ФИО
Жданова Юлия Викторовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
29 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 Е-mail: vhg@vhg.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
читательские умения, Младший школьник, читательская грамотность, Внеурочная деятельность
В работе рассматриваются направления работы по формированию читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности. Приводятся примеры заданий на формирование трех групп читательских умений: общее понимание текста и ориентация в нем, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование текста для решения различных жизненных ситуаций. На примере работы с несплошным текстом показаны приемы, способствующие формированию читательских умений младших школьников.
Краткий пересказ
• Внеурочное занятие для 2-4 классов «О чем расскажет этикетка, или день рождения Маши»
• Цель занятия: развитие практико-ориентированной личности и воспитание ценностного отношения к окружающему миру через работу с несплошным текстом (этикетка)
• Задачи: формирование всех групп умений читательской грамотности, знакомство с нормами этикета, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, соблюдение правил ведения диалога и дискуссии
• Используемое оборудование: презентация, экран или рабочий лист, буквы магнитного алфавита, доска, этикетки «Торт «Медовик», таблица «Переработка вторичного сырья»
• Продолжительность занятия: 30 минут, рекомендуемая форма занятия: познавательная игра
• Структура внеурочного занятия: мотивационный, основной и заключительный этапы
• Мотивационный этап: педагог создает мотивацию для активного участия обучающихся в обсуждении темы
• Основной этап: педагог организует игру, направленную на работу с информацией, представленной в виде несплошного текста (этикетка)
• Заключительный этап: педагог проводит обобщающую беседу, направленную на раскрытие ценностей дружбы, коллективного творчества, семейных ценностей, здорового образа жизни и психологического состояния каждого человека
Ф.И.О. | Жданова Юлия Викторовна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 29 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Внеурочное занятие для обучающихся 2 — 4 классов «О чём расскажет этикетка, или День рождения Маши»
|
Ключевые слова | Читательская грамотность, читательские умения, внеурочная деятельность, младший школьник |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В работе рассматриваются направления работы по формированию читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности. Приводятся примеры заданий на формирование трех групп читательских умений: общее понимание текста и ориентация в нем, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование текста для решения различных жизненных ситуаций. На примере работы с несплошным текстом показаны приемы, способствующие формированию читательских умений младших школьников. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Задача создания условий для формирования функциональной грамотности младших школьников поставлена в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 № 286, с изменениями). Для уровня начального общего образования в настоящее время актуальна проблема разработки инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся. |
Актуальность | Современное общее образование ориентировано на развитие личности обучающегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения. Одним из приоритетных механизмов повышения качества общего образования становится формирование функциональной грамотности обучающихся: обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен. |
Новизна | Новизна данной темы, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в том, что системно на всех этапах работы с текстами предложены задания на формирование 3-х групп читательских умений. Отработка навыков читательской грамотности осуществляется на материале сплошного и несплошного текста (этикетки), работы с иллюстрациями, таблицами, схемами. |
Описание инновационного опыта | Занятие представляет собой познавательную игру с элементами познавательной беседы. Материалы занятия в игровой форме помогают обучающимся, ориентируясь на информацию с этикетки, приобрести опыт выбора товара. Также обучающиеся учатся планировать и организовывать чаепитие. В ходе занятия обучающиеся находят ответы на следующие проблемные вопросы:
На что обратить внимание при выборе торта в магазине? Чем занять гостей во время чаепития? Как утилизировать отходы после праздника? Методическая разработка универсальна и вариативна: – материалы занятия могут быть предложены разным возрастным группам обучающихся со 2 по 5 класс; – занятие может быть проведено с использованием рабочего листа или с применением электронной презентации. Эффективность занятия определяется самостоятельностью обучающихся при выполнении заданий, их активностью и интересом к деятельности, организованной педагогом. |
Продукт опыта / проекта | Конспект занятия, рабочий лист для проведения занятия
|
Затруднения в реализации, риски | Дефицит временного ресурса |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Наблюдения за учащимися 2 класса Вятской гуманитарной гимназии показали, что при проведении подобных занятий у ребят повышается интерес к учёбе, улучшается межличностное взаимодействие. Занятие имеет глубокую воспитательную направленность. Учащиеся начинают более осознанно подходить к сбору вторсырья, быть внимательными при покупке продуктов. Занятие носит метапредметный характер, способствует формированию метапредметных умений.
|
Публикации
по теме опыта |
Жданова Ю.В. Занятие по внеурочной деятельности «День рождения Маши» [Текст] / Формирование и оценка читательской грамотности обучающихся начальной школы: учебно-методическое пособие/ О. Н. Бершанская, С. А. Мышкина и др.; Авторский коллектив. — Киров: 2023. – С. 93-95.
Жданова Ю.В. Диагностическая работа по оценке читательской грамотности для 3 класса [Текст] / Формирование и оценка читательской грамотности обучающихся начальной школы: учебно-методическое пособие/ О. Н. Бершанская, С. А. Мышкина и др.; Авторский коллектив. — Киров: 2023. – С. 57-66.
Жданова Ю.В. Формирование читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Ю.В. Жданова // Образование в Кировской области. — 2024. — № 4 (72). — С. 191-196. |
Экспертное заключение | Методическая разработка универсальна и вариативна материалы занятия могут быть предложены разным возрастным группам обучающихся со 2 по 5 класс; занятие может быть проведено с использованием рабочего листа или с применением электронной презентации.
Эффективность занятия определяется самостоятельностью обучающихся при выполнении заданий, их активностью и интересом к деятельности, организованной педагогом. |
Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В. методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | Обучение. Начальное общее образование |