ФИО

Боровская Олеся Васильевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель истории, обществознания, советник директора по воспитанию

СТАЖ РАБОТЫ

16 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова, 610050 г. Киров, ул. Ломоносова, 29-б. тел. (8332) 53-07-46, sch46@kirovedu.ru

Методическая разработка учителя представлена комплектом диагностических работ по всем видам функциональной грамотности для 5-11 классов. К разработке прилагаются критерии ответов, что позволяет существенно облегчить работу учителя, а самим обучающимся проверить свой уровень функциональной грамотности.

Ф.И.О. Боровская Олеся Васильевна
Организация муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова, 610050 г. Киров, ул. Ломоносова, 29-б. тел. (8332) 53-07-46, sch46@kirovedu.ru
Должность учитель истории, обществознания, советник директора по воспитанию
Стаж работы 16 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Комплект диагностических работ по функциональной грамотности для 5-11 классов «Проверяй, грамотно!»
Ключевые слова Функциональная грамотность, финансовая грамотность, внеурочная деятельность
Аннотация (не больше 500 знаков) Методическая разработка учителя представлена комплектом диагностических работ по всем видам функциональной грамотности для 5-11 классов. К разработке прилагаются критерии ответов, что позволяет существенно облегчить работу учителя, а самим обучающимся проверить свой уровень функциональной грамотности.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Недостаточная сформированность практических навыков обучающихся в решении заданий по функциональной грамотности.

Объективные причины связаны с развитием финансового рынка – появлением услуг и продуктов, которые требуют от человека определённого уровня знаний и навыков. Однако до недавнего времени этому вопросу не уделялось достаточного внимания. В современных реалиях государство проявило заинтересованность в развитии системы финансовых знаний, поскольку сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире.

Актуальность Актуальность данной разработки связана с недостаточной сформированностью практических навыков обучающихся в решении заданий по функциональной грамотности.

Представленный комплект контрольно-измерительных материалов позволяет в системе работать над формированием и развитием функциональной грамотности.

Новизна Новизной представленного продукта является его комплексный характер, позволяющий проверить уровень сформированности функциональной грамотности по всем направлениям.
Описание инновационного опыта Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся является приоритетной задачей. Перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Поскольку формирование функциональной грамотности является одним из главных направлений педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе обществознание, а также курсы внеурочной деятельности.

Противоречие между необходимостью формирования у обучающихся 5-11 классов функциональной грамотности и отсутствием комплексных диагностических работ, позволяющих проверить уровень освоения навыков решения задания по функциональной грамотности определяют запрос на подобный комплект заданий.

Цель внедрения представленной практики — повышение уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 5-11-х классов с использованием комплексных диагностических работ позволяющих проверить уровень освоения навыков решения заданий по функциональной грамотности.

Продукт опыта / проекта Продукт проекта представлен сборником диагностических работ, включающих в каждом варианте для 5-11 классов задания по математической, читательской, естественно-научной и математической грамотности, а также задания по развитию креативного мышления. К каждому из представленных вариантов прилагаются критерии ответов.
Затруднения в реализации, риски Затруднения могут быть связаны с одной стороны, с отсутствием системного подхода в деятельности учителя, с другой стороны, с невысоким уровнем готовности обучающихся работать с текстами, сложностями, возникающими при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

Реализация программно-методического комплекса курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» позволяет проследить результативность деятельности обучающихся по следующим направлениям.

Позитивное изменение личностных характеристик учащихся отслеживается по следующим показателям:

1. Мотивированность обучающихся на познавательную деятельность.

2. Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

3. Удовлетворенность обучающихся результатами своей деятельности.

Публикации

по теме опыта

Боровская О.В,, Лаптева Я.С.,, Попова А.Д., Юферева Е.В., Христолюбов Д.С. «Проверяем грамотно!»: комплект диагностических работ по функциональной грамотности (5–11-е классы Педагогическое проектирование: идеи и решения [Электронный ресурс]: сборник статей. Вып. 7 / Электрон. текст. дан. (13,2 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 13,2 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. с экрана.
Экспертное заключение Ценность методической разработки заключается в её практической значимости для педагогического сообщества: предложены методические рекомендации по использованию данного опыта, познавательные задачи сгруппированы по темам и разделены по уровням сложности; к каждому из занятий предлагаются критерии ответов в специальном приложении.

Несомненным достоинством выполненной работы является логичность изложения и возможность наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей.

Работа представляет интерес для педагогического сообщества и может быть рекомендована к тиражированию.

Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Общественно-научные предметы

Proveryay_gramotno_33_Itogovy_produkt
Скачать файл