ФИО
Микляева Ольга Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
6 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Кирова, 610007, г. Киров ул. Современная д.6, 8 (8332) 22-57-11, sch11@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В качестве примера предложена система игр по теме «Природные зоны России» предмета «Окружающий мир». Дидактическая игра «Большое путешествие» позволит повысить интерес и качество освоения учащимися начальной школы тем, посвященных изучению природных зон России, с использованием игровых приемов для освоения и закрепления знаний.
Проект будет интересен воспитателям, учителям, работающим с младшими школьниками, ученикам и родителям. Игру можно использовать как в целом при изучении данной темы, так и отдельные ее игровые приемы, а также как основу для создания новых игр, при изучении других тем, или на других предметах.
Краткий пересказ
• Актуальность: формирование мотивации младших школьников к изучению предмета «Окружающий мир» через игровые приемы.
• Игра — естественная форма детской деятельности, способствующая развитию познавательного интереса и эмоционального отклика.
• Предмет «Окружающий мир» интегрирует знания из различных областей, но многие дети воспринимают его как «скучный» или «необязательный».
• Цель: формирование устойчивой мотивации к изучению предмета через системное использование игровых приемов.
• Система игровых приемов охватывает все этапы урока, дифференцирована по типам деятельности и уровню подготовки учеников.
• Игровые приемы способствуют формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.
• Применение системы игровых приемов на уроках предмета «Окружающий мир» позволяет добиться роста качества знаний на 10%, обогащения словарного запаса учеников и развития навыков самооценки, саморегуляции и рефлексии.
Ф.И.О. | Микляева Ольга Васильевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Кирова,
610007, г. Киров ул. Современная д.6, 8 (8332) 22-57-11, sch11@kirovedu.ru.
|
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 6 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта |
Мотивация младших школьников к изучению учебного предмета «Окружающий мир» через игровые приемы |
Ключевые слова | Окружающий мир, природные зоны, игровые приемы |
Аннотация (не более 500 знаков) | В качестве примера предложена система игр по теме «Природные зоны России» предмета «Окружающий мир». Дидактическая игра «Большое путешествие» позволит повысить интерес и качество освоения учащимися начальной школы тем, посвященных изучению природных зон России, с использованием игровых приемов для освоения и закрепления знаний.
Проект будет интересен воспитателям, учителям, работающим с младшими школьниками, ученикам и родителям. Игру можно использовать как в целом при изучении данной темы, так и отдельные ее игровые приемы, а также как основу для создания новых игр, при изучении других тем, или на других предметах.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | -Какой предмет современные дети не любят в школе?
-Какой предметен труден для восприятия? -Какой предмет требует самой большой (длительной) подготовки от учителя? Да, это все про «Окружающий мир». Особенность современных детей заключается в том, что их внимание и интерес становится все сложнее удерживать традиционными методами и формами работы. Требуются инструменты для максимального включения детей в учебный процесс. |
Актуальность | Предмет «Окружающий мир» занимает особое место в образовательном процессе младших школьников. Он интегрирует знания из различных областей: природоведения, экологии, обществознания, истории, географии. Однако, несмотря на такую значимость, многие дети воспринимают этот предмет как «скучный» или «необязательный», что снижает уровень вовлеченности и затрудняет формирование целостной картины мира.
Игра позволяет привлечь к работе весь классный коллектив, сформировать мотивацию к изучению предмета, развивать наблюдательность и познавательный интерес, осуществлять творческий подход к выполнению домашней работы учащимися. |
Новизна | Использование в урочной деятельности с новой стороны ранее всем знакомых игр. Использование дидактической игры на протяжении изучения всей темы. |
Описание инновационного опыта | Педагогический опыт предполагает систему игровых приемов, которая:
• охватывает все этапы урока (мотивационный, основной, рефлексивно-оценочный); • дифференцирована по типам деятельности (ролевые игры, соревновательные задания, викторины и т.д.); • дифференцирована по уровню подготовки учеников (сильные, слабые); • предусматривает интеграцию игровых форм с проектной деятельностью учащихся. Система игровых приемов разрабатывается на каждую тему программы. При этом учитывается соответствие игры целям урока или целям этапа урока, доступность для учащихся данного возраста. Разбор инновационного опыта проводится на примере изучения темы «Природные зоны России» предмета «Окружающий мир». По учебно-тематическому плану на тему отведено 5 уроков, все уроки комбинированные. На первом этапе для постановки цели и задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся использую игру «Купи билет». Соревновательный характер игры, получение возможности сформулировать или записать цели урока при приложении определенных усилий повышают интерес к теме урока. В деятельность вовлекается весь класс, нежелание обесценить свое достижение (билет) поддерживают интерес в течение всего урока. В процессе игры происходит актуализация знаний. Проверка домашнего задания проводится с использованием игры «Перрон». Игровая технология позволяет провести проверку у всего класса. Что ценно, проверка в большей степени превращается в самопроверку, когда ответы на вопросы «Знаю ли я?», «Прав ли я?» «Хорошо ли я выучил домашнее задание?» дает сам ученик, а учитель выступает только источником истинного, правильного ответа. Дополнительно актуализируются знания предыдущего урока. Усвоение новых знаний проводится с использованием антуража игры «Научная лаборатория». В игровой форме проводится заполнение систематизирующей таблицы, рассчитанной на всю тему. Таблица составляется в начале темы. Закладывается осознание алгоритмичности получения новых знаний, ученики получают пример систематизации, развиваются навыки сравнения, анализа, обобщения. Для первичной проверки понимания, первичного закрепление, проведения контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекции используются игры «Что это?», «Кто я?». Реализуя цели этапа комбинированного урока в этих играх упражнениях, увеличиваем словарный запас ученика, причём активно использующийся, дополнительно формируем умение четко формулировать вопросы, внимательно слушать собеседника, использовать информацию товарищей для дальнейшей игры. Продолжая идею самоконтроля, самооценки этапа проверки домашнего здания, на последнем рефлексивно-оценочном этапе использую игровые формы «Билетный контроль», «Сиквейн», «Книга почетных гостей (Книга отзывов)». По правилам игры ученику необходимо в то или иной форме дать оценку своей работы на уроке, успеха или неуспеха, какие чувства он испытал, что понравилось в себе, что не понравилось. Эти действия учат ребенка рефлексировать о своих мыслях, чувствах, поведении, дают понимание оценки, дифференцируют понятия оценка и отметка. Система одинаковых игр при изучении какой-либо темы организует ученика. Знание об основных играх позволяет ему подготовиться, добиться успеха. Знакомый порядок действий снижает тревожность у слабых учеников, переключает с переживаний на содержательную часть урока. Игра учит и развивает навыки не формально, не через сопротивление, преодоление, а ненавязчиво, опосредовано, с яркими переживаниями побед, проживанием игровых образов. |
Продукт опыта / проекта | Дидактическая игра «Большое путешествие по природным зонам России на школьном экспрессе» |
Затруднения в реализации, риски | Трудность может возникнуть, если у учащихся не сформированы навыки самоконтроля и самодисциплины, уважительного отношения друг к другу. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Результат изменений:
-повышение интереса к уроку окружающего мира;
-повышение уровня освоения учащимися темы «Природные зоны России»; — хорошие статистические показатели по результатам ВПР (вопрос №3);
-развитие умения строить связи между природными условиями проживания и жизнедеятельностью человека.
|
Публикации
по теме опыта |
Микляева О.В. Мотивация младших школьников к изучению учебного предмета
«Окружающий мир» через игровые приемы [Текст]/О. В. Микляева//Всероссийский учебно-методический портал ПЕДСОВЕТ. СМИ ЭЛ № ФС 77-72387. Свидетельство № СМБ-05774 от 30.09.2025, JD57242. |
Экспертное заключение | Новизна опыта определяется разработкой дидактической игры «Большое путешествие по природным зонам России на школьном экспрессе». Игровые этапы позволяют формировать метапредметные, предметные и личностные умения, развивают смысловое чтение, учат творческой деятельности, формируют увлечённость учащихся предметом.
Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью. Внедрение данного опыта позволит повысить воспитательный потенциал школы, поможет в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника. Данный опыт может быть использован учителями начальной школы, классными руководителями для достижения личностных результатов образования, что соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО
|
Ф.И.О. эксперта | Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ Начальное общее образование |