ФИО
Лобастова Марина Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель-логопед
СТАЖ РАБОТЫ
24 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству с. Спас-Талица Оричевского района» (КОГБУ для детей-сирот «ЦПД с. Спас-Талица Оричевского района»). Кировская область, Оричевский район, с. Спас-Талица, ул. Советская, д.2 Телефон (83354) 38-104 E-mail: stalica@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
сопоставления, невербальная имитация, базовые предпосылки, функциональная коммуникация, Онтогенез
Оказывается, помимо лепета и гуления, существуют более глубокие базовые предпосылки, которые находятся на сенсомоторном уровне. Первая доречевая предпосылка — это телесная. Вторая доречевая предпосылка — это сенсорная. Третья доречевая предпосылка — освоение пространствачерез предметы. Что делать, если у ребёнка не сформированы базовые доречевые предпосылки? Начинать с предметной имитации, потому что это важный навык для формирования всех остальных, а именно, функциональной коммуникации и сопоставления идентичных и неидентичных предметов и изображений
Краткий пересказ
Работа посвящена формированию базовых доречевых предпосылок у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор подчеркивает важность телесной и сенсорной предпосылок, которые закладываются на ранних этапах развития ребенка. Телесная предпосылка связана с восприятием сигналов от собственного тела, что влияет на формирование коммуникативных навыков. Сенсорная предпосылка включает предметно-манипулятивную деятельность, которая помогает ребенку освоить пространство через предметы.
Автор описывает методику обучения имитации с предметами, начиная с простых действий с одним предметом и переходя к более сложным заданиям с несколькими предметами. Особое внимание уделяется правильному обучению имитации, чтобы избежать механического запоминания. После освоения имитации с предметами дети переходят к выполнению словесных инструкций, что способствует развитию понимания речи и учебных навыков.
Далее автор рассматривает этап сопоставления, который необходим для лучшего обучения и сотрудничества. Этот этап включает сопоставление предметов с такими же предметами, изображением и объемными объектами. Цель этих упражнений — сформировать у детей представление о предметах и явлениях в окружающей среде.
В заключение подчеркивается необходимость следовать онтогенетическому подходу в развитии речи, который предполагает последовательное формирование навыков в соответствии с естественным развитием ребенка.
Ф.И.О. | Лобастова Марина Васильевна |
Организация | Кировское областное государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству с. Спас-Талица Оричевского района» (КОГБУ для детей-сирот «ЦПД с. Спас-Талица Оричевского района»).
Кировская область, Оричевский район, с. Спас-Талица, ул. Советская, д.2 Телефон (83354) 38-104 E-mail: stalica@yandex.ru |
Должность | Учитель-логопед |
Стаж работы | 24 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Формирование базовых доречевых предпосылок у детей с тяжёлыми нарушениями речи» |
Ключевые слова | Онтогенез, базовые предпосылки, невербальная имитация, функциональная коммуникация, сопоставления. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Оказывается, помимо лепета и гуления, существуют более глубокие базовые предпосылки, которые находятся на сенсомоторном уровне. Первая доречевая предпосылка — это телесная. Вторая доречевая предпосылка — это сенсорная. Третья доречевая предпосылка — освоение пространства через предметы. Что делать, если у ребёнка не сформированы базовые доречевые предпосылки? Начинать с предметной имитации, потому что это важный навык для формирования всех остальных, а именно, функциональной коммуникации и сопоставления идентичных и неидентичных предметов и изображений. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | По результатам логопедического обследования увеличилось количество детей с тяжёлыми нарушениями речи разновозрастного контингента. У таких детей страдает не только экспрессивная сторона речи (говорение), но и импрессивная (понимание). Дети недостаточно понимают предъявленные, даже одноступенчатые инструкции, а также путаются как в показе предметов (картинок), так и в их назывании. Поэтому, актуальным стал вопрос формирования у детей импрессивной стороны речи. |
Актуальность | Формирование базовых доречевых предпосылок у детей с ТНР через предметную деятельность. |
Новизна | Пошаговое построение системы логопедической коррекционно-развивающей работы по формированию импрессивной стороны речи. |
Описание инновационного опыта | Формирование базовых доречевых предпосылок у детей с ТНР включает следующее содержание работ:
1. невербальная имитация; 2. функциональная коммуникация (выполнение словесных инструкций); 3. сопоставление идентичных и неидентичных предметов и изображений. Обучая имитации с предметами, необходимо соблюдать алгоритм действий: 1. начинать с одного предмета; 2. предметов должно быть два: один у взрослого, другой у ребёнка; 3. предметы должны быть одинаковыми; 4. сидеть напротив друг друга; 5. инструкция должна быть короткой; 6. сначала действие выполняет педагог, только потом повторяет ребёнок; 7. выполняются разные действия с одним и тем же предметом. Таким образом, предъявляются действия с 2-3 предметами, и каждый новый предмет сначала отрабатывается отдельно. Функциональная коммуникация предусматривает: 1. выполнение инструкции в определённом контексте, когда озвучивается только действие при демонстрации соответствующего предмета; 2. манипулирование предметами, при этом используется инструкция из 2-х слов для связи действия с конкретным объектом; 3. выполнение инструкций из двух частей, когда в цепочке между частями используется пауза; 4. выполнение инструкций из 3-х частей после освоения цепочки из 2-х действий. Таким образом, на данном этапе осваиваются более сложные навыки. Этапы сопоставления сформируют у детей образ и представление о предметах и явлениях в нашей жизни, а также помогут перейти к различению названий и называнию предметов и действий. Достаточно пройти сопоставления идентичных и неидентичных предметов и изображений. Таким образом, чтобы запустить речь, необходимо сформировать базовые доречевые предпосылки согласно онтогенезу в строгой последовательности. |
Продукт опыта / проекта | Логопедические коррекционно-развивающие занятия по формированию импрессивной стороны речи. |
Затруднения в реализации, риски | 1. Разновозрастной контингент детей.
2. Индивидуальный подход в подборе материала. 3. Методическая разработка занятий по возрастам. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | 1. Расширяется игровой репертуар ребёнка, формируются игровые навыки, что в дальнейшем поможет взаимодействовать со сверстниками.
2. Улучшается понимание речи, внимание и память. 3. Развивается самостоятельность и время концентрации. 4. Создаются навыки сотрудничества для дальнейшего обучения и формирования учебного поведения.
|
Публикации
по теме опыта |
Нет |
Экспертное заключение | Опыт работы Лобастовой Марины Васильевны направлен на повышение эффективности логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, через формирование базовых доречевых предпосылок парадигме онтогенетического подхода.
Разработанные педагогом системы упражнений направлены на невербальную имитацию, функциональную коммуникацию (выполнение словесных инструкций) и сопоставление идентичных и неидентичных предметов и изображений. Это позволяет расширить игровой репертуар ребёнка, сформировать игровые навыки, что в дальнейшем поможет взаимодействовать со сверстниками. Данные упражнения соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, носят исследовательский характер, решают различные задачи по улучшению понимания речи, внимания и памяти, развитию самостоятельности и времени концентрации. У детей создаются навыки сотрудничества для дальнейшего обучения и формирования учебного поведения. В методическом плане работы опыт работы, представленный Мариной Васильевной, ценен тем, что дает возможность использовать в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи разновозрастного контингента. Опыт работы педагога актуален, имеет значимую практическую направленность, может использоваться как в индивидуальной, так и во фронтальной логопедической практике. Представленный материал рекомендован для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Смирнова С.А., ст. преподаватель кафедры инклюзивного образования |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |