовности инновации к распространению ИУО (высокая, средняя, низкая). | Высокая | ||
2.15. | Условия эффективности, риски, возможные ограничения в использовании ИУО в других ОУ. | Данная система может успешно реализовываться в других ДОУ и общеобразовательных организациях. | ||
2.16. | Продукты, отражающие представляемый ИУО и позволяющие обеспечить его распространение (ресурсный пакет) | В ДОУ имеются следующие условия:
— создан мини – музей «Бабушкина светёлка» — разработана система мероприятий по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях вятского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников. Реализованы проекты: «Создание мини-музея как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников», «Это русская сторонка (обрядовые праздники Вятской стороны)», «Я родился в России». Фольклорные праздники – «Как на Кузьму, Кузьму Демьяну», «Сергий Капустник — Курятник», «Спиридон Солнцеворот», «Весёлая Коляда» «Как в крещенский вечерок…», спортивное развлечение «Екатерина – санница», «Весёлая масленица», «Покровская ярмарка», «Я родился в России», «Фестиваль русских народных игр», «Матушкины посиделки», «Весёлая масленица». Оформлены выставки: Рисунков «Моё любимое село». Поделок «Сельскохозяйственная техника на полях Санчурского района», «Обрядовые куклы Вятки», «Вятский народный костюм», «Дом, в котором я живу», «Заходи, покупай». Фотографий «Село моё живёт» Стенд «Хлеборобская династия Меньшиных»; Стенд «От Москвы до самых до окраин»; Стенд «75 лет великой ПОБЕДЕ»; Видео материалы о проведённой работе. |
||
2.17. | Наличие и выходные данные публикаций о представленной инновации, включая тиражируемые продукты в рамках реализации инновации, где можно с ними познакомиться | 1. Выставочный стенд.
2. Участие в региональном конкурсе научно – исследовательских, методических и творческих работ «Моя Кировская область» (диплом 2 степени) |
||
2.18. | Возможные формы распространения инновации | Обмен опытом среди ДОУ, в рамках методического объединения воспитателей Санчурского района, в рамках окружного методического объединения воспитателей ДОУ, распространение опыта на курсах повышения квалификации руководителей дошкольного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Диплом победителя 1 степени 2 всероссийского конкурса «Воспитание патриота и гражданина России 21 века» Диплом 1 степени за участие во всероссийском конкурсе «Лучшее из опыта работы» |
||
2.19. | Предполагаемый масштаб распространения инновации (нужное подчеркнуть) | Федеральный
Региональный Муниципальный |
||
2.20. | Данные о связях ОУ с другими учреждениями по реализации инновации (сетевые взаимодействия, совместные программы) | Сетевые взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями Санчурского района и образовательными организациями Юго-Западного образовательного округа | ||
IV. Экспертное заключение | ||||
Предлагаемый масштаб и формы распространения инноваций | Опыт отличается актуальностью, новизной, содержит механизмы вовлечения родителей в деятельность образовательной организации. Результаты опыта соответствуют целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС дошкольного образования. Данный опыт дает возможность привлекать его другими педагогами дошкольных учреждений, в целях реализации преемственности с общеобразовательными учреждениями по обучению основ православной культуры.
Педагоги могут воспользоваться практическим материалом, в данной работе (см. «Приложение») в повседневной образовательной деятельности. Опыт представлен в рамках августовского совещания педагогов Санчурского района в 2019 году, на курсах повышения квалификации руководителей дошкольного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» в октябре 2019 года, на окружном методическом объединении в 2019 году, в рамках методического объединения педагогов дошкольного образования Санчурского района в 2020 и 2021 году, в рамках августовского совещания педагогов Санчурского района в 2021 году. |
|||
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Бебенина Ирина Юрьевна,
8(83357)2-12-18, mkabinet-rco@yandex.ru , 612370, Кировская область, Санчурский район, пгт Санчурск, ул. Зевахина, д. 2 |
|||
Фамилия, имя, отчество должность регионального эксперта | Пивоваров Александр Анатольевич, старший методист Центра управления и инноваций, отличник народного просвещения, к.п.н., доктор философии МОАН |