ФИО

Подоплелова Наталья Сергеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

23 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Кирова г. Киров, ул. Мостовицкая, д. 2 +79229005370, E-mail. 9229005370@mail.ru

Работая с детьми, наблюдая их, я пришла к выводу, что работа по развитию речи ведётся недостаточно эффективно. Учащиеся не всегда хорошо и правильно выражают свои мысли в устной и письменной форме, без желания пишут изложения, сочинения. В связи с этим возник ряд вопросов: как вызвать интерес к родному слову, научить слушать и правильно говорить, сочинять и писать, пробудить творческое начало ученика. Необходимость целенаправленной работы над речью в старших классах, выдвигается самой практикой обучения.

Ф.И.О. Подоплелова Наталья Сергеевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Кирова

г. Киров, ул. Мостовицкая, д. 2

+79229005370, E-mail. 9229005370@mail.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 23 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Формирование речевой культуры учащихся как необходимое условие повышения качества образования
Ключевые слова Развитие речи учащихся
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Работая с детьми, наблюдая их, я пришла к выводу, что работа по развитию речи ведётся недостаточно эффективно. Учащиеся не всегда хорошо и правильно выражают свои мысли в устной и письменной форме, без желания пишут изложения, сочинения. В связи с этим возник ряд вопросов: как вызвать интерес к родному слову, научить слушать и правильно говорить, сочинять и писать, пробудить творческое начало ученика.

Необходимость целенаправленной работы над речью в старших классах, выдвигается самой практикой обучения.

Актуальность Целенаправленная система работы, направленная на развитие речи учащихся, становится важным средством оптимизации обучения русскому языку
Новизна Система упражнений опирается на ряд принципиальных положений:

1.      Наглядность

2.      Систематичность

3.      Логичность (от конкретных представлений к общим понятиям)

Использование интеграции на уроках, подача материала в занимательной форме, решение проблемных вопросов, работа с дополнительным раздаточным материалом даёт возможность более глубоко рассмотреть тему урока, повышает эффективность развития речевой деятельности учащихся.

Описание инновационного опыта В основу экспериментальной работы были положены следующие педагогические условия:

1)                целенаправленная подготовка урока (продуманность отбора материала),

2)                увеличение доли упражнений, направленных на развитие речи,

3)                дифференциация работ по развитию речи в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся,

4)                внимательное отношение учителя к своей речи и речи учащихся.

Работа над связной речью предполагает не только овладение содержанием и такими лексико-грамматическими компонентами, как слово, словосочетание и предложение, но и работу над группой предложений, объединённых по смыслу и структурно. В старших классах работа даже над отдельным словом должна происходить в определённом контексте.

Вместе с тем необходимо выделить специальное направление работы над речью – обучение построению частей текста с акцентом на использование различных языковых средств для связи между предложениями. Такая работа является важным звеном при формировании связной речи учащихся.

Для формирования необходимых навыков были взяты упражнения, направленные на развитие речи: упражнения на формирование словаря, на развитие навыков правильного словообразования; работа по исправлению нарушений построения фразы и понимания грамматических конструкций, а также упражнения, направленные на формирование связной.

Эффективность работы над связной речью достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки.

При отборе видов работы, при определении её объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важны в этом деле принципы доступности и систематичности, связи теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов имеет следующие особенности:

1.Работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чём заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придаёт работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2.Содержание и объем работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению работы теоретически и практически.

3.На первых порах работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

4.Необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками ученикам требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

5.Задания должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

6.Работу над связной речью учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

Продукт опыта / проекта Опыт работы с приложением
Затруднения в реализации, риски Работа по развитию речи учащихся – непрерывный процесс, она требует от учителя большой теоретической подготовки в плане знакомства с различными методиками и опытом других учителей.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

По окончании эксперимента был проведён контрольный срез. Полученные данные свидетельствуют в пользу проводимой работы.

Экспериментальное обучение положительно отразилось на способности учащихся переносить полученные умения в самостоятельную практическую деятельность.

В свою очередь, приобретённые навыки способствовали более осознанному и прочному усвоению учебного материала, развитию активности, определённых умений выполнять задания творческого характера.

У школьников заметно возрос интерес к учёбе, стремление к знаниям, формируются положительные мотивы познавательной деятельности.

Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

 
Экспертное заключение    Тема инновационного педагогического опыта «Формирование речевой культуры учащихся как необходимое условие повышения качества образования» является актуальной, так как направлена на поиск эффективных методов и приемов преподавания курса русского языка с целью достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

Автор представляет систему работы по развитию речи обучающихся. Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания русского языка, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в описании системы эффективных упражнений, направленных на совершенствование речевой культуры обучающихся: на формирование словаря, на развитие навыков правильного словообразования, на исправление нарушений построения фразы и понимание грамматических конструкций.

Достоинством инновационного педагогического опыта является характеристика педагогических условий развития связной речи обучающихся, направлений работы по развитию понимания содержательной стороны высказывания и формированию умения составлять различные варианты рассказов.

Приложения содержат интересный методический материал: конспект урока русского языка по теме «Речевые ошибки: лексические повторы, тавтология, неграмотное употребление местоимений», описание системы упражнений, направленных на формирование речевой культуры обучающихся.

Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Формирование речевой культуры учащихся как необходимое условие повышения качества образования» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по русскому языку, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

 

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Составляющие образования Обучение.
Конспект урока русского языка 5 класс Речевые ошибки лексические повторы, тавтология, неграмотное употребление местоимений
Скачать файл
Формирование речевой культуры учащихся
Скачать файл
Экспертное заключение Подоплелова Наталья Сергеевна
Скачать файл