ФИО

Кожинова Светлана Юрьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

33 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска». 612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25. Контактный телефон 8(83367) 2-13-81 E-mail shkola1yaransk@mail.ru

Картографическая грамотность школьников представляет собой комплекс теоретических картографических и топографических знаний и практических умений работать с картой. Картографическая грамотность — это готовность школьников использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве языка международного общения. Картографическая компетенция — одна из важных жизненных компетенций личности. Школьный курс географии направлен на представление о земной поверхности и развитие умений осознанно ориентироваться в социально-экономических, общественно — политических и геоэкологических событиях в мире и государстве. Знание карты, умение ею пользоваться дает каждому человеку возможность решать жизненно важные проблемы.

YandexGPTКраткий пересказ

• Картографическая грамотность — цель географического образования.
• Карта — важнейший источник географической информации.
• Картографическая грамотность — готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и международного общения.
• Карта на уроке может быть объектом изучения, источником знаний, средством наглядности и результатом исследований.
• Приемы работы с картой включают описание и анализ размещения географических объектов, картометрию, морфометрию, географическую экспертизу, картографическое и топографическое моделирование и проектирование.
• Использование общегеографических карт помогает формировать пространственное представление и запоминать карту.
• Задания на карте могут быть направлены на определение географических объектов, их характеристик, связей и закономерностей.
• Работа с географической картой развивает картографические знания и умения, необходимые для изучения школьной географии и повседневной жизни.

Ф.И.О. Кожинова Светлана Юрьевна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска».

612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25.

Контактный телефон 8(83367) 2-13-81

E-mail shkola1yaransk@mail.ru

Должность Учитель географии
Стаж работы 33 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Формирование картографической грамотности обучающихся на уроках географии в соответствии с обновленным ФГОС ООО»
Ключевые слова картографическая грамотность, географические исследования, картографическая культура, кругозор
Аннотация (не больше 500 знаков) Картографическая грамотность школьников представляет собой комплекс теоретических картографических и топографических знаний и практических умений работать с картой. Картографическая грамотность — это готовность школьников использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве языка международного общения. Картографическая компетенция — одна из важных жизненных компетенций личности. Школьный курс географии направлен на представление о земной поверхности и развитие умений осознанно ориентироваться в социально-экономических, общественно — политических и геоэкологических событиях в мире и государстве. Знание карты, умение ею пользоваться дает каждому человеку возможность решать жизненно важные проблемы.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Обновленные ФГОС предполагают создание условий для формирования не только базовых академических знаний, но и умений, которые направлены на владение основами картографических навыков и использования географической карты для решения разнообразных задач.
Актуальность ·       Знакомство с географией начинается со знакомства с картой. Вопрос для учителя географии заключается в том, как сделать это знакомство интересным и побудить в ребенке желание и потребность осваивать новое, решать практические задачи на основе использования карт на всю жизнь. Это обусловлено рядом факторов:

·       1. Необходимость картографической культуры в разных аспектах жизни. Навыки работы с картами могут пригодиться в хозяйстве и планировании, в национальных и международных отношениях, при ориентировании в незнакомых местах.

·       2. Важность для успешной сдачи экзаменов. Знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания помогают грамотно выполнять задания экзаменационной работы.

·       3. Расширение географического кругозора. При работе с картой учащийся запоминает местоположение и названия городов, объектов, что расширяет его географические знания.

Новизна Формирование картографической грамотности заключается в том, что карта рассматривается как источник информации, а не просто привычное изображение земной поверхности на плоскости. В свете информационных технологий карту можно представить как определённый информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий.
Описание инновационного опыта Формирование картографической грамотности — это цель географического образования, а главный метод исследования – картографический. Картографические знания образуют необходимый фундамент для изучения всей школьной географии, поскольку формируют у школьников понимание сущности геоизображений и важные учебные умения работы с ними, востребованные на всем протяжении обучения, в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. В представленном материале предложены некоторые методы и приемы работы с картой, используемые мною на уроках, которые представляют комплекс действий по чтению географических карт, основанных на практических умениях учащихся.
Продукт опыта / проекта Разработаны задания для уроков географии по формированию картографической грамотности обучающихся.
Затруднения в реализации, риски Временные затраты учителя при подготовке материалов
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения и воспитания) В результате системной работы по формированию картографической грамотности наблюдается устойчивый познавательный интерес учащихся к изучению географии, решение практических задач на основе работы с картой, осознанный выбор предмета география для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, успешное прохождение итоговой аттестации, самоопределении при выборе будущей профессии.
Публикации по теме опыта Образовательная онлайн — платформа Инфоурок. https://infourok.ru/prezentaciya-formirovanie-kartograficheskoj-gramotnosti-na-urokah-geografii-v-sootvetstvii-s-obnovlennym-fgos-ooo-6340345.html

Представление опыта работы на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии в соответствии с обновленным ФГОС ООО» в рамках окружного методического объединения учителей естественно-научного цикла

Экспертное заключение Представленный опыт работы Кожиновой С.Ю. по теме «Формирование картографической грамотности обучающихся на уроках географии в соответствии с обновленным ФГОС ООО» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ Основное и среднее образование
Презентация опыта
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл