ФИО
Волкова Александра Алексеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
38 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска» 612260, Кировская область, г.Яранск, ул.Гоголя, 25 8(83367) 2-13-81 E-mail: shkola1yaransk@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В данной работе показаны приёмы формирования смыслового чтения на первом этапе работы с текстом. Представленные приёмы смыслового чтения используются в системе на уроках окружающего мира. Использование приемов формирует у обучающихся умение работать с научными текстами, максимально точно понимать содержание, осмысливать извлечённую информацию, давать оценку, развивают устную речь.
Краткий пересказ
• Цель: формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках окружающего мира.
• ФГОС о смысловом чтении в начальной школе.
• Основные умения смыслового чтения: осмысливание целей чтения, выбор вида чтения, извлечение информации, определение основной и второстепенной информации, свободное ориентирование и восприятие текстов разных стилей, понимание и оценка языковых средств массовой информации.
• Технология продуктивного чтения включает 3 этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
• Примеры приемов работы с текстом на уроках окружающего мира: анонс предстоящей работы, оценка текста, ключевые слова к тексту, составление пазлов, ассоциативный куст.
• Поэтапная работа с текстами на уроках окружающего мира дает положительные результаты: обучающиеся учатся извлекать нужную информацию, приобретают социально-нравственный опыт и учатся размышлять, познавая окружающий мир.
• Постановка целей урока с учетом готовности учащихся к работе способствует формированию смыслового чтения.
| Ф.И.О. | Волкова Александра Алексеевна | ||||||||||
| Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска»
612260, Кировская область, г.Яранск, ул.Гоголя, 25 8(83367) 2-13-81 E-mail: shkola1yaransk@mail.ru |
||||||||||
| Должность | Учитель начальных классов | ||||||||||
| Стаж работы | 38 лет | ||||||||||
| Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Приёмы формирования смыслового чтения на первом этапе работы с текстом на уроках окружающего мира»
|
||||||||||
| Ключевые слова | Смысловое чтение, интерпретация, критическое мышление. | ||||||||||
| Аннотация (не больше 500 знаков) | В данной работе показаны приёмы формирования смыслового чтения на первом этапе работы с текстом. Представленные приёмы смыслового чтения используются в системе на уроках окружающего мира.
Использование приемов формирует у обучающихся умение работать с научными текстами, максимально точно понимать содержание, осмысливать извлечённую информацию, давать оценку, развивают устную речь. |
||||||||||
| Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В последние годы снизился процент самостоятельного детского чтения и уровень читательской культуры родителей обучающихся.
В каждом классе имеются дети, испытывающие трудности при самостоятельной работе с различными текстами учебника. Они с трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Из-за ошибок при чтении обучающиеся часто не понимают сути прочитанного. С трудом извлекают необходимую информацию из предложенного текста, не могут выделить главное в прочитанном, затрудняются пересказывать содержание. Поэтому использование приемов смыслового чтения необходимо. |
||||||||||
| Актуальность | Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию.
Анализ результатов учебно-познавательной деятельности учащихся моего класса в прошлом году также выявил проблемы в области осмысленного чтения и выполнение заданий детьми по содержанию текста. Это и подтолкнуло меня на расширение собственных знаний и умений в области смыслового чтения. При переходе в среднее звено возрастает объём изучаемого материала. Овладение навыками смыслового чтения учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам, в результате чего выпускники начальной школы смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом: — поиск информации и понимание прочитанного; — преобразование и интерпретация информации; — оценка информации. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. |
||||||||||
| Новизна | Новизна инновационного опыта заключается в том, что каждой теме продумываются различные приёмы для формирования смыслового чтения у учащихся. Большое внимание уделяется деятельности самих учащихся, их самостоятельности и критичности мышления. | ||||||||||
| Описание инновационного опыта | Педагогический опыт полезен, так как содержит определённые приёмы и подходы в формировании осмысленного чтения у младших школьников. Преобладающие виды деятельности учащихся активные. Взаимодействия учителя и ученика основываются на приёмах стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.
Использую 3 этапа технологии смыслового чтения. На каждом этапе урока реализую свои педагогические приёмы. При формировании навыков смыслового чтения выделяют три этапа работы с текстом: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.
1 этап — работа с текстом до чтения. Целью данного этапа является развитие антиципации. Обучающиеся учатся определять и формулировать речевую задачу для первичного прочтения текста, у них создается положительная мотивация, а также преодолеваются трудности, связанные с содержанием текста.
Наиболее распространенные приемы работы с текстом на 1 этапе. ü Мозговой штурм ü Батарея вопросов ü Глоссарий слов ü Иллюстрация содержания ü Рассечение вопроса ü Ключевые слова к тексту ü Алфавит за круглым столом ü Ориентиры предвосхищения содержания ü Оценка текста
Раздел «Страницы Всемирной истории» изучается в УМК «Школа России» в 4 классе. Основные понятия раздела:первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, великие географические открытия, Новейшее время. В ходе изучения раздела обучающиеся знакомятся с древними сооружениями, обзорно знакомятся с христианским храмом, мусульманской мечетью, замком феодала, домом крестьянина, узнают о достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф, получают представление о скорости перемен в XX веке. При изучении этого раздела использую такие приемы формирования навыков смыслового чтения на первом этапе работы с текстом: Урок 1.Тема «Начало истории человечества». Прием «Иллюстрация содержания». Предлагаю учащимся рассмотреть серию иллюстраций и определить, к какому этапу развития человечества относятся, предположить, о чем пойдет речь на уроке. Урок 2. Тема «Мир далекий и близкий». Прием «Ключевые слова к тексту» Древний Египет – боги Древняя Греция – Олимпийские игры Древний Рим – Помпеи Предлагаюпрочитать пары слов. Спрашиваю у ребят, как они думают, что объединяет эти пары. Урок 3. Тема «Средние века: время рыцарей и замков». Прием «Анонс предстоящей работы». На доске вынесены наиболее интересные и «провокационные» вопросы по теме текста: Какие современные государства зародились в Средние века? Иуда, Иисус, Будда, Мухаммад – это боги одной веры? Кого называли благородным воином Средневековья? Непреступные твердыни, возвышающиеся по всей Европе? Как связано имя немца Иоганна Гутенберга с эпохой Средневековья?
Прием «Оценка текста» Просмотрите текст параграфа, объясните его структуру. Как называются части текста? Какая часть самая большая? С какими веками связана данная историческая эпоха? Какие слова выделены жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены? В какой части узнаете о благородных воинах Средневековья? В какой части найдете ответ на вопрос «Как связано имя немца Иоганна Гутенберга с эпохой Средневековья?»
Урок 4. Тема «Новое время: встреча Европы и Азии» Прием «Предваряющие вопросы» До знакомства с темой урока задаю обучающимся вопросы: — Хотите ли вы узнать, как называют историки период времени с 1500 до 1900 года? — Можете ли назвать известных художников, поэтов, писателей данного исторического периода. — Знаете ли, какая часть света была открыта в конце15 века? — Предположите, какими техническими достижениями 19 века мы пользуемся в современном мире?
Урок 5. Тема «Новейшее время: история продолжается сегодня». Прием «Ориентиры предвосхищения содержания». Новейшее время начинает свой отсчет с начала 20 века. Этот отрезок исторического времени самый короткий, по сравнению с другими. Выберите те словосочетания, которые относятся к Новейшему времени.
О каких значимых событиях и изобретениях пойдет речь на уроке? Таким образом, при применении приёмов смыслового чтения на уроках окружающего мира значительно повысился интерес учащихся к предмету, улучшились результаты техники чтения. Дети с удовольствием самостоятельно ведут поиск верных ответов, это способствует активному осмыслению знаний. Ребята, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлекаются в работу, активнее идут на контакт с учителем. |
||||||||||
| Продукт опыта / проекта | Презентация опыта | ||||||||||
| Затруднения в реализации, риски | Загруженность учителя при подготовке к урокам, подготовка материалов.
Ребята мало читают. |
||||||||||
| Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения и воспитания) | Таким образом, продуманная и целенаправленная работа по формированию смыслового чтения работы с текстом на уроках окружающего мира даёт положительные результаты. Обучающиеся учатся извлекать из большого объема нужную и полезную информацию, а также приобретают социально–нравственный опыт и учатся размышлять, познавая окружающий мир. Формируется познавательный интерес, развивается речь, заметно улучшилось запоминание материала, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребёнку стать думающим читателем. | ||||||||||
| Публикации по теме опыта | Статья «Приёмы формирования смыслового чтения на первом этапе работы с текстом на уроках окружающего мира». — Международное сетевое издание «Солнечный свет». Номер свидетельства СВ6978288 от 10.05.2025года.http://solnesvet.ru/опубликованные -материалы/
|
||||||||||
| Экспертное заключение | Представленная методическая разработка рекомендована для размещения в региональном банке педагогического опыта. | ||||||||||
| Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В. методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» | ||||||||||
| Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальное общее образование |

