ФИО
Печенкина Елена Николаевна, Пестов Михаил Алексеевич
ДОЛЖНОСТЬ
Учителя математики
СТАЖ РАБОТЫ
25 лет; 2 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Лицей информационных технологий №28" города Кирова. (МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова) 610004 Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, 52. (8332) 22-28-28 Адреса электронной почты: sch28@kirovedu.ru ; school28-kirov@yandex.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Открытые задачи, познавательная деятельность, Функциональная грамотность
В школьном курсе математики чаще всего встречаются задачи, решением которых будет один конкретный ответ. Жизненные задачи, с которыми мы сталкиваемся в быту, в бизнесе, в любой профессиональной деятельности, требуют интуиции, быстрого реагирования на любые вызовы, освоения новых знаний и их применения в решении возникающих проблем (функциональная грамотность). Поможет преодолеть это противоречие использование на уроках задач открытого типа (задачи, которые имеют не одно, а множество правильных решений). В данной работе представлены примеры открытых задач, составленные авторами.
Ф.И.О. | Печенкина Елена Николаевна, Пестов Михаил Алексеевич |
Организация | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей информационных технологий №28» города Кирова. (МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова)
610004 Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, 52. (8332) 22-28-28 Адреса электронной почты: sch28@kirovedu.ru ; school28-kirov@yandex.ru. |
Должность | Учителя математики |
Стаж работы | в указанной должности 25 лет; в указанной должности 2 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта |
Открытые задачи как инструмент для формирования функциональной грамотности |
Ключевые слова | Открытые задачи, функциональная грамотность, познавательная деятельность |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В школьном курсе математики чаще всего встречаются задачи, решением которых будет один конкретный ответ. Жизненные задачи, с которыми мы сталкиваемся в быту, в бизнесе, в любой профессиональной деятельности, требуют интуиции, быстрого реагирования на любые вызовы, освоения новых знаний и их применения в решении возникающих проблем (функциональная грамотность). Поможет преодолеть это противоречие использование на уроках задач открытого типа (задачи, которые имеют не одно, а множество правильных решений). В данной работе представлены примеры открытых задач, составленные авторами. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В современном мире уже практически не нужно решать закрытые задачи (есть конкретное условие, единственно верный ответ). Это требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Противоречие между требованиями жизни и учебными требованиями ведет к низкой мотивации учащихся. Возникает необходимость разрабатывать задачи, которые стимулируют учащихся к самопознанию, реализации своего творческого потенциала, активизируют познавательный процесс, учат анализировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях, то есть формируют функциональную грамотность учащихся. |
Актуальность | Третье поколение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ставит ориентиром ответ на вопрос: «Что учащийся конкретно будет знать, чем овладеет и что освоит?». Перед педагогом встает вопрос: каким образом показать важность изучаемого материала для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Решением данных вопросов становятся открытые задачи, цель которых максимум вовлечь учащихся в познавательную деятельность. |
Новизна | Составлены открытые задачи для учащихся 5–8 классов;
Разработан мастер-класс по составлению и использованию открытых задач на уроках математики. |
Описание инновационного опыта | ЧТО ДЕЛАЮ?
Теоретическая база представленного опыта строится на следующих понятиях и идеях: — интеллектуального и творческого потенциала человека (С. С. Бакулевская); — открытой задачи (А. А. Гин); — обучения поиску новых идей и самостоятельного составления заданий (М. Ю. Шуба); — систем творческих заданий (П.М. Горев, В.В. Утёмов). Любая задача – закодированная с помощью слов и чисел ситуация, каким-то образом согласующаяся с реальностью. Поэтому «закрытые» задачи из УМК по математике можно сделать «открытыми», изменив вопрос к задаче. Это — первый шаг от «стерильной» задачи к жизненной. Второй шаг – составление открытых задач. Описывается проблемная ситуация, сопровождаемая системой заданий и набором данных, необходимых для её решения. Такая задача должна отвечать требованиям: — описываемая ситуация максимально приближена к реальной, интересна и посильна для решения учащимися; — в процессе решения задачи задействуются предметные и метапредметные умения; — допускается формулировка, предполагающая несколько путей решения; — результатом деятельности является реальный «продукт» (например, презентация в виде текстовых или графических средств). ДЛЯ ЧЕГО Я ЭТО ДЕЛАЮ? Большинство задач из школьного учебника по математике – это задачи закрытого типа. Условие задачи содержит все необходимые данные в явном виде. Метод решения известен и представляет собой цепочку формальных операций. Правильный ответ задачи определен однозначно. Сравнительный анализ УМК по математике разных авторов показывает, что открытые и (или) частично открытые задачи в учебниках встречаются редко. Это задачи в «узком» смысле открытости. Например: расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, 200 км. Первая машина двигается со скоростью 60 км/ч, вторая – 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час. В открытой задаче условие «размытое», содержит неопределенности. Методы решения разнообразны. Допускается любое количество возможных ответов. Подобные задачи позволяют развивать творческий потенциал ученика, подготовить его к применению знаний в различных ситуациях, а, значит, в полной мере реализовать требования новых образовательных стандартов. КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ? 1. Изменив вопрос к задаче из учебника, можно сделать задачу открытого типа (особенно это касается задач на готовых чертежах по геометрии). Вопрос: извлеките из рисунка как можно больше информации. Более подробно можно познакомиться в Приложении 1. 2. Составление открытых задач, которые можно проводить независимо от изучаемой темы. Приложение 1. Пример открытой задачи и работа с ней показана в Приложении 2. |
Продукт опыта / проекта | Задачи открытого типа, мастер-класс по составлению и использованию данных задач на уроках математики |
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость в составлении некоторых видов открытых задач |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Проведение диагностики уровня развития познавательного интереса к предмету (автор Е.В. Ненахова), систематическое наблюдение за учебной деятельностью обучающихся дают возможность сделать выводы о росте учебно-познавательной мотивации, повышении интереса к процессу обучения как обучению деятельности. У обучающихся формируются умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки своей деятельности. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Зеленина, Н.А., Пестов, М.А. Проектные задачи по математике как средство развития инженерного мышления учащихся основной школы [Текст] / Н.А. Зеленина, М.А. Пестов // Вопросы математики, ее истории, методики преподавания и цифровизации образования в учебно-исследовательских работах: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов матем. фак-тов (6 апреля 2021 г., г. Пермь). – Пермь, 2021. – Вып. 14. – С. 54-56. Электронный ресурс: Урок по теме действия с натуральными числами «С математикой в путь» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] //[Электронный ресурс] // Журнал «1 сентября». — 2022. -29 июня . — Режим доступа к журн.: http://1-sept.ru/— Урок по теме действия с натуральными числами «С математикой в путь».
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, ст. методист центра управления и инноваций, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Математика и информатика |