ФИО

Лобастова Марина Васильевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель-логопед

СТАЖ РАБОТЫ

24 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству с. Спас-Талица Оричевского района» (КОГБУ для детей-сирот «ЦПД с. Спас-Талица Оричевского района»). Кировская область, Оричевский район, с. Спас-Талица, ул. Советская, д.2 Телефон (83354) 38-104 E-mail: stalica@yandex.ru

Оказывается, помимо лепета и гуления, существуют более глубокие базовые предпосылки, которые находятся на сенсомоторном уровне. Первая доречевая предпосылка — это телесная. Вторая доречевая предпосылка — это сенсорная. Третья доречевая предпосылка — освоение пространствачерез предметы. Что делать, если у ребёнка не сформированы базовые доречевые предпосылки? Начинать с предметной имитации, потому что это важный навык для формирования всех остальных,         а именно, функциональной коммуникации и сопоставления идентичных    и неидентичных предметов и изображений

YandexGPTКраткий пересказ

Работа посвящена формированию базовых доречевых предпосылок у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор подчеркивает важность телесной и сенсорной предпосылок, которые закладываются на ранних этапах развития ребенка. Телесная предпосылка связана с восприятием сигналов от собственного тела, что влияет на формирование коммуникативных навыков. Сенсорная предпосылка включает предметно-манипулятивную деятельность, которая помогает ребенку освоить пространство через предметы.

Автор описывает методику обучения имитации с предметами, начиная с простых действий с одним предметом и переходя к более сложным заданиям с несколькими предметами. Особое внимание уделяется правильному обучению имитации, чтобы избежать механического запоминания. После освоения имитации с предметами дети переходят к выполнению словесных инструкций, что способствует развитию понимания речи и учебных навыков.

Далее автор рассматривает этап сопоставления, который необходим для лучшего обучения и сотрудничества. Этот этап включает сопоставление предметов с такими же предметами, изображением и объемными объектами. Цель этих упражнений — сформировать у детей представление о предметах и явлениях в окружающей среде.

В заключение подчеркивается необходимость следовать онтогенетическому подходу в развитии речи, который предполагает последовательное формирование навыков в соответствии с естественным развитием ребенка.

Ф.И.О. Лобастова Марина Васильевна
Организация Кировское областное государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству с. Спас-Талица Оричевского района» (КОГБУ для детей-сирот        «ЦПД с. Спас-Талица Оричевского района»).

Кировская область, Оричевский район, с. Спас-Талица, ул. Советская, д.2

Телефон (83354) 38-104

E-mail: stalica@yandex.ru

Должность Учитель-логопед
Стаж работы 24 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Формирование базовых доречевых предпосылок у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Ключевые слова Онтогенез, базовые предпосылки, невербальная имитация, функциональная коммуникация, сопоставления.
Аннотация (не больше 500 знаков) Оказывается, помимо лепета и гуления, существуют более глубокие базовые предпосылки, которые находятся на сенсомоторном уровне. Первая доречевая предпосылка — это телесная. Вторая доречевая предпосылка — это сенсорная. Третья доречевая предпосылка — освоение пространства через предметы. Что делать, если у ребёнка не сформированы базовые доречевые предпосылки? Начинать с предметной имитации, потому что это важный навык для формирования всех остальных,         а именно, функциональной коммуникации и сопоставления идентичных    и неидентичных предметов и изображений.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект По результатам логопедического обследования увеличилось количество детей с тяжёлыми нарушениями речи разновозрастного контингента.     У таких детей страдает не только экспрессивная сторона речи (говорение), но и импрессивная (понимание). Дети недостаточно понимают предъявленные, даже одноступенчатые инструкции, а также путаются как в показе предметов (картинок), так и в их назывании. Поэтому, актуальным стал вопрос формирования у детей импрессивной стороны речи.
Актуальность Формирование базовых доречевых предпосылок у детей с ТНР через предметную деятельность.
Новизна Пошаговое построение системы логопедической коррекционно-развивающей работы по формированию импрессивной стороны речи.
Описание инновационного опыта Формирование базовых доречевых предпосылок у детей с ТНР включает следующее содержание работ:

1. невербальная имитация;

2. функциональная коммуникация (выполнение словесных инструкций);

3. сопоставление идентичных и неидентичных предметов и изображений.

Обучая имитации с предметами, необходимо соблюдать алгоритм действий:

1. начинать с одного предмета;

2. предметов должно быть два: один у взрослого, другой у ребёнка;

3. предметы должны быть одинаковыми;

4. сидеть напротив друг друга;

5. инструкция должна быть короткой;

6. сначала действие выполняет педагог, только потом повторяет ребёнок;

7. выполняются разные действия с одним и тем же предметом.

Таким образом, предъявляются действия с 2-3 предметами, и каждый новый предмет сначала отрабатывается отдельно.

Функциональная коммуникация предусматривает:

1. выполнение инструкции в определённом контексте, когда озвучивается только действие при демонстрации соответствующего предмета;

2. манипулирование предметами, при этом используется инструкция из 2-х слов для связи действия с конкретным объектом;

3. выполнение инструкций из двух частей, когда в цепочке между частями используется пауза;

4. выполнение инструкций из 3-х частей после освоения цепочки из 2-х действий.

Таким образом, на данном этапе осваиваются более сложные навыки.

Этапы сопоставления сформируют у детей образ и представление         о предметах и явлениях в нашей жизни, а также помогут перейти          к различению названий и называнию предметов и действий. Достаточно пройти сопоставления идентичных и неидентичных предметов            и изображений.

Таким образом, чтобы запустить речь, необходимо сформировать базовые доречевые предпосылки согласно онтогенезу в строгой последовательности.

Продукт опыта / проекта Логопедические коррекционно-развивающие занятия по формированию импрессивной стороны речи.
Затруднения в реализации, риски 1. Разновозрастной контингент детей.

2. Индивидуальный подход в подборе материала.

3. Методическая разработка занятий по возрастам.

Результат использования опыта/проекта в практике работы 1. Расширяется игровой репертуар ребёнка, формируются игровые навыки, что в дальнейшем поможет взаимодействовать со сверстниками.

2. Улучшается понимание речи, внимание и память.

3. Развивается самостоятельность и время концентрации.

4. Создаются навыки сотрудничества для дальнейшего обучения          и формирования учебного поведения.

 

Публикации

по теме опыта

Нет
Экспертное заключение Опыт работы Лобастовой Марины Васильевны направлен на повышение эффективности логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, через формирование базовых доречевых предпосылок парадигме онтогенетического подхода.

Разработанные педагогом системы упражнений направлены на невербальную имитацию, функциональную коммуникацию (выполнение словесных инструкций) и сопоставление идентичных и неидентичных предметов и изображений. Это позволяет расширить игровой репертуар ребёнка, сформировать игровые навыки, что в дальнейшем поможет взаимодействовать со сверстниками. Данные упражнения соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, носят исследовательский характер, решают различные задачи по улучшению понимания речи, внимания и памяти, развитию самостоятельности и времени концентрации. У детей создаются навыки сотрудничества для дальнейшего обучения и формирования учебного поведения.

В методическом плане работы опыт работы, представленный Мариной Васильевной, ценен тем, что дает возможность использовать в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи разновозрастного контингента.

Опыт работы педагога актуален, имеет значимую практическую направленность, может использоваться как в индивидуальной, так и во фронтальной логопедической практике.

Представленный материал рекомендован для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта.

Ф.И.О. эксперта Смирнова С.А., ст. преподаватель кафедры инклюзивного образования
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование

Опыт работы
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл