ФИО

Печенкина Елена Николаевна, Пестов Михаил Алексеевич

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя математики

СТАЖ РАБОТЫ

25 лет; 2 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Лицей информационных технологий №28" города Кирова. (МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова) 610004 Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, 52. (8332) 22-28-28 Адреса электронной почты: sch28@kirovedu.ru ; school28-kirov@yandex.ru.

В школьном курсе математики чаще всего встречаются задачи, решением которых будет один конкретный ответ. Жизненные задачи, с которыми мы сталкиваемся в быту, в бизнесе, в любой профессиональной деятельности, требуют интуиции, быстрого реагирования на любые вызовы, освоения новых знаний и их применения в решении возникающих проблем (функциональная грамотность). Поможет преодолеть это противоречие использование на уроках задач открытого типа (задачи, которые имеют не одно, а множество правильных решений). В данной работе представлены примеры открытых задач, составленные авторами.

Ф.И.О. Печенкина Елена Николаевна, Пестов Михаил Алексеевич
Организация Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей информационных технологий №28» города Кирова. (МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова)

610004 Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, 52.

(8332) 22-28-28

Адреса электронной почты: sch28@kirovedu.ru school28-kirov@yandex.ru.

Должность Учителя математики
Стаж работы в указанной должности 25 лет; в указанной должности 2 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта  

Открытые задачи как инструмент для формирования функциональной грамотности

Ключевые слова Открытые задачи, функциональная грамотность, познавательная деятельность
Аннотация (не больше 500 знаков) В школьном курсе математики чаще всего встречаются задачи, решением которых будет один конкретный ответ. Жизненные задачи, с которыми мы сталкиваемся в быту, в бизнесе, в любой профессиональной деятельности, требуют интуиции, быстрого реагирования на любые вызовы, освоения новых знаний и их применения в решении возникающих проблем (функциональная грамотность). Поможет преодолеть это противоречие использование на уроках задач открытого типа (задачи, которые имеют не одно, а множество правильных решений). В данной работе представлены примеры открытых задач, составленные авторами.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В современном мире уже практически не нужно решать закрытые задачи (есть конкретное условие, единственно верный ответ). Это требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Противоречие между требованиями жизни и учебными требованиями ведет к низкой мотивации учащихся. Возникает необходимость разрабатывать задачи, которые стимулируют учащихся к самопознанию, реализации своего творческого потенциала, активизируют познавательный процесс, учат анализировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях, то есть формируют функциональную грамотность учащихся.
Актуальность Третье поколение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ставит ориентиром ответ на вопрос: «Что учащийся конкретно будет знать, чем овладеет и что освоит?».  Перед педагогом встает вопрос: каким образом показать важность изучаемого материала для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Решением данных вопросов становятся открытые задачи, цель которых максимум вовлечь учащихся в познавательную деятельность.
Новизна Составлены открытые задачи для учащихся 5–8 классов;

Разработан мастер-класс по составлению и использованию открытых задач на уроках математики.

Описание инновационного опыта ЧТО ДЕЛАЮ?

Теоретическая база представленного опыта строится на следующих понятиях и идеях:

—        интеллектуального и творческого потенциала человека (С. С. Бакулевская);

—        открытой задачи (А. А. Гин);

—        обучения поиску новых идей и самостоятельного составления заданий (М. Ю. Шуба);

—        систем творческих заданий (П.М. Горев, В.В. Утёмов).

Любая задача – закодированная с помощью слов и чисел ситуация, каким-то образом согласующаяся с реальностью. Поэтому «закрытые» задачи из УМК по математике можно сделать «открытыми», изменив вопрос к задаче. Это — первый шаг от «стерильной» задачи к жизненной. Второй шаг – составление открытых задач. Описывается проблемная ситуация, сопровождаемая системой заданий и набором данных, необходимых для её решения. Такая задача должна отвечать требованиям:

—        описываемая ситуация максимально приближена к реальной, интересна и посильна для решения учащимися;

—        в процессе решения задачи задействуются предметные и метапредметные умения;

—        допускается формулировка, предполагающая несколько путей решения;

—        результатом деятельности является реальный «продукт» (например, презентация в виде текстовых или графических средств).

ДЛЯ ЧЕГО Я ЭТО ДЕЛАЮ?

Большинство задач из школьного учебника по математике – это задачи закрытого типа. Условие задачи содержит все необходимые данные в явном виде. Метод решения известен и представляет собой цепочку формальных операций.  Правильный ответ задачи определен однозначно. Сравнительный анализ УМК по математике разных авторов показывает, что открытые и (или) частично открытые задачи в учебниках встречаются редко. Это задачи в «узком» смысле открытости. Например: расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, 200 км. Первая машина двигается со скоростью 60 км/ч, вторая – 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час.

В открытой задаче условие «размытое», содержит неопределенности. Методы решения разнообразны. Допускается любое количество возможных ответов.

Подобные задачи позволяют развивать творческий потенциал ученика, подготовить его к применению знаний в различных ситуациях, а, значит, в полной мере реализовать требования новых образовательных стандартов.

КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ?

1.       Изменив вопрос к задаче из учебника, можно сделать задачу открытого типа (особенно это касается задач на готовых чертежах по геометрии). Вопрос: извлеките из рисунка как можно больше информации. Более подробно можно познакомиться в Приложении 1.

2.       Составление открытых задач, которые можно проводить независимо от изучаемой темы. Приложение 1. Пример открытой задачи и работа с ней показана в Приложении 2.

Продукт опыта / проекта Задачи открытого типа, мастер-класс по составлению и использованию данных задач на уроках математики
Затруднения в реализации, риски Трудоемкость в составлении некоторых видов открытых задач
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

Проведение диагностики уровня развития познавательного интереса к предмету (автор Е.В. Ненахова), систематическое наблюдение за учебной деятельностью обучающихся дают возможность сделать выводы о росте учебно-познавательной мотивации, повышении интереса к процессу обучения как обучению деятельности. У обучающихся формируются умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки своей деятельности.
Публикации

по теме опыта

Статья из сборника:

Зеленина, Н.А., Пестов, М.А. Проектные задачи по математике как средство развития инженерного мышления учащихся основной школы [Текст] / Н.А. Зеленина, М.А. Пестов // Вопросы математики, ее истории, методики преподавания и цифровизации образования в учебно-исследовательских работах: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов матем. фак-тов (6 апреля 2021 г., г. Пермь). – Пермь, 2021. – Вып. 14. – С. 54-56.

Электронный ресурс:

Урок по теме действия с натуральными числами «С математикой в путь»

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] //[Электронный ресурс] // Журнал «1 сентября». — 2022. -29 июня . — Режим доступа к журн.: http://1-sept.ru/Урок по теме действия с натуральными числами «С математикой в путь».

 

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, ст. методист центра управления и инноваций, к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Математика и информатика

Приложение 1. Видеозапись мастер-класса по теме опыта
Скачать файл
Приложение 2. Методическая разработка урока Пестов, Печенкина
Скачать файл