ФИО
Масленникова Елена Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель технологии
СТАЖ РАБОТЫ
12 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Рыбная Ватага Кильмезского района Кировской области 613592, Кировская область, Кильмезский район, д.Рыбная Ватага, ул.Школьная, д.1 ntk/8(833)387-92-08 сайт: https://shkolarybnayavataga-r43.gosweb.gosuslugi.ru/ Email: rv79271@yandex.ru , Email лич: maslennikovaelena@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
информационные технологии, игровые методы обучения, структурированные сигнально-знаковые конспекты, педагогическое стимулирование, Профессиональный интерес, дифференцированные задания
В представленном материале раскрыты методы формирования у учащихся устойчивого интереса к выбору будущей профессии на уроках технологии.
С точки зрения дидактики – это один из наиболее сильных мотивов учения, с точки зрения психологической науки – вызывает моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью.
Основным приемом формирования интереса к будущей профессии является:
* анализ производственных задач, интересных, достоверных и проблемных случаев и ситуаций. Это одна из форм знаменитого кейс-метода;
* дифференцированные задания, игровые методы обучения, структурированные сигнально-знаковые конспекты, информационные технологии;
* деловые игры;
* творческие, сюжетно-ролевые игры;
* самостоятельная работа учащихся, которая носит творческий характер: написание доклада, реферата, выполнение карт-заданий, кроссвордов и т.д.,
* использование метода проектов.
Результатом изменений будет
• повышение уровня осведомленности учащихся о мире профессий и на что необходимо обращать внимание при выборе профессии;
- повышение уровня устойчивого интереса к выбору будущей профессии;
• повышение уровня знаний учащихся о своей профессиональной склонности в соответствии с предметом труда;
• определение круга понравившихся обучающемуся профессий (или одной профессии), выстраивание образовательной траектории с учетом профессий (профессии);
• увеличение численности учащихся, имеющих обоснованный индивидуально образовательный план в соответствии с профессиональными склонностями.
Ф.И.О. | Масленникова Елена Леонидовна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Рыбная Ватага Кильмезского района Кировской области
613592, Кировская область, Кильмезский район, д.Рыбная Ватага, ул.Школьная, д.1 ntk/8(833)387-92-08 сайт: https://shkolarybnayavataga-r43.gosweb.gosuslugi.ru/ Email: rv79271@yandex.ru , Email лич: maslennikovaelena@yandex.ru |
Должность | Учитель технологии |
Стаж работы | 12 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Формирование у учащихся устойчивого интереса к выбору будущей профессии»
|
Ключевые слова | Профессиональный интерес, педагогическое стимулирование, дифференцированные задания, игровые методы обучения, структурированные сигнально-знаковые конспекты, информационные технологии |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. В связи с этим огромное внимание в школе уделяется формированию у учащихся устойчивого интереса к выбору будущей профессии. |
Актуальность | На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики. |
Новизна | Профориентация должна содействовать рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий. |
Описание инновационного опыта | В представленном материале раскрыты методы формирования у учащихся устойчивого интереса к выбору будущей профессии на уроках технологии.
С точки зрения дидактики – это один из наиболее сильных мотивов учения, с точки зрения психологической науки – вызывает моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью. Основным приемом формирования интереса к будущей профессии является: * анализ производственных задач, интересных, достоверных и проблемных случаев и ситуаций. Это одна из форм знаменитого кейс-метода; * дифференцированные задания, игровые методы обучения, структурированные сигнально-знаковые конспекты, информационные технологии; * деловые игры; * творческие, сюжетно-ролевые игры; * самостоятельная работа учащихся, которая носит творческий характер: написание доклада, реферата, выполнение карт-заданий, кроссвордов и т.д., * использование метода проектов. Результатом изменений будет • повышение уровня осведомленности учащихся о мире профессий и на что необходимо обращать внимание при выборе профессии; · повышение уровня устойчивого интереса к выбору будущей профессии; • повышение уровня знаний учащихся о своей профессиональной склонности в соответствии с предметом труда; • определение круга понравившихся обучающемуся профессий (или одной профессии), выстраивание образовательной траектории с учетом профессий (профессии); • увеличение численности учащихся, имеющих обоснованный индивидуально образовательный план в соответствии с профессиональными склонностями.
|
Продукт опыта / проекта | Результативные, проверенные на практике приемы формирования у учащихся устойчивого интереса к выбору будущей профессии на уроках технологии.
За последние пять лет ещё в школе определились со своей профессией, и пошли учиться несколько человек: 1 человек — на технолога пищевой промышленности; 2 человека — на мастера по ремонту и обслуживанию промышленного холодильного оборудования; 2 человека — на повара-кондитера; 1 человек — на ландшафтного дизайнера; 1 человек — на учителя физической культуры; 2 человека — на специальность «Туризм и гостеприимство»; 1 человек – на парикмахера. В настоящее время все эти выпускники школы закончили учебные заведения и работают по выбранным специальностям.
|
Затруднения в реализации, риски | 1. сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
2. подготовка требует больших затрат времени, нежели её проведение; 3. увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; 4. невозможность использовать на любом материале.
|
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта |
Публикации:
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии: — 1966. — № 6. М.Я. Любин «Воспитание интереса к профессии у учащихся « М «Высшая школа» 1985г Активные формы учебной работы при изучении общеобразовательных дисциплин «Высшая школа«1989год Библиотечка мастера производственного обучения. «высшая школа» 1984год. Маркова А.П. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. Лоншакова Т.С. «Вечный двигатель», от 10.12.22, 10 стр «Сельская трибуна газета Кильмезского района» Лоншакова Т.С. С юмором о серьёзной профессии» От 08.04.23, 9 стр..» «Сельская трибуна газета Кильмезского района» Масленникова Е.Л. Внеклассное мероприятие по технологии «А ну-ка, девочки». Для 5-8 классов. https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tiekhnologhii-4.html Масленникова Е.Л. Формирование у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии https://multiurok.ru/files/kak-piedaghogh-ia-uvieriena-chto-formirovaniie-u-u.html
|
Экспертное заключение | Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Бояринцева Татьяна Николаевна |
Составляющие образования | Обучение. |