ФИО
Ермолаева Елена Алексеевна, Коробейникова Жанна Николаевна, Менчикова Анна Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель математики / учитель физики / учитель физической культуры
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет / 15 лет / 7 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Денисовы Слободского района Кировской области МКОУ СОШ д. Денисовы 613137, Кировская область, Слободской район, д. Денисовы, ул. Советская ,д. 9а, т-н: 883362 6-05-97, ddenisovy@yandex.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
педагогическое воздействие, трудные подростки, функциональная задача, кейс-технология, Функциональная грамотность
Программа включает опыт творческого коллектива учителей основной школы обучению трудных подростков решению функциональных задач средствами кейс-технологии в условиях внеурочной деятельности в период работы летнего школьного лагеря
Ф.И.О. | Авторский коллектив:
Ермолаева Елена Алексеевна Коробейникова Жанна Николаевна Менчикова Анна Ивановна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Денисовы Слободского района Кировской области МКОУ СОШ д. Денисовы
613137, Кировская область, Слободской район, д.Денисовы, ул. Советская ,д. 9а, т-н: 883362 6-05-97, ddenisovy@yandex.ru. |
Должность | Ермолаева Елена Алексеевна – учитель математики
Коробейникова Жанна Николаевна – учитель физики Менчикова Анна Ивановна – учитель физической культуры |
Стаж работы | в указанной должности.
Ермолаева Елена Алексеевна – учитель математики-30 Коробейникова Жанна Николаевна – учитель физики, математики — 15 Менчикова Анна Ивановна – учитель физической культуры -7
|
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта |
«Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях» (обучающихся 5-9 классов находящихся в трудной жизненной ситуации) |
Ключевые слова |
Функциональная грамотность, функциональная задача, кейс-технология, трудные подростки, педагогическое воздействие
|
Аннотация (не больше 500 знаков) | Программа включает опыт творческого коллектива учителей основной школы обучению трудных подростков решению функциональных задач средствами кейс-технологии в условиях внеурочной деятельности в период работы летнего школьного лагеря |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема мотивации деятельности «трудных подростков» к решению функциональных задач как жизненно-необходимого опыта деятельности. |
Актуальность | Актуальность рабочей программы «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях» заключается в том, что в условиях современного развития школьного образования большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности обучающихся. Следовательно, все категории обучающихся должны быть вовлечены в процесс системной подготовки к формированию опыта по решению жизненно важных ситуаций (функциональных задач), выходящих за рамки учебных предметов. |
Новизна | Новизна заключается в том, что впервые, в условиях сельской школы, предлагаются для педагогов конкретные методические приёмы в форме конспектов внеурочных занятий по формированию мотивации деятельности «трудных подростков» к решению функциональных задач как жизненно-необходимого опыта деятельности. |
Описание инновационного опыта |
Тема: «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях».(обучающихся 5-9 классов находящихся в трудной жизненной ситуации)
ЧТО Я ДЕЛАЮ? Творческий коллектив разработал методические рекомендации для достижения цели по формированию положительного педагогического воздействия на «трудных подростков» в условиях внеурочной деятельности в процессе формирования опыта решения функциональных задач и апробировал эти рекомендации на занятиях в период работы летнего лагеря школы д. Денисовы.
ДЛЯ ЧЕГО Я ЭТО ДЕЛАЮ? Особую сложность для педагогического воздействия в процессе формирования функциональной грамотности представляет категория школьников, которая находится в «сложной жизненной ситуации». Этот термин законодательно оформлен в 1994 году и относиться к детям, у которых по объективным причинам нарушен привычный образ жизни (дети с ОВЗ, опекаемые, состоящие на учете в ПДН и КДН, малообеспеченные, дети оставшиеся на попечении одного родителя). В школьной практике часто по отношению к этим детям применяется термин «трудные подростки». Эти дети нуждаются в особой педагогической поддержке, в том числе и в условиях формирования функциональной грамотности. В школе д. Денисовы для детей находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью их педагогической поддержки в период обучения решению функциональных задач подготовлена рабочая программа «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях», которая реализуется в процессе работы летнего школьного лагеря. Для решения этого педагогического затруднения творческий коллектив разработал методические рекомендации, апробировал их и получил положительный результат. КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ? Задача описания педагогического опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к использованию и распространению инновации. Последовательность применения конкретных педагогических приемов раскрывается в логике программы по «Формирование основ функциональной грамотности» для внеурочной деятельности обучающихся, а система приёмов и методы работы учителя раскрываются в форме конкретных планов-конспектов внеурочных занятий по реализации кейс-технологии, как основной технологии формирования функциональной грамотности обучающихся.Последовательность действий представлена в программе, которая включает 6 разделов. Каждый раздел направлен на формирование определённых умений по решению функциональных задач, и завершается работой в режиме кейс-технологии. Тема: «Формирование основ функциональной грамотности»(для обучающихся 5-9 классов находящихся в трудной жизненной ситуации).1 РАЗДЕЛ. Функциональная грамотность – условие успешной деятельности. Раскрывается понятие о функциональной грамотности и значение нового опыта для решения жизненных задач. 2 РАЗДЕЛ. Читательская грамотность. Раскрывается методика обучения приёмам понимания и использования текста, формирования и оценки читательской грамотности, работы в режиме кейс-технологии. 3 РАЗДЕЛ. Математическая грамотность. Раскрывается методика обучения приёмам использования математической грамотности, формирования и оценки математической грамотности. 4 РАЗДЕЛ. Естественнонаучная грамотность. Раскрывается методика обучения приёмам использования естественнонаучной грамотности, формирования и оценки естественнонаучной грамотности. 5 РАЗДЕЛ. Финансовая грамотность. Раскрывается методика обучения приёмам использования финансовой грамотности, формирование и оценка финансовой грамотности. 6 РАЗДЕЛ. Мониторинг владения умениями решать функциональные задачи. Предлагается решение функциональных задач по: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности.
Описание опыта предлагается в текстовом варианте в виде программы и приложения к программе – методических рекомендаций в приложении. |
Продукт опыта / проекта |
Рабочая программа «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях» (обучающихся 5-9 классов находящихся в трудной жизненной ситуации) и приложение к программе – методические рекомендации по теме «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях» (обучающихся 5-9 классов находящихся в трудной жизненной ситуации). |
Затруднения в реализации, риски | 1.Ограничения – эффективно реализовать программу может учитель, прошедший курсовую подготовку по формированию функциональной грамотности.
2. Трудоемкость – значительные затраты времени требуют: 1) разработка кейса по теме занятия; 2) подготовка кейс-пакетов для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на занятии; 3) разработка ключей и критериев оценивания достижения планируемых результатов; 4) коррекция результатов деятельности обучающихся. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
О количественных и личностных изменениях в отношении детей к познавательной деятельности и друг к другу мы судим по результатам мониторинга владения умениями решать функциональные задачи, который проведён в конце работы летнего тематического лагеря: 1) 100% детей проявили понимание необходимости уважительного отношения к себе и к окружающим; 2) к решению функциональных задач на заключительном занятии 40% детей проявили высокий уровень мотивации, 60 % уровень — выше среднего; 3) 20% детей решили функциональные задачи высокого уровня сложности, 30 % повышенного, 48 % базового уровня сложности, не справились с заданием – 2%. Освоение обучающимися основ функциональной грамотности. 4. 98 % детей освоили приёмы решения задач читательской и естественнонаучной грамотности, полностью справились заданиями по математической грамотности – 78%, по финансовой грамотности – 66 %. 5) в ходе эксперимента 98% детей продемонстрировали адекватную самооценку результатов своей деятельности.
Таким образом, использование кейс-технологии при формировании основ функциональной грамотности имеет явное преимущество перед применением традиционных приёмов по формированию познавательной активности детей, так и уровня их воспитанности. |
Публикации
по теме опыта |
Публикации:
Авторская книга: Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (педсовет): сборник материалов/ Авт.-сост. Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова; Авторский коллектив; МКОУ СОШ д.Денисовы./ [Текст] Г.А. Русских, Н.Н.Ворожцова и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. — 65с.
Статьи из сборника:
Ермолаева Е.А. Использование кейс-метода при изучении темы «Площадь прямоугольника» [Текст]/ Е.А. Ермолаева// Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (педсовет): сборник материалов/ Авт.-сост. Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова; Авторский коллектив; МКОУ СОШ д. Денисовы./ [Текст] Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. _ 20-30 с.
Коробейникова Ж.Н. Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроке по теме: «Действия с натуральными числами» (6 класс) [Текст]/ Ж.Н. Коробейникова// Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (педсовет): сборник материалов/ Авт.-сост. Г.А. Русских, Н.Н.Ворожцова; Авторский коллектив; МКОУ СОШ д.Денисовы./ [Текст] Г.А. Русских, Н.Н.Ворожцова и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. _ 54-60 с.
Менчикова А.И. Формирование функциональной грамотности на уроке «Движение – основа любой деятельности» (8 класс) [Текст] / А.И. Менчикова// Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (педсовет): сборник материалов/ Авт.-сост. Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова; Авторский коллектив; МКОУ СОШ д.Денисовы./ [Текст] Г.А. Русских, Н.Н.Ворожцова и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. — 60-69 с.
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, ст. методист центра науки и инноваций |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Дошкольное образование Начальное общее образование Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование Основное и среднее образование Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Технология Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы духовно-нравственной культуры народов России Курсы внеурочной деятельности Дополнительное образование Профессиональное образование ВОСПИТАНИЕ Дошкольное образование Начальное общее образование Основное и среднее образование УПРАВЛЕНИЕ |