ФИО
Кожинова Светлана Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель географии
СТАЖ РАБОТЫ
33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска». 612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25. Контактный телефон 8(83367) 2-13-81 E-mail shkola1yaransk@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
картографическая культура, географические исследования, картографическая грамотность
Картографическая грамотность школьников представляет собой комплекс теоретических картографических и топографических знаний и практических умений работать с картой. Картографическая грамотность — это готовность школьников использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве языка международного общения. Картографическая компетенция — одна из важных жизненных компетенций личности. Школьный курс географии направлен на представление о земной поверхности и развитие умений осознанно ориентироваться в социально-экономических, общественно — политических и геоэкологических событиях в мире и государстве. Знание карты, умение ею пользоваться дает каждому человеку возможность решать жизненно важные проблемы.
Краткий пересказ
• Картографическая грамотность — цель географического образования.
• Карта — важнейший источник географической информации.
• Картографическая грамотность — готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и международного общения.
• Карта на уроке может быть объектом изучения, источником знаний, средством наглядности и результатом исследований.
• Приемы работы с картой включают описание и анализ размещения географических объектов, картометрию, морфометрию, географическую экспертизу, картографическое и топографическое моделирование и проектирование.
• Использование общегеографических карт помогает формировать пространственное представление и запоминать карту.
• Задания на карте могут быть направлены на определение географических объектов, их характеристик, связей и закономерностей.
• Работа с географической картой развивает картографические знания и умения, необходимые для изучения школьной географии и повседневной жизни.
Ф.И.О. | Кожинова Светлана Юрьевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска».
612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25. Контактный телефон 8(83367) 2-13-81 E-mail shkola1yaransk@mail.ru |
Должность | Учитель географии |
Стаж работы | 33 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Формирование картографической грамотности обучающихся на уроках географии в соответствии с обновленным ФГОС ООО» |
Ключевые слова | картографическая грамотность, географические исследования, картографическая культура, кругозор |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Картографическая грамотность школьников представляет собой комплекс теоретических картографических и топографических знаний и практических умений работать с картой. Картографическая грамотность — это готовность школьников использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве языка международного общения. Картографическая компетенция — одна из важных жизненных компетенций личности. Школьный курс географии направлен на представление о земной поверхности и развитие умений осознанно ориентироваться в социально-экономических, общественно — политических и геоэкологических событиях в мире и государстве. Знание карты, умение ею пользоваться дает каждому человеку возможность решать жизненно важные проблемы. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Обновленные ФГОС предполагают создание условий для формирования не только базовых академических знаний, но и умений, которые направлены на владение основами картографических навыков и использования географической карты для решения разнообразных задач. |
Актуальность | · Знакомство с географией начинается со знакомства с картой. Вопрос для учителя географии заключается в том, как сделать это знакомство интересным и побудить в ребенке желание и потребность осваивать новое, решать практические задачи на основе использования карт на всю жизнь. Это обусловлено рядом факторов:
· 1. Необходимость картографической культуры в разных аспектах жизни. Навыки работы с картами могут пригодиться в хозяйстве и планировании, в национальных и международных отношениях, при ориентировании в незнакомых местах. · 2. Важность для успешной сдачи экзаменов. Знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания помогают грамотно выполнять задания экзаменационной работы. · 3. Расширение географического кругозора. При работе с картой учащийся запоминает местоположение и названия городов, объектов, что расширяет его географические знания. |
Новизна | Формирование картографической грамотности заключается в том, что карта рассматривается как источник информации, а не просто привычное изображение земной поверхности на плоскости. В свете информационных технологий карту можно представить как определённый информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий. |
Описание инновационного опыта | Формирование картографической грамотности — это цель географического образования, а главный метод исследования – картографический. Картографические знания образуют необходимый фундамент для изучения всей школьной географии, поскольку формируют у школьников понимание сущности геоизображений и важные учебные умения работы с ними, востребованные на всем протяжении обучения, в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. В представленном материале предложены некоторые методы и приемы работы с картой, используемые мною на уроках, которые представляют комплекс действий по чтению географических карт, основанных на практических умениях учащихся. |
Продукт опыта / проекта | Разработаны задания для уроков географии по формированию картографической грамотности обучающихся. |
Затруднения в реализации, риски | Временные затраты учителя при подготовке материалов |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения и воспитания) | В результате системной работы по формированию картографической грамотности наблюдается устойчивый познавательный интерес учащихся к изучению географии, решение практических задач на основе работы с картой, осознанный выбор предмета география для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, успешное прохождение итоговой аттестации, самоопределении при выборе будущей профессии. |
Публикации по теме опыта | Образовательная онлайн — платформа Инфоурок. https://infourok.ru/prezentaciya-formirovanie-kartograficheskoj-gramotnosti-na-urokah-geografii-v-sootvetstvii-s-obnovlennym-fgos-ooo-6340345.html
Представление опыта работы на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии в соответствии с обновленным ФГОС ООО» в рамках окружного методического объединения учителей естественно-научного цикла |
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Кожиновой С.Ю. по теме «Формирование картографической грамотности обучающихся на уроках географии в соответствии с обновленным ФГОС ООО» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ Основное и среднее образование |