ФИО

Жаворонкова Елена Николаевна, Макарова Юлия Игоревна

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя математики

СТАЖ РАБОТЫ

31 год / 2 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку сформированности уровня математической и финансовой грамотности обучающихся– способности формулировать, применять и интерпретировать математику.

Ф.И.О. Жаворонкова Елена Николаевна,Макарова Юлия Игоревна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru
Должность Учитель математики, учитель математики
Стаж работы Жаворонкова Е.Н. — 31 год, Макарова Ю.И. — 2 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта  Программа кружка внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов  «За страницами математики»

Дидактические материалы к изучению модуля программы «Финансы» (6 занятий в 5 классе, 5 занятий в 6 классе); рабочие листы к изучению модуля «Вероятность» (6 занятий в 5 классе, 5 занятий в 6 классе).

 

Ключевые слова Формулировать,применять и интерпретировать
Аннотация (не более 500 знаков) Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку сформированности уровня математической и финансовой грамотности обучающихся– способности формулировать, применять и интерпретировать математику.

 

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект    В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. Для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся для жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях.
Актуальность Актуальность программы состоит в том, что

решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности обучающихся, поможет в определении будущей профессии.

Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность.

Новизна Новизна данного курса состоит в том, что задания курса «За страницами учебника математики»

o   Предназначены для формирования всех аспектов математической и фининсовой грамотности, которые оцениваются международными исследованиями и отечественными (НИКО) как способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

o   Содержат компетентностно-ориентированные задачи, сформированные по принципу отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций.

Описание инновационного опыта   Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в связи с практическими потребностями людей. Математическое моделирование, теория игр и теория информации, математическая статистика и теория вероятностей – это небольшой перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий.

Невозможно представить без математики повседневную жизнь. Как правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для нового микрорайона, как правильно накопить нужную сумму денег – этим и другим вопросам посвящены задания этого курса.

Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Задания, для развития математической грамотности, включают три структурных компонента:

контекст, в котором представлена проблема;

содержание математического образования,которое используется взаданиях;

мыслительная деятельность, необходимая для того,чтобы связатьконтекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Используя сюжеты заданий, каждый ученик может выполнить исследовательскую работу (индивидуально или в группе).

Основной целью программы является формирование математической и финансовой грамотности обучающихся 5-6 классов, при решении компетентностно-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.

Продукт опыта / проекта Программа кружка внеурочной деятельности для 5-6 классов

«За  страницами учебника математики».

Дидактические материалы к изучению модуля программы «Финансы» (6 занятий в 5 классе, 5 занятий в 6 классе); рабочие листы к изучению модуля «Вероятность» (6 занятий в 5 классе, 5 занятий в 6 классе).

Затруднения в реализации, риски    Одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества изучения данного курса является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности.

Ученики затрудняются

-применять свои знания на практике;

— критически мыслить;

-оценивать информацию и принимать решение в условиях неопределенности и многозадачности;

— осуществлять информационный поиск, сбор и выделениесущественной информации из различных информационных источников.

-аргументировать свою точку зрения по какому-либо вопросу;

-при вычислениях;

-при формулировке проблем на математическом языке.

Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

В рамках реализации программы кружка внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» с целью определения уровня сформированности математической грамотности обучающихся были использованы ресурсы  «Решу ВПР»

В диагностике приняли участие учащиеся 5-х классов (74 человека).

По результатам диагностики , проведенной 5 мая 2023  получили следующий результат:

«5» – 30% обучающихся

«4» -70% обучающихся

В конце ноября учащимся 6 классов была предложена работа по теме «Отношения, пропорция».  В ней были предложены задания, направленные на проверку усвоения уровня сформированности финансовой и математической грамотности обучающихся.

По результатам итоговой диагностики:

На базовом уровне освоения –  набрали от 29 % от максимально возможного количества баллов

На повышенном уровне освоения –  набрали от 46% от максимально возможного количества баллов

На высоком уровне освоения –  набрали от 25%  от максимально возможного количества баллов

Публикации

по теме опыта

Публикаций нет
Экспертное заключение Программа кружка внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов «За страницами математики» рекомендуется для публикации в банке педагогического опыта
Ф.И.О. эксперта Ряттель А.В., методист кафедры предметных областей, к.ф.-м.н., доцент
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Математика и информатика

5-6 внеурочная финансовая
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл