ФИО

Морозова Ольга Алексеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

33 года в указанной должности

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 40" города Кирова Адрес ОО: г. Киров, ул. Красина д.41, контактный телефон:+78332562548, E-mail: school40-kirov@yandex.ru

Профессиональная направленность обучающихся, мотивация их на осознанный выбор профессии, которая перспективна и востребована в обществе с одной стороны, и отвечает интеллектуальным способностям ученика и его интересам с другой стороны, одна из самых сложных дилемм, которую решает и семья и в школа. Для решения этой дилеммы создаются специальные условия образовательной среды, которая строится на интеграции урочной и внеурочной деятельности. Интеграция  основана на формировании опыта учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Ф.И.О. Морозова Ольга Алексеевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Кирова 

Адрес ОО: г. Киров, ул. Красина д.41, контактный телефон:+78332562548,

E-mail: school40-kirov@yandex.ru

Должность Учитель географии
Стаж работы 33 года в указанной должности.
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта  Тема «Учебно- исследовательская деятельность по географии – основа формирования профессиональной направленности обучающихся».

В обновленном стандарте образования отражены планируемые результаты, которые должны достичь обучающиеся по основам учебно — исследовательской и проектной деятельности. В требованиях стандарта особое внимание уделяется таким творческим умениям как: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный и социальный проект, выбирать и использовать методы исследовательской деятельности, осознанно развивать свои коммуникативные способности, осознавать свою ответственность за достоверность и качество результатов учебно- исследовательской и проектной деятельности. Эти положения мы рассматриваем как важный компонент социального заказа образованию, как ориентиры организации деятельности, направленной на развитие личности и ее социализацию на основе ценностей, принятых в Российском обществе, как основу формирования профессиональной направленности обучающихся.

Используя, технологический подход – сочетание современных технологий как условие достижения нового качества географического образования, в частности приобретение опыта по решению функциональных задач, мы создаем такие условия, которые в процессе реализации системно- деятельностного подхода способствуют осознанной мотивации обучающихся на выбор профессий, которые необходимы для обеспечения суверенитета нашего Отечества сегодня и в будущем.

Ключевые слова Учебно — исследовательская деятельность, профессиональность направленность, воспитательный потенциал, музейная педагогика, интеграция урочной и внеурочной деятельности, туристско-краеведческая экспедиция, функциональная грамотность

 

Аннотация (не больше 500 знаков)  Профессиональная направленность обучающихся, мотивация их на осознанный выбор профессии, которая перспективна и востребована в обществе с одной стороны, и отвечает интеллектуальным способностям ученика и его интересам с другой стороны, одна из самых сложных дилемм, которую решает и семья и в школа. Для решения этой дилеммы создаются специальные условия образовательной среды, которая строится на интеграции урочной и внеурочной деятельности. Интеграция  основана на формировании опыта учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема низкого уровня владения школьниками исследовательскими умениями, необходимыми для результативной учебно — исследовательской деятельности.

Обоснование проблемы. Развитие учебно- исследовательской деятельности является обязательным условием образования в современной российской школе. Следовательно, владеть системой исследовательских умений должен каждый выпускник основной школы, однако, в результатах общественной экспертизы отмечается, что значительное количество обучающихся имеют низкий уровень владения исследовательскими методами и приемами, что снижает качество проектных и исследовательских работ. Основные причины:

1) низкий уровень мотивации школьников к учебно — исследовательской и проектной деятельности и как следствие, отсутствие интереса к профессиональной деятельности на основе географического образования;

2) низкий уровень методической подготовки значительного количества учителей к управлению познавательной самостоятельной деятельностью школьников при выполнении исследовательской работы или проекта. Это следствие того, что в вузе в прежние годы не было обучения студентов этому педагогическому умению.

 

Актуальность   Актуальность темы «Учебно- исследовательская деятельность по географии – основа формирования профессиональной направленности обучающихся» объясняется тем, что использование в практике работы учителя географии этих методических рекомендаций способствует приобретению учителями педагогических умений как по организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся на уроке и внеурочных занятиях, так и умений мотивировать познавательную деятельность обучающихся при выполнении исследовательской работы или проекта на основе формирования интереса к изучению географии. Следовательно, применение предлагаемых методических рекомендаций позволяет учителю географии в массовой практике создать условия для решения выше обозначенной проблемы и добиться более высокого уровня владения школьниками исследовательскими умениями, необходимыми для учебно — исследовательской и проектной деятельности.
Новизна  Впервые в практике работы учителя географии предлагается цикличная модель интеллектуального взросления обучающихся, которая отражает рост личностных достижений обучающихся в процессе выполнения различных видов учебно — исследовательской работы на уроке и во внеурочной деятельности. Качественная характеристика циклов модели раскрывается на основе приобретения школьниками методов исследования в ходе поэтапного выполнения учебно- исследовательской деятельности ( см. таблицу «Циклы интеллектуального взросления обучающихся»)

 

Описание инновационного опыта Карта информационная.

Методические рекомендации по теме «Учебно — исследовательская деятельность по географии – основа формирования профессиональной направленности обучающихся» отражают результаты шестилетней опытно- экспериментальной работы учителя.

Ч то делаю?

Обобщаю и структурирую собственный опыт работы по созданию авторской системы инновационной деятельности по теме «Учебно — исследовательская деятельность по географии – основа формирования профессиональной направленности обучающихся».

Для чего я делаю?

Основная цель опытно — экспериментальной работы по предложенной теме – найти эффективные приемы педагогической деятельности в решении проблемы повышения уровня владения школьниками умениями исследовательской и проектной деятельности, способствовать их мотивации к выбору профессиональной деятельности на основе географического образования; на основе собственного опыта предложить учителям географии эффективные приемы работы решения проблемы, которая характерна для значительного количества школ в России.

Результаты опытно- экспериментальной деятельности по предлагаемой теме поэтапно публиковались в течении шести лет. В настоящее время опыт представлен в 12 публикациях разного уровня.

Как это я делаю?

Для достижения цели используется комплекс из 8 педагогических технологий деятельностного типа. Комплекс включает восемь технологий методологической основой которых является системно — деятельностный подход. Комплекс педагогических технологий отбирался в соответствии с возрастными особенностями подростков и основным видом деятельности, через который обучающиеся познают мир ( для подростков важно организация общения). Коротко охарактеризуем суть нашего комплекса технологий.

1)      Технология игровой деятельности. Существенный признак игры- организация деятельности детей по определенным правилам. Общее руководство осуществляет ведущий- учитель. Для игры характерно: соревновательность, творческая деятельность, индивидуальная заинтересованность, импровизация и эмоциональная приподнятость ( см. циклы №1, № 5).

2)      Кейс- технология. Деятельность школьников обеспечивается в процессе работы с кейс — пакетом, который включает: учебный текст, задания разного уровня сложности, ключи и критерии оценивания. Особенность технологии – все задания выполняются письменно на этапах изучения и закрепления нового материала. По результатам работы осуществляется самопроверка и самокоррекция результатов деятельности. ( см. циклы №2, № 5).

3)      Технология «Наблюдение над предметами и явлениями в природе». Существенные признаки технологии – организация наблюдений в природе по заранее составленному плану учителя и маршруту учителя. Организация и управление деятельности школьников осуществляется с помощью дневников наблюдений. Наблюдения проводятся визуально и с помощью специальных приборов. ( см. цикл №2).

4)      Технологические приемы музейной педагогики. Суть технологии- в поэтапном взаимодействии пространства школы и музея. 1 этап — школа, где проходит подготовка обучающихся к деятельности в музее; 2 этап — пространство музея, где школьники работают с экспонатами- как средством наглядности и источником информации. 3 этап- школа- оформление результатов  наблюдения в музее, создание авторского текста и личное выступление (см. циклы №5, №6).

5)      Технология дистанционного обучения. Существенный признак технологии – общение учителя и ученика на расстоянии вне классного кабинета с помощью интернет- ресурса. Управление познавательной деятельностью школьников наиболее эффективна когда учитель и ученики работают в режиме онлайн ( см. цикл № 6).

6)      Групповое самостоятельное обучение. Суть — создание временных творческих групп, участие каждого ученика в выполнении группового задания в соответствии со своими способностями. Обобщение результатов работы. Комплексное выступление перед одноклассниками. ( см. циклы №4, №5).

7)      Технология «Перевернутый урок». Суть технологии – в изменении последовательности в изучении нового учебного материала, выполнение опережающего домашнего задания в основное время урока выполнение проблемных заданий повышенного уровня сложности(дифференцированная работа и индивидуальная) (см. циклы № 5, №6).

8)      Технология «Предметный портфолио». Суть технологии в реализации индивидуального подхода, в соответствии с заранее определенными разделами ученик выполняет исследовательское задание. Результаты деятельности оценивает общественная экспертиза. Достижения отражаются в специальной папке. ( см. циклы №5,№6).

Система конкретных педагогических приемов и методов работы, последовательность их применения демонстрируется в приложении к информационной карте педагогического опыта в виде методических рекомендаций на тему «Учебно — исследовательская деятельность по географии – основа формирования профессиональной направленности обучающихся».

Продукт опыта / проекта   Методические рекомендации по теме «Учебно — исследовательская деятельность по географии – основа формирования профессиональной направленности обучающихся».
Затруднения в реализации, риски 1.Высокий уровень загруженности учителя.

2. Ограничены временные ресурсы для глубоко изучения опыта коллег по теме исследования.

3. Сложность в организации взаимодействия с коллегами, которые участвуют в опытно- экспериментальной работе по решению методических проблем.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

  С целью диагностики определения мотивационных потребностей школьников мы использовали известную методику Н. Л.Галеевой. [«Сто приемов для учебного успеха на уроках географии». -М, 2016, с.42-43].

Анализируя результаты диагностики, мы пришли к следующим выводам:

1) 21% респондентов мотивированы на учебу с помощью эмоциональных приемов изучения учебного материала (для этих школьников активно использованы приемы игровых технологий);

2) 28% респондентов мотивированы на учебу с помощью приемов социального взаимодействия с учителем в ходе изучения нового учебного материала ( эти школьники активно работали , используя приемы кейс- технологии и дистанционного обучения);

3) 36% респондентов мотивированы на учебу с помощью приемов социального взаимодействия с группой одноклассников, для этих школьников важно в ходе изучения новой учебной информации общаться с одноклассниками и учитывать коллективное мнение, следовательно, эффективны технологии группового самостоятельного обучения;

4)14% респондентов имеют высокий уровень развития мотивационно-потребностной сферы, они ориентируются на собственные желания и могут приложить волевые усилия для достижения той цели, которую они сами для себя сформулировали, именно эти ученики в первую очередь нуждаются в организации индивидуальной познавательной деятельности на творческом уровне( для этих школьников эффективны приемы музейной технологии, «Перевернутого урока» и технологии «Предметного портфолио».

В соответствии с реальной мотивацией обучающихся были сконструированы задания для самостоятельной работы школьников  экспериментального характера: для первой группы подготовлены задания на основе богатого иллюстративного материала, в том числе картографический материал, интернет — ресурсы, сайт «Фонд сохранения  всемирного наследия» и  видеосюжеты на сайте https:// whc.
unesco. org /ru/; для второй группы сконструированы  задания  репродуктивного и творческого характера, которые выполняются с помощью непосредственного участия учителя в организации и сопровождении познавательной деятельности; для третьей группы организована коллективная познавательная деятельность внутри ролевых групп; для четвертой группы предлагаются творческие задания как экспертов «Русского географического общества», использованы материалы сайта РГОhttps://www.rgo.ru

Экспериментальные уроки и внеурочные занятия проводились ежегодно в ходе общешкольной недели естественных наук. По итоговым результатам (выполнены проверочные работы диагностического характера) 82 % обучающихся в экспериментальных классах стабильно по географии получают оценку «4 и 5», 18 % получают оценки «3» и «4», т. е. стабильно справляются с работой на базовом уровне. Следовательно, использование методических приемов в системном обучении школьников методам исследовательской деятельности и выполнения учебно- исследовательских заданий по географии обеспечивает высокий уровень усвоения приемов деятельности и формирование творческого ( исследовательского) опыта работы.

Публикации

по теме опыта

  Список публикаций:

 

  Статьи из журнала:

1.Морозова О.А. Музейная педагогика – основа изучения темы «Машиностроение России» //Педагогическое искусство, №1, 2019. – С.41-49. USBN2542-1492.

    Статьи из сборников:

1.Морозова О.А. Воспитание экологической культуры обучающихся в ходе изучения природного комплекса Дендропарка города Кирова/ Формирование экологической культуры обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: 51-я областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии и химии (Киров, 26 января 2024 года): Сборник материалов / сост. Н.В. Носова и др.- Киров: Полиграфовна, 2024.- С. 67- 70.

USBN 978-5-6050576-4-2.

2.Морозова О.А. Реализация воспитательного потенциала в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности по географии/ Воспитательный потенциал урочной и внеурочной деятельности в системе естественно — научного и географического образования:50-я областная научно-практическая конференция учителей географии, биологии и химии (Киров, 25 января 2023 года): Сборник материалов / сост. Н.В. Носова и др.- Киров: Полиграфовна, 2023.- С. 178- 180. USBN 978-5-6048992-1-2.

3.Морозова О.А. Воспитательный потенциал урока современного урока географии. Любить призвание свое: В.А. Сухомлинский: Сборник материалов: Выпуск 1/ Ред. коллегия Н.В. Соколова и др.- Киров: ООО «Полиграфовна», 2019.- С. 23-26. USBN978-5-6032646-0-2

4.Морозова О.А. Профориентационая работа в процессе обучения географии / Любить призвание свое: В.А. Сухомлинский: Сборник материалов: Выпуск 2 / Ред. коллегия Н.В. Соколова и др.- Киров: ООО «Полиграфовна», 2020.- С. 135- 137. USBN978-5-6045628-0-2

5.Морозова О.А., Русских Г.А., Шахматов И. Великорецкий крестный ход (Юрьянский район) / Историко — культурный образ территории Кировской области: сборник статей / авт.- сост. Г.А.Русских, И.Ю. Алалыкина, М.А. Кельдышев. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2017.- С.27 — 30. USBN 978 -5-906642-40-0

6.Морозова О.А. и др. Изучение природного комплекса одной из форм рельефа в Дендропарке города Кирова / Знания молодых – будущее России: сборник статей XXI Международной студенческой научной конференции. В 5ч. Ч.2.Биологические науки.- Киров: ФГБОУ Вятский ГАТУ, 2023.-С.31-34.

7.Морозова О.А. и др. Программа внеурочной деятельности «Выбираем профессиональные маршруты» (общеинтеллектуальное направление) / Программы внеурочной деятельности «Край мой Вятский»: 5-9 классы / Авторский коллектив Н.А. Новоселова, О.А. Морозова и др.- Киров: ООО «Полиграфовна», 2019.- С. 56- 61.

8.Морозова О.А. Известный ученый – географ М.Д. Шарыгин / Реализация воспитательных идей в практике работы учителя географии / авт.- сост. Г.А.Русских, О.Л.Чернышева. – Киров: Изд-во МКОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2023.- С.55 — 68.

9.Морозова О.А. Краеведческое занятие на тему «Исследование склонов долины» в режиме кейс — метода (8 класс) /Развитие функциональной грамотности обучающихся в процессе географического образования: методические рекомендации / авт.- сост. Г.А. Русских, О.Л.Чернышева. – Киров: Изд-во МКОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2022.- С.49 — 66.

10.Морозова О.А. Урок комплексного применения опыта деятельности по теме «Всемирное наследие ЮНЕСКО на территории Северной Америки» ( 7 класс) /Реализация индивидуального подхода в условиях современного образования: методические рекомендации / авт.- сост. Г.А. Русских, О. Л. Чернышева. – Киров: Изд-во МКОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2021.- С.108 — 118.

11.Морозова О.А. Организация экскурсии на «Кировский Машзавод 1Мая»/ «Система работы учителя географии по реализации приемов музейной педагогики» (Методические рекомендации) /авт. — сост. Г.А. Русских, О.Л. Чернышева. – Киров: Изд-во МКОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2020.- С.42 — 49.

12.Морозова О.А. Изучение темы «Машиностроение г. Кирова» (8-9 класс) / Урок географии с применением дистанционных образовательных технологий / авт.- сост. Г.А.Русских, О.Л.Чернышева. – Киров: Изд-во МКОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2020.- С.38 — 45.

13.Морозова О.А. Реализация музейной педагогики на уроке по теме «Машиностроение»/ «Музейная педагогика в практике работы учителя географии» (Методические рекомендации) / авт.- сост. Г.А. Русских. – Киров: Изд-во МКОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова, 2019.- С.57-70.

14.Морозова О.А.; Мякишева О.З. Изучение темы «Погода» ( 6 класс) / Моделирование урока географии с позиции системно-деятельностного подхода / авт.- сост. Г.А. Русских. – Киров: Изд-во ЦПКРО г. Кирова, 2017.- С.30-36.

Экспертное заключение  Актуальность представленного опыта не вызывает сомнений, так как в работе раскрыты эффективные приемы развития исследовательской и проектной деятельности обучающихся, которые возможно использовать на уроках и во внеурочной деятельности в разных типах общеобразовательных организаций.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук

 

Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование. Естественно-научные предметы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Морозова О.А. 2024. (1)
Скачать файл
рецензия 1
Скачать файл
рецензия 2
Скачать файл