ФИО
Балыбердина Светлана Викторовна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель истории и обществознания
СТАЖ РАБОТЫ
25 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ "Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского" города Кирова (Вятская православная гимназия (ВПГ)) Адрес: г. Киров, ул. Московская, 35, тел. 8 (332) 65-38-44, E-mail - vpg-kirov@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
история России, цивилизационный подход, образцовые тексты, Нравственный интеллект, Духовно-нравственное воспитание
Сейчас много говорят о развитии эмоционального интеллекта у школьников. Но типов интеллекта достаточно много, среди них выделяют нравственный интеллект. Для педагогики это понятие не новое.
Автор данной работы рассматривает вопросы развития нравственного интеллекта на уроках истории Отечества через работу с образцовым текстами, которая позволяет достигать единства обучения и воспитания, осуществляя воспитывающее образование.
Образцовые тексты играют особое место в русской культуре, они не только дают знание, но и определенным образом воспитывают и формируют мировоззрение ребенка. Работа с образцовыми текстами имеет свою специфику. Работа с текстами становится инструментом развития и формирования духовной жизни, нравственного сознания. Эта работа много дает не только уму, но и сердцу ребенка. Развитие нравственного интеллекта, а также возможность работать с образцовыми текстами на уроке дадут наилучший результат при реализации цивилизационного подхода в изучении истории, который позволяет посмотреть на историю нашей страны как на уникальную цивилизацию с богатой историей и культурой — Русскую православную цивилизацию. При цивилизационном подходе акцент в содержании исторического образования надо делать не на вопросах социально-экономического развития, а на темах, которые раскрывают духовно-нравственное состояние общества, уровень его культуры и положение Церкви в государстве.
Краткий пересказ
Документ представляет собой опыт преподавателя Вятской православной гимназии Светланы Викторовны Балыбердиной по развитию нравственного интеллекта учащихся через использование образцовых текстов на уроках истории России. Автор подчеркивает важность объединения интеллектуального и духовного аспектов познания, ссылаясь на ученых и деятелей русского религиозного просвещения. Она утверждает, что развитие нравственного интеллекта способствует формированию правильного мировоззрения и нравственному воспитанию детей.
Основные положения документа включают:
- Определение нравственного интеллекта: Рассматривается как важная составляющая образовательного процесса, ранее игнорировавшаяся в пользу исключительно рационалистического подхода.
- Методология: Использование образцовых текстов (летописи, жития святых, классическая литература) как инструмента для формирования нравственности и глубокого понимания культурных традиций.
- Примеры уроков:
- Работа с текстом «Повести временных лет» о крещении Руси и истолкование мотивации князя Владимира.
- Интерпретация Жития Александра Невского и его отказ принять католичество.
- Анализ текста о Куликовской битве и размышления о значении подвига князя Дмитрия Донского.
- Исследование картин Рембрандта и Н. Ге, посвященных отношениям отца и сына, в связи с деятельностью Петра I.
- Практические результаты: Приводится оценка эффективности предложенного метода, отмечая повышение интереса школьников к изучению истории и успешность выпускников гимназии в выборе профессии и поступлении в университеты.
- Перспективы: Стремление продолжать развивать этот подход, подчеркивая необходимость формирования единого национального сознания и патриотизма среди молодежи.
Таким образом, документ служит примером внедрения цивилизационного подхода в преподавании истории, основанного на этическом и культурологическом анализе классических текстов, формирующих у школьников чувство национальной гордости и ответственности.
Ф.И.О. | Балыбердина Светлана Викторовна |
Организация | МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова (Вятская православная гимназия (ВПГ))
Адрес: г. Киров, ул. Московская, 35, тел. 8 (332) 65-38-44, E-mail — vpg-kirov@yandex.ru |
Должность | учитель истории и обществознания |
Стаж работы | 25 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Развитие нравственного интеллекта через работу с образцовыми текстами на уроках истории России»
|
Ключевые слова | Нравственный интеллект, духовно-нравственное воспитание, образцовые тексты, цивилизационный подход, история России. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Сейчас много говорят о развитии эмоционального интеллекта у школьников. Но типов интеллекта достаточно много, среди них выделяют нравственный интеллект. Для педагогики это понятие не новое.
Автор данной работы рассматривает вопросы развития нравственного интеллекта на уроках истории Отечества через работу с образцовым текстами, которая позволяет достигать единства обучения и воспитания, осуществляя воспитывающее образование. Образцовые тексты играют особое место в русской культуре, они не только дают знание, но и определенным образом воспитывают и формируют мировоззрение ребенка. Работа с образцовыми текстами имеет свою специфику. Работа с текстами становится инструментом развития и формирования духовной жизни, нравственного сознания. Эта работа много дает не только уму, но и сердцу ребенка. Развитие нравственного интеллекта, а также возможность работать с образцовыми текстами на уроке дадут наилучший результат при реализации цивилизационного подхода в изучении истории, который позволяет посмотреть на историю нашей страны как на уникальную цивилизацию с богатой историей и культурой — Русскую православную цивилизацию. При цивилизационном подходе акцент в содержании исторического образования надо делать не на вопросах социально-экономического развития, а на темах, которые раскрывают духовно-нравственное состояние общества, уровень его культуры и положение Церкви в государстве. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В познании окружающего мира участвует не только ум, но и сердце. Нравственный интеллект помогает ребенку и каждому человеку стать гармонично развитой личностью. Проблема: каким образом на уроках истории в школе можно развивать в учениках нравственный интеллект, осуществлять духовно-нравственное воспитание? Над этой проблемой работают педагоги гимназии. Задача духовно-нравственного воспитания также является одной из приоритетных в образовательной политике государства. |
Актуальность | Вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся относятся к приоритетным задачам современного школьного образования. ФГОС ООО и СОО определяет достижение личностных результатов в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными социокультурными и духовно-нравственными ценностями. А духовно-нравственное воспитание является одним из направлений воспитательной деятельности школы.
Современная массовая культура делает все, чтобы заглушить в ребенке нравственное начало, стереть границу между «добром» и «злом», размыть понятие «норма», поэтому развитие нравственного интеллекта особенно актуально в настоящее время. Обращение к образцовым текстам помогает учащимся прикоснуться к традиции, понять мировоззрение людей прежних эпох, почувствовать и осознать ситуацию нравственного выбора, который приходилось делать русским людям в разные периоды истории. Через это учащиеся имеют возможность накапливать нравственный опыт и понимать значимость духовно-нравственных ценностей в своей жизни. |
Новизна | Уникальность данного опыта заключается в работе с образцовыми текстами, которые являются достоянием русской культуры и позволяют углубляться на уровень смыслов с опорой на символическое мышление ученика. |
Описание инновационного опыта | Над темой духовно-нравственного воспитания обучающихся работает весь коллектив Вятской православной гимназии. Также вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными в работе Ассоциации православных гимназий ПФО, в деятельности которой наша гимназия принимает активное участие. Это и привело меня к необходимости работы над данной темой. Курс по истории России обладает богатым воспитывающим потенциалом и позволяет сосредоточится на нравственных вопросах.
Одним из методов развития нравственного интеллекта может быть работа с образцовыми текстами, которые отобраны культурой и которые воспитывают его нравственный интеллект, формируют духовную жизнь и нравственное сознание. Происходит постепенное узнавание тех качеств достойного поведения, которые отобраны временем и индивидуальны для народной духовной культуры в целом. Развитие нравственного интеллекта, а также возможность работать с образцовыми текстами на уроке дадут наилучший результат при реализации цивилизационного подхода в изучении истории, который позволяет посмотреть на историю нашей страны как на уникальную цивилизацию с богатой историей и культурой. Нам представляется, что акцент в содержании исторического образования необходимо делать не на вопросах социально-экономического развития, а на темах, которые раскрывают духовно-нравственное состояние общества, уровень его культуры и положение Церкви в государстве. Цивилизационный подход дает иной взгляд на роль личности в истории. Помимо правителей, военачальников, реформаторов и революционеров, в русской истории много святых, подвижников веры, поэтому называют наше Отечество «Святой Русью». Святые могут влиять на историю народа, собирать людей в народ и выступать как фактор геополитики. Из русской истории яркими примерами для учеников могут быть святой равноапостольный князь Владимир — креститель Руси, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, священномученик Гермоген, патриарх Московский и всея Руси. Об их подвиге и роли в истории Руси, а также о подвигах других святых и праведников, обязательно идет речь на уроках. Именно цивилизационный подход позволяет вводить в изучение истории нравственные законы. Важнейшими категориями цивилизационного подхода являются культура (как школа воспитания цивилизационного самосознания) и традиция (как способ передачи ценностей и смыслов), а также вера, Церковь, земля, власть, симфония властей и Священная война, которые тоже требуют детальной проработки и особого внимания на уроках, что мы и стремимся делать. Главная задача для учителя — подобрать образцовый текст для урока, который не просто бы содержал какую-то информацию и нес в себе определенное знание, а нравственно воспитывал. Учителю необходимо продумать каким образом нравственно-воспитательный потенциал образцового текста донести до учеников, чтобы они смогли «погрузиться» в него и сопереживали тому, что описывается в источнике. При использовании образцовых текстов на уроках применяю различные методы и приемы: метод анализа текста через приемы комментированного чтения, объяснительного чтения, визуализации, персонификации, эвристической беседы и др., «мозговой штурм», дебаты, дискуссии, ролевые игры и др. В прилагаемых разработках уроков показаны некоторые приемы работы с текстами. |
Продукт опыта / проекта | 1) Технологическая карта урока «Внешняя политика и международные связи Руси в IX — XII вв.» для 6 класса.
2) Технологическая карта урока » Два подвига святого благоверного князя Александра Невского (Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси) для 6 класса. 3) Статьи в сборниках из серии «В помощь учителю», которые издает Ассоциация православных гимназий Приволжского федерального округа. |
Затруднения в реализации, риски | Трудности в подборе образцовых текстов, в подсчёте и измерении результатов. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Результаты проявляются не сразу:
1) Они видны в поведении, поступках, в ситуации выбора, перед которыми оказываются обучающиеся, исходя из сформированных нравственных ориентиров. На одном из уроков на этапе рефлексии ученики озвучили мысль, что они гордятся тем, что они русские. 2) На уроках истории у учителя появляется возможность осуществлять воспитание через обучение, не отрывая эти процессы друг от друга, сохранять и передавать традиции и формировать национального самосознания юных граждан нашего Отечества. 3) К внешним результатам можно отнести стабильные баллы по истории за ОГЭ и ЕГЭ в 9-м и 11-м классах, выбор обучающимися классов социально гуманитарного профиля с углубленным изучением истории, призовые места учащихся гимназии на муниципальной и региональном этапах ВсОШ по истории. 4) Две ученицы 10 класса ВПГ (класс социально-гуманитарного профиля) участвовали в этом учебном году в акции «История России в великих святых» проекта «Мир возможностей» (https://vk.com/wall-111433392_3099) и стали победителями. 5) Практически каждый год один-два выпускника поступают на исторические факультеты разных ВУЗов. 6) В прошлом учебном году психологическая служба ВПГ проводила диагностику в 8-х классах. Результаты следующие: ü Диагностика нравственной самооценки (64 опрошенных): высокий уровень — 29%, средний уровень — 49%, ниже среднего — 22%. ü Диагностика этики поведения (64 опрошенных): преобладание этичного поведения — 74%, преобладание неэтичного поведения — 26%. ü Диагностика отношения к жизненным ценностям (64 опрошенных): высокий уровень — 9,5 %, средний уровень — 59%, ниже среднего — 22%, низкий уровень — 9,5%. На мой взгляд, результаты позволяют говорить о развитии нравственного интеллекта обучающихся. |
Публикации
по теме опыта |
1) Балыбердина С. В. Россия — Дом Пресвятой Богородицы//Святые как движущая сила русской истории. Сборник статей/Нижний Новгород: Логос, 2023. — С. 5-18. — ISBN 978-5-6050622-2-6
2) Балыбердина С. В. Князь Владимир и рождение русского народа//Святые как движущая сила русской истории. Сборник статей/Нижний Новгород: Логос, 2023. — С. 19-34. — ISBN 978-5-6050622-2-6 |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требования регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Еремина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование. Общественно-научные предметы. ВОСПИТАНИЕ |