ФИО
Наймушина Валентина Поликарповна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
43 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ЗАТО Первомайский Кировская область, ЗАТО Первомайский, пгт.Первомайский ул.Волкова д.12 school2zato@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
читательские умения и навыки, читательская грамотность, работа с текстом
Главная задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельной читательской деятельности. Я поставила перед собой задачу сформировать у ребят интерес самостоятельного чтения детской литературы в рамках учебной и внеклассной работы. В своей работе по развитию читательской грамотности у детей на уроках использую приёмы технологии критического мышления, а также форму внеклассного чтения – литературную игру, литературную викторину.
Работу с текстом начинаю с подготовительного этапа чтения в 1 классе. Во время подготовительного этапа обучения грамоте использую только хорошо знакомые детям книги. Ученики знают, что книгу можно не только рассматривать, слушать и читать, но и узнавать из книги что-то новое. На основном этапе обучения грамоте, работая над текстами учебника, демонстрирую детям книги разных авторов. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации и узнаем, о чем эта книга. Могу дополнительно прочитать какой-то эпизод книги, а, чтобы узнать, что дальше, детям захочется дочитать книгу до конца. На заключительном этапе обучения грамоте у детей появляется устойчивый интерес к детским книгам. Во 2-4 классах произведения для внеклассного чтения подбираю, такие, которые детям интересно ещё раз перечитать. После самостоятельного прочтения произведения, проводится литературная игра по прочитанному произведению в форме викторины, брейн-ринга. На уроках литературного чтения применяю приёмы технологии критического мышления такие, как
• чтение с остановкой;
• синквейн;
• ромашка Блума;
• логические цепочки.
Приём «Чтение с остановкой».
Данный приём развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. (Приложение 1)
Приём «Синквейн».
Синквейн активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. (Приложение 2)
Приём «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. (Приложение 3)
Приём «Логические цепочки» помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. (Приложение 4) При использовании на уроках литературного чтения указанные приемы формируют навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Краткий пересказ
• Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы является одной из задач ФГОС НОО.
• Чтение рассматривается как средство развития ученика и адаптации в обществе.
• Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность.
• Для развития читательской грамотности используются приёмы технологии критического мышления и литературные игры.
• Работа по формированию читательской грамотности начинается с подготовительного этапа в 1 классе.
• Во 2-4 классах подбираются произведения для самостоятельного чтения и проводятся литературные игры.
• Для каждого класса составляется список литературы для самостоятельного чтения.
• Работа по формированию читательской грамотности сочетается с уроками литературного чтения.
• Используются приёмы технологии критического мышления: чтение с остановкой, синквейн, ромашка Блума, логические цепочки.
• Применение этих приёмов помогает учащимся развивать навык чтения, уверенность при работе с текстом, интерес к книге и анализировать прочитанное.
| Ф.И.О. | Наймушина Валентина Поликарповна |
| Организация | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ЗАТО Первомайский Кировская область, ЗАТО Первомайский, пгт.Первомайский ул.Волкова д.12 school2zato@yandex.ru |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Стаж работы | 43года |
| Тема инновационного педагогического опыта / проекта |
Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы через уроки литературного чтения, как главной составляющей функциональной грамотности |
| Ключевые слова | Читательская грамотность, читательские умения и навыки ,работа с текстом |
| Источник изменения | Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) от 2024 года, одна из задач — сформировать функциональную грамотность обучающихся, как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит для личностного развития ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, компетентного и инициативного гражданина. Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность: умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности личности. |
| Идея изменения | Научить детей правильному беглому, осознанному, выразительному чтению — одна из задач начального общего образования; формировать читательские умения и навыки; развивать учебно-познавательные мотивы чтения. |
| Направления работы | Умение работать с текстом, книгой; работа с библиотекой; работа с родителями. |
| Концепция изменений | |
| Актуальность | В результате огромного количества перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей стало трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к самостоятельному чтению? Такая проблема была и у меня, пока не перестроила свою работу. |
| Новизна | Главная задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательской грамотности.
ü Систематическое использование на уроках различных форм, методов и приёмов при работе с текстом; ü Изменение подходов к организации учебно-воспитательных процессов; ü Разные задания после прочтения произведения, метапредметных связей. |
| Ожидания результатов | ü Сформированность навыков работы с текстом, книгой
ü Расширение кругозора, интеллекта и творческого развития; ü Динамика развития навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения |
| Затруднения и риски | ü Не все дети читают с одинаковой скоростью;
ü При проведении уроков в форме игры, дети, которые не прочитали произведение, не могут ответить на вопросы. |
| Условия реализации
Требуется большая подготовительная работа. Педагогу необходимо внимательно перечитывать тексты, чтобы составить задания . |
|
| Результат изменений.
Ребята проявляют интерес к книге, читают внимательно, осознанно. Активнее стали работать на уроках при работе с текстом. Анализируют текст, составляют характеристику героев, оценивают поступки литературных героев, выделяют главное из прочитанного при подготовке к пересказу, у детей повысился словарный запас. |
|
| Публикации
|
По развитию читательских навыков имеются мои публикации
журнал «Начальная школа» № 8-2008г (клубный час «В мире животных»), журнал «Начальная школа»№ 12-2021г (Кружок «В мире книг»), |
| Описание инновационного опыта | Главная задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельной читательской деятельности. Я поставила перед собой задачу сформировать у ребят интерес
самостоятельного чтения детской литературы в рамках учебной и внеклассной работы. В своей работе по развитию читательской грамотности у детей на уроках использую приёмы технологии критического мышления, а также форму внеклассного чтения – литературную игру, литературную викторину.
Работу с текстом начинаю с подготовительного этапа чтения в 1 классе. Во время подготовительного этапа обучения грамоте использую только хорошо знакомые детям книги. Ученики знают, что книгу можно не только рассматривать, слушать и читать, но и узнавать из книги что-то новое. На основном этапе обучения грамоте, работая над текстами учебника, демонстрирую детям книги разных авторов. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации и узнаем, о чем эта книга. Могу дополнительно прочитать какой-то эпизод книги, а, чтобы узнать, что дальше, детям захочется дочитать книгу до конца. На заключительном этапе обучения грамоте у детей появляется устойчивый интерес к детским книгам. Во 2-4 классах произведения для внеклассного чтения подбираю, такие, которые детям интересно ещё раз перечитать. После самостоятельного прочтения произведения, проводится литературная игра по прочитанному произведению в форме викторины, брейн-ринга. На уроках литературного чтения применяю приёмы технологии критического мышления такие, как
Приём «Чтение с остановкой». Данный приём развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. (Приложение 1) Приём «Синквейн».Синквейн активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. (Приложение 2)Приём «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. (Приложение 3) Приём «Логические цепочки» помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. (Приложение 4) При использовании на уроках литературного чтения указанные приемы формируют навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». |
| Результат использования опыта в практике работы
|
В результате работы по формированию читательской грамотности у обучающихся начальной школы через уроки литературного чтения, как главной составляющей функциональной грамотности постепенно развивается навык чтения и уверенность при работе с текстом во время самостоятельного чтении. Ребята проявляют интерес к книге. Читают внимательно, осознанно. С удовольствием выполняют задания к тексту, сами составляют презентации. Повысилась техника чтения. Активнее стали работать на уроках литературного чтения. Хорошо анализируют прочитанный текст, дают характеристику героям, оценивают их поступки, выявляют главную мысль произведения, высказывают своё отношение к прочитанному. Для домашнего задания чаще выбирают творческие задания. Повысился словарный запас. Наблюдается стабильность результатов навыков чтения учащихся по предмету
Результаты навыка чтения по годам обучения: 1 класс на конец учебного года выше нормы читало 75% 2 класс: на конец учебного года выше нормы читало 84% 3 класс: на конец учебного года выше нормы читало 87% 4 класс: на конец учебного года выше нормы читало 94% Формирование читательской грамотности, как главной составляющей функциональной грамотности применяю не только на уроках литературного чтения, но и через самостоятельное внеклассное чтение детской художественной литературы. Для самостоятельного внеклассного чтения привлекаю родителей, провожу совместные родительские собрания с литературными викторинами .(Приложение 5) |
| Рубрика | Начальное общее образование |
| Экспертное заключение | Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов Кировской области провести уроки, внеурочные занятия, внеклассные мероприятия по литературному чтению |
| Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В., методист кафедры ДиНОО ИРО Кировской области |


