ФИО
Чащина Людмила Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель химии
СТАЖ РАБОТЫ
29 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Кирова. 610025, Киров, Ленинский район, ул. Мостовицкая, 2, р.т. 25-37-35, sch25@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Использование квиз-игр во внеурочной деятельности дает возможность организовать процесс систематизации, повторения и закрепления знаний учащихся интересным и увлекательным занятием, не снижающим при этом интенсивности и результативности обучения. Опыт показывает, как бы ни был хорошо подготовлен учитель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться.
Ф.И.О. | Чащина Людмила Анатольевна |
Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Кирова.
610025, Киров, Ленинский район, ул. Мостовицкая, 2, р.т. 25-37-35, sch25@kirovedu.ru |
Должность | Учитель химии |
Стаж работы | 29 лет |
Тема инновационного педагогического опыта | PROff-квиз как форма организации внеурочной деятельности обучающихся по химии. |
Ключевые слова | Внеурочная деятельность, PROff-квиз |
Аннотация | Использование квиз-игр во внеурочной деятельности дает возможность организовать процесс систематизации, повторения и закрепления знаний учащихся интересным и увлекательным занятием, не снижающим при этом интенсивности и результативности обучения.
Опыт показывает, как бы ни был хорошо подготовлен учитель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. |
Проблема, на решение которой направлен опыт | Каждому учителю знакома такая ситуация: ребенок спрашивает: «А зачем учить предмет?» Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают.
И когда школьники только приступают к занятиям химией, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем интерес значительно ослабевает. Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать учащихся на учебную деятельность, учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Новые образовательные стандарты предусматривают включение в образовательную программу внеурочной деятельности. И внеурочная деятельность даёт нам, как учителям, большие возможности дать ребёнку не только багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. |
Актуальность | Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей. Внеурочную деятельность по химии мы организуем по общеинтеллектуальному направлению, используя PROff-квизы различной тематики, что позволяет повысить интерес обучающихся и делает активную ориентацию на приобретение знаний и мотивацию успеха. |
Новизна | Квиз (от англ. языка) — это взаимодействующая игра, которая может проходить в виде квеста или интерактивной викторины, цель которой — ответы на различные вопросы (источник: https://infozet.ru/kviz-chto-eto-takoe).
Образовательные квиз-викторины имеют большое значение, особенно во внеурочной деятельности. Будь то игры или познавательные опросы — они дают учащимся легче понять любую тему. Мало того, в развлекательной форме обучение проходит значительно интереснее. Именно поэтому всем так нравятся интерактивные викторины, которые мы готовы предложить во внеурочной деятельности. Нами разработан ряд интеллектуальных PROff-квизов, которые направлены на использование межпредметных связей с другими предметами: география, физика, биология, история и другие. При использовании межпредметных связей у обучающихся: — формируется интерес к предмету, — учащиеся приучаются искать связь химии с жизнью, что побуждает их пользоваться дополнительными источниками информации, — повышается качество знаний учащихся и уровень их обученности, — совершенствуются навыки самообразования. |
Описание инновационного опыта | Квиз (от англ. quiz) – это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая «викторина».
Подобный формат проведения игры был выбран нами не случайно. Очевидно, что современные подростки более активно готовы принять участие именно в «нашумевших» и трендовых форматах внеурочной деятельности, хотя, по сути, разницы между «Квиз, плиз!» и классическим «Брейн-рингом» нет никакой. Модные шаблоны и стереотипы диктуют свои модели организации не только учебного, но и воспитательно-досугового процесса. Такие игры подходят для любого возраста, будь то учащиеся 8 или 11 класса. Чаще всего это игра в команде. В современном обществе к наиболее продуктивным решениям приходят в коллективном обсуждении. Чтобы научиться общению, надо общаться, осваивать язык и приемы разговора, приобретать свой собственный опыт объяснения, критики, понимания, рассказа, отстаивания позиции. Опыт проведения квиз-игр во внеурочной деятельности свидетельствует о значительном интересе к ним со стороны учащихся. Игра, организованная с учетом субкультурных предпочтений современной молодежи, вызывает у них неподдельный интерес и служит стимулом к углублению знаний. Кроме того, все игры носят тематический характер и приурочены к какому-то значимому событию или дате, так или иначе связанных с предметом химия. Модель PROff-квиза 1. Подготовка к проведению квиза начинается заранее. Оговаривается тема (за две недели до проведения) и обучающимся необходимо самостоятельно, используя различные источники, найти нужную информацию. 2. Проговариваем правила игры (игра, обычно, состоит из 5-6 раундов; каждый раунд имеет своё название и в нём содержится 5-6 заданий; на каждое задание может быть только один ответ). 3. Задания в каждом раунде составляем от простого к сложному, а один из раундов обязательно содержит: ребусы, головоломки, филворды, загадки и т.д. 4. Составляем бланки для ответов на каждый раунд. 5. Заключение — это наградные документы: грамоты, сертификаты и др. В любой игре, которую мы проводим во внеурочное время, обязательно прослеживается связь изучаемого материала по химии с другими предметами, с повседневной жизнью. Квиз даёт возможность развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, а также позволяет создать условия для формирования личностных универсальных учебных действий. |
Продукт опыта | 1. Интеллектуальный PROff-квиз «Менделеев: учёный и человек»
2. Интеллектуальный PROff-квиз «Путешествие в мир оксидов» |
Затруднения в реализации, риски | 1) 1) Подготовка игр требует много времени на поиск необходимой информации. Необходимо учитывать, что ребенок должен проанализировать имеющуюся информацию. При этом общий объем информации не должен быть значительным. Вся информация, полученная обучающимися в процессе подготовки, с учетом личного опыта ученика, должна подводить его к ответу на личностно-значимый вопрос.
2) 2) Не все обучающиеся способны работать с большим объёмом информации, так как техника чтения не у всех школьников одинаковая; 3) Работа в группе, где нужно договориться, прийти к общему решению. 4) Невозможность частого использования игровых форм в рамках внеурочной деятельности. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
3) Таким образом, интеллектуальные PROff-квизы выполняют образовательную, развивающую и воспитательную цели, а также активизируют познавательную деятельность учащихся.
4) Во-первых, повышается корпоративное взаимодействие в коллективе. При выполнении заданий ребята активно помогают друг другу, подтягивают отстающих, чтобы команда победила. 5) Во-вторых, игры, проводимые во внеурочной деятельности, позволяют учащимся лучше запоминать понятия, определения, формулы, законы, учат их нестандартно мыслить. 6) Третьим важным результатом внедрения такой формы, является активизация личностных качеств: памяти, внимания, мышления. Обучающиеся более внимательно подходят к выполнению заданий, анализируют возможные варианты и выбирают правильный ответ, аргументируя его имеющимися знаниями по химии. 7) В-четвёртых, увеличивается количество обучающихся, принимающих активное участие в проведении игр. 8) Данная деятельность подтверждается положительной динамикой участия школьников в конкурсах предметной направленности и не только на уровне школы (научно-практическая конференция «Проект», предметные олимпиады, конкурсы). |
Публикации по теме опыта
|
Статьи из сборника:
Чащина Л.А. Воспитательный потенциал учебного предмета «Химия» [Текст]/Л.А. Чащина//Воспитательный потенциал урочной и внеурочной деятельности в системе естественно-научного и географического образования: сборник материалов 50-й областной научно-практической конференции учителей биологии, географии, химии 25 января 2023 г., г. Киров: С. 72-75. — ISBN 978-5-6048992-1-2.
|
Экспертное заключение | Проблема повышения мотивации обучающихся всегда является актуальной для любого предмета. Следовательно, применение PROff-квизов одно из решений, которое могут применять педагоги в своей профессиональной деятельности как для проведения уроков, так и в рамках внеурочной деятельности. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Естественно-научные предметы |