ФИО

Жданова Юлия Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

29 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 Е-mail: vhg@vhg.ru

В работе рассматриваются направления работы по формированию читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности. Приводятся примеры заданий на формирование трех групп читательских умений: общее понимание текста и ориентация в нем, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование текста для решения различных жизненных ситуаций. На примере работы с несплошным текстом показаны приемы, способствующие формированию читательских умений младших школьников.

YandexGPTКраткий пересказ

• Внеурочное занятие для 2-4 классов «О чем расскажет этикетка, или день рождения Маши»
• Цель занятия: развитие практико-ориентированной личности и воспитание ценностного отношения к окружающему миру через работу с несплошным текстом (этикетка)
• Задачи: формирование всех групп умений читательской грамотности, знакомство с нормами этикета, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, соблюдение правил ведения диалога и дискуссии
• Используемое оборудование: презентация, экран или рабочий лист, буквы магнитного алфавита, доска, этикетки «Торт «Медовик», таблица «Переработка вторичного сырья»
• Продолжительность занятия: 30 минут, рекомендуемая форма занятия: познавательная игра
• Структура внеурочного занятия: мотивационный, основной и заключительный этапы
• Мотивационный этап: педагог создает мотивацию для активного участия обучающихся в обсуждении темы
• Основной этап: педагог организует игру, направленную на работу с информацией, представленной в виде несплошного текста (этикетка)
• Заключительный этап: педагог проводит обобщающую беседу, направленную на раскрытие ценностей дружбы, коллективного творчества, семейных ценностей, здорового образа жизни и психологического состояния каждого человека

Ф.И.О. Жданова Юлия Викторовна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»

Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76

(8332)64-82-31
Е-mail: vhg@vhg.ru

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 29 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Внеурочное занятие для обучающихся 2 — 4 классов «О чём расскажет этикетка, или День рождения Маши»

 

Ключевые слова Читательская грамотность, читательские умения, внеурочная деятельность, младший школьник
Аннотация (не больше 500 знаков) В работе рассматриваются направления работы по формированию читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности. Приводятся примеры заданий на формирование трех групп читательских умений: общее понимание текста и ориентация в нем, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование текста для решения различных жизненных ситуаций. На примере работы с несплошным текстом показаны приемы, способствующие формированию читательских умений младших школьников.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Задача создания условий для формирования функциональной грамотности младших школьников поставлена в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 № 286, с изменениями). Для уровня начального общего образования в настоящее время актуальна проблема разработки инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся.
Актуальность Современное общее образование ориентировано на развитие личности обучающегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения. Одним из приоритетных механизмов повышения качества общего образования становится формирование функциональной грамотности обучающихся: обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
Новизна Новизна данной темы, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в том, что системно на всех этапах работы с текстами предложены задания на формирование 3-х групп читательских умений. Отработка навыков читательской грамотности осуществляется на материале сплошного и несплошного текста (этикетки), работы с иллюстрациями, таблицами, схемами.
Описание инновационного опыта Занятие представляет собой познавательную игру с элементами познавательной беседы. Материалы занятия в игровой форме помогают обучающимся, ориентируясь на информацию с этикетки, приобрести опыт выбора товара. Также обучающиеся учатся планировать и организовывать чаепитие. В ходе занятия обучающиеся находят ответы на следующие проблемные вопросы:

На что обратить внимание при выборе торта в магазине? Чем занять гостей во время чаепития? Как утилизировать отходы после праздника?

Методическая разработка универсальна и вариативна:

–      материалы занятия могут быть предложены разным возрастным группам обучающихся со 2 по 5 класс;

–      занятие может быть проведено с использованием рабочего листа или с применением электронной презентации.

Эффективность занятия определяется самостоятельностью обучающихся при выполнении заданий, их активностью и интересом к деятельности, организованной педагогом.

Продукт опыта / проекта Конспект занятия, рабочий лист для проведения занятия

 

Затруднения в реализации, риски Дефицит временного ресурса
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Наблюдения за учащимися 2 класса Вятской гуманитарной гимназии показали, что при проведении подобных занятий у ребят повышается интерес к учёбе, улучшается межличностное взаимодействие. Занятие имеет глубокую воспитательную направленность. Учащиеся начинают более осознанно подходить к сбору вторсырья, быть внимательными при покупке продуктов. Занятие носит метапредметный характер, способствует формированию метапредметных умений.

 

Публикации

по теме опыта

Жданова Ю.В. Занятие по внеурочной деятельности «День рождения Маши» [Текст] / Формирование и оценка читательской грамотности обучающихся начальной школы: учебно-методическое пособие/ О. Н. Бершанская, С. А. Мышкина и др.; Авторский коллектив. — Киров: 2023. – С. 93-95.

 

Жданова Ю.В. Диагностическая работа по оценке читательской грамотности для 3 класса [Текст] / Формирование и оценка читательской грамотности обучающихся начальной школы: учебно-методическое пособие/ О. Н. Бершанская, С. А. Мышкина и др.; Авторский коллектив. — Киров: 2023. – С. 57-66.

 

Жданова Ю.В. Формирование читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Ю.В. Жданова // Образование в Кировской области. — 2024. — № 4 (72). — С. 191-196.

Экспертное заключение Методическая разработка универсальна и вариативна материалы занятия могут быть предложены разным возрастным группам обучающихся со 2 по 5 класс; занятие может быть проведено с использованием рабочего листа или с применением электронной презентации.

Эффективность занятия определяется самостоятельностью обучающихся при выполнении заданий, их активностью и интересом к деятельности, организованной педагогом.

Ф.И.О. эксперта Кожинова Н.В. методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) Обучение. Начальное общее образование
Жданова Ю.В._методическая разработка внеурочного занятия
Скачать файл
Экспертное заключение_1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл