ФИО

Овсянникова Наталия Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель класса для детей с ТМНР

СТАЖ РАБОТЫ

15 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Кирово -Чепецка» (КОГОБУ ШОВЗ г. Кирово- Чепецка), 613040, Кировская область, город Кирово-Чепецк, пр-кт Мира, д. 37 Телефон: 8 (83361) 4-37-28 Электронная почта: korr_chepetsk91@mail.ru

В статье представлено обоснование целесообразности использования дидактических игр на липучках в обучении школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Игры на липучках — уникальные тренажеры, которые способствуют развитию школьников с особенностями развития, формируют познавательный интерес, самостоятельность, расширяют представления об окружающем мире.

Содержание статьи сопровождается презентацией и шаблонами игр. Представлен опыт работы в виде статьи, сопровождаемой презентацией. Добавлено приложение с шаблонами игр

YandexGPTКраткий пересказ

• Развитие познавательных интересов у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является основной целью работы педагогов и специалистов.
• Сенсорная сфера не сформирована, память характеризуется малым объемом, мыслительные операции на элементарном уровне.
• Использование игровых технологий во взаимодействии педагога и ребенка создает много возможностей для развития познавательной деятельности школьников с ТМНР.
• Игры на липучках являются инновационным средством, повышающим познавательную активность и облегчающим усвоение информации у обучающихся с ТМНР.
• Данная практика является эффективным методом для накопления и разнообразия полученных знаний и навыков.
• Дидактические игры на липучках сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасного выхода эмоций и реализации творческого потенциала ребенка.
• Методическая разработка игр на липучках может внести новый глубокий опыт в педагогическую работу и скорректировать методическую работу по данной теме.

Ф.И.О. Овсянникова Наталия Викторовна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Кирово -Чепецка»

(КОГОБУ ШОВЗ г. Кирово- Чепецка),

613040, Кировская область, город Кирово-Чепецк, пр-кт Мира, д. 37

Телефон: 8 (83361) 4-37-28

Электронная почта: korr_chepetsk91@mail.ru

Должность Учитель класса для детей с ТМНР
Стаж работы 15 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Дидактические игры на липучках — одно из средств формирования познавательной деятельности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

 

 

Ключевые слова Обучающиеся с ТМНР, коррекционно-развивающие педагогические технологии, нетрадиционные формы работы, зона ближайшего развития, игры направленны на понимание обращённой речи и развитие речевой активности
Аннотация (не больше 500 знаков) В статье представлено обоснование целесообразности использования дидактических игр на липучках в обучении школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Игры на липучках — уникальные тренажеры, которые способствуют развитию школьников с особенностями развития, формируют познавательный интерес, самостоятельность, расширяют представления об окружающем мире.

Содержание статьи сопровождается презентацией и шаблонами игр.

Представлен опыт работы в виде статьи, сопровождаемой презентацией. Добавлено приложение с шаблонами игр

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В связи с выраженными нарушениями или искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти, у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента программ школьного образования. Отсутствие учебно-методического комплекта для обучения детей с ТМНР побуждает нас, педагогов, к поиску путей решения данной проблемы.

Активизировать, усилить, оживить мыслительную деятельность обучающихся помогают дидактические игры.

Актуальность  Игра для детей с ТМНР является ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывает развивающее воздействие на складывание психологического облика «особого» ребенка. Заинтересовать и привлечь внимание детей удаётся только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. Вот тут на помощь приходят различные игры, которые при создании благоприятных условий достаточно активно включают большинство детей в образовательный процесс.
Новизна  Новизной представленного опыта является использование липучек, которые позволяют детям надёжно прикрепить картинку к основе, развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.

Данные пособия можно использовать на уроках и коррекционно-развивающих занятиях ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Игры могут использовать в работе логопеды и воспитателя в ДОУ, учителя начальных классов для обучающихся с ОВЗ, тьюторы, дефектологи, учителя индивидуального обучения и педагоги, работающие с детьми с РАС.

Описание инновационного опыта  Из своего опыта работы могу сделать вывод о том, что игра для детей с ТМНР является ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывает развивающее воздействие на складывание психологического облика «особого» ребенка.

Одним из методических приёмов, который позволяет работать над развитием познавательной деятельности у обучающихся с ТМНР, является использование дидактических пособий «Игры на липучках».

Задачи:

1. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.

2. Развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.

3. Способствовать пониманию обращённой речи, расширению и обогащение словаря.

4. Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.

5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику.

6. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

7.Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду.

Эти пособия привлекают внимание детей своим разнообразием, красочностью, оригинальностью исполнения, тем самым заинтересовывают и вовлекают ребенка в процесс изучения нового материала.

Данные пособия легко изготовить своими руками при помощи оргтехники.

 

Алгоритм изготовления:

1.Вам понадобится шаблон. Шаблоны игр можно сделать самостоятельно, или приобрести готовые у авторов. В сети Интернет можно найти множество бесплатных макетов. (Приложение. Игры)

2. Игры распечатываются на плотной бумаге.

3. После распечатывания все детали вырезаются.

4. После того, как вы вырезали все детали, их необходимо ламинировать. Помним, что чем выше плотность плёнки для ламинирования, тем более прочными будут детали. При использовании тонкой плёнки детали будут менее надежными, но свою функцию выполнять будут.

5. Все детали, которые мы ламинировали, нужно вырезать ещё раз.

6. Теперь, когда все детали практически готовы, осталось приклеить липучки.

 

Пособие «Альбом для формирования первых фраз». (часть 1, 2)

Данное пособие помогает сформировать у детей первые функциональные фразы, которые необходимы ребенку в жизни. Они вызовут речевую мотивацию даже у неговорящего ученика. Весь лексический материал состоит из легко произносимых слов.

Рабочая тетрадь «Подбери предлог»

Работаем над закреплением понимания предлогов. Если ученик не читает, то опираемся на сюжетную картинку.

Рабочий альбом «Обобщающие понятия»

Закрепляем обобщающие понятия и навык осознанного чтения

Рабочая тетрадь «Учимся обобщать»

Рабочая тетрадь, которая позволяет детям лучше усваивать обобщающие понятия. Можно использовать в диагностических целях.

Цветной альбом. Учим цвета.

Сортируем. Согласуем прилагательные с существительными.

Рабочая тетрадь «Обведи НЕ»

Работаем над пониманием частицы «НЕ» + решаем много дополнительных задач (развитие внимания, переключения внимания, закрепление понимания слов из различных лексических тем, формирование графомоторных навыков).

Работа с логическими цепочками

Работа с цепочками — очень важный этап коррекционной работы. Хорошо, когда последовательности разные. Например,

1. от самого лёгкого к самому тяжёлому;

2. от самого тусклого к самому яркому;

3. от самого маленького к самому большому;

4. от самого медленного к самому быстрому;

5. от самого молодого к пожилому;

6. эмоции (от самого грустного к самому весёлому).

Пособие «Прочитай и подбери» (закончи предложение) — работаем над пониманием прочитанного текста.

Такие игры как «НАРЕЧИЯ», задание по лексической теме «Посуда», «Подбери мордочки», «Подбери половинки», «Подбери заплатки» «Наши помощники внутренние органы», «Кто, что ест?» «Части тела» «Продолжи цепочку» и другие…

 

Все эти игры способствуют развитию концентрации внимания, умению логически мыслить, анализировать; совершенствованию визуального, в том числе цветового, восприятия и зрительной памяти; развитию моторики пальцев рук; развивают речь.

Продукт опыта / проекта Собрана большая коллекция игр на липучках (Приложение 2).

Игры используются в урочное и внеурочное время. Игры разной тематики подобраны по всем предметным областям ФАООП.

Затруднения в реализации, риски   При реализации данного опыта работы можно предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:

— неготовность и незаинтересованность педагогов в использовании данных пособий.

— отсутствие технических средств для изготовления данных игр;

— материальные затраты.

Методы устранения рисков:

— повышение мотивации и заинтересованности педагогов за счет изучения опыта работы других педагогов, проведение мастер-классов;

— привлечение к изготовлению пособий родителей

— взаимообмен играми между педагогами.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

1.      Положительная мотивация – дети ждут уроков с использованием игр на липучках. Самое главное – детям игры на липучках нравятся: ребята могут долго и с увлечением прикреплять и снова откреплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность.

2.      Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.

3.      Игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить, рассуждать, проводить элементарный анализ,

4.      Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

5.      Незаметно для ученика происходит развитие моторики, сенсорных

процессов, речи, звуковой культуры, фонетики, математических представлений и уточнение представлений об окружающем мире, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.

Публикации

по теме опыта

нет
Экспертное заключение Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта
Ф.И.О. эксперта Обсекова Е.О., методист кафедры инклюзивного образования.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование

Опыт работы Овсянникова Н.В..
Скачать файл
Приложение 1
Скачать файл
Приложение 2
Скачать файл
Приложение 3
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл