ФИО
Боровская Олеся Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель истории, обществознания, советник директора по воспитанию
СТАЖ РАБОТЫ
16 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова, 610050 г. Киров, ул. Ломоносова, 29-б. тел. (8332) 53-07-46, sch46@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Функциональная грамотность, Внеурочная деятельность, финансовая грамотность
Методическая разработка учителя представлена комплектом диагностических работ по всем видам функциональной грамотности для 5-11 классов. К разработке прилагаются критерии ответов, что позволяет существенно облегчить работу учителя, а самим обучающимся проверить свой уровень функциональной грамотности.
Ф.И.О. | Боровская Олеся Васильевна |
Организация | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова, 610050 г. Киров, ул. Ломоносова, 29-б. тел. (8332) 53-07-46, sch46@kirovedu.ru |
Должность | учитель истории, обществознания, советник директора по воспитанию |
Стаж работы | 16 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Комплект диагностических работ по функциональной грамотности для 5-11 классов «Проверяй, грамотно!» |
Ключевые слова | Функциональная грамотность, финансовая грамотность, внеурочная деятельность |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Методическая разработка учителя представлена комплектом диагностических работ по всем видам функциональной грамотности для 5-11 классов. К разработке прилагаются критерии ответов, что позволяет существенно облегчить работу учителя, а самим обучающимся проверить свой уровень функциональной грамотности. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Недостаточная сформированность практических навыков обучающихся в решении заданий по функциональной грамотности.
Объективные причины связаны с развитием финансового рынка – появлением услуг и продуктов, которые требуют от человека определённого уровня знаний и навыков. Однако до недавнего времени этому вопросу не уделялось достаточного внимания. В современных реалиях государство проявило заинтересованность в развитии системы финансовых знаний, поскольку сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире. |
Актуальность | Актуальность данной разработки связана с недостаточной сформированностью практических навыков обучающихся в решении заданий по функциональной грамотности.
Представленный комплект контрольно-измерительных материалов позволяет в системе работать над формированием и развитием функциональной грамотности. |
Новизна | Новизной представленного продукта является его комплексный характер, позволяющий проверить уровень сформированности функциональной грамотности по всем направлениям. |
Описание инновационного опыта | Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся является приоритетной задачей. Перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Поскольку формирование функциональной грамотности является одним из главных направлений педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе обществознание, а также курсы внеурочной деятельности. Противоречие между необходимостью формирования у обучающихся 5-11 классов функциональной грамотности и отсутствием комплексных диагностических работ, позволяющих проверить уровень освоения навыков решения задания по функциональной грамотности определяют запрос на подобный комплект заданий. Цель внедрения представленной практики — повышение уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 5-11-х классов с использованием комплексных диагностических работ позволяющих проверить уровень освоения навыков решения заданий по функциональной грамотности. |
Продукт опыта / проекта | Продукт проекта представлен сборником диагностических работ, включающих в каждом варианте для 5-11 классов задания по математической, читательской, естественно-научной и математической грамотности, а также задания по развитию креативного мышления. К каждому из представленных вариантов прилагаются критерии ответов. |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения могут быть связаны с одной стороны, с отсутствием системного подхода в деятельности учителя, с другой стороны, с невысоким уровнем готовности обучающихся работать с текстами, сложностями, возникающими при выполнении заданий повышенного уровня сложности. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Реализация программно-методического комплекса курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» позволяет проследить результативность деятельности обучающихся по следующим направлениям.
Позитивное изменение личностных характеристик учащихся отслеживается по следующим показателям: 1. Мотивированность обучающихся на познавательную деятельность. 2. Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию. 3. Удовлетворенность обучающихся результатами своей деятельности. |
Публикации
по теме опыта |
Боровская О.В,, Лаптева Я.С.,, Попова А.Д., Юферева Е.В., Христолюбов Д.С. «Проверяем грамотно!»: комплект диагностических работ по функциональной грамотности (5–11-е классы Педагогическое проектирование: идеи и решения [Электронный ресурс]: сборник статей. Вып. 7 / Электрон. текст. дан. (13,2 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 13,2 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. с экрана. |
Экспертное заключение | Ценность методической разработки заключается в её практической значимости для педагогического сообщества: предложены методические рекомендации по использованию данного опыта, познавательные задачи сгруппированы по темам и разделены по уровням сложности; к каждому из занятий предлагаются критерии ответов в специальном приложении.
Несомненным достоинством выполненной работы является логичность изложения и возможность наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей. Работа представляет интерес для педагогического сообщества и может быть рекомендована к тиражированию. |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Общественно-научные предметы |