ФИО

Осокина Людмила Валерьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

27 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №33» города Кирова МБОУ ООШ №33 г.Кирова г.Киров, ул.П.Корчагина, д. 66, 610030 88332-40-08-33 sch33@kirovedu.ru

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом духовно-нравственное направление в 5-8 классах возможно реализовать на занятиях внеурочной деятельности с помощью рабочей программы «Волшебный мир кино». Программа рассчитана на 34 часа в год (1 занятие в неделю). Программа содержит рекомендации по отбору материала, тематическое планирование занятий, которое разработано с учетом произведений, изучаемых школьниками на уроках литературы, связанных тематически с литературными и социальными источниками, учитывает возрастные и психологические особенности подростков.

YandexGPTКраткий пересказ

• Внеурочная деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
• Цель внеурочной деятельности — гармоничное развитие личности и творческих способностей учащихся.
• Кино является одним из важнейших средств массовой информации и искусства, влияющим на формирование мировоззрения поколений.
• Кино воспитывает определенные взгляды на жизнь, принципы, симпатии и антипатии у молодежи.
• Необходимо знакомить учащихся с лучшими образцами советской кинематографии для формирования позитивного зрительского опыта и вкуса.
• Внеурочная деятельность «Волшебный мир кино» обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе и активизирует словарь.
• Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный мир кино» направлена на формирование нравственно-эстетических чувств, творческого потенциала и социальной активности учащихся.

Ф.И.О. Осокина Людмила Валерьевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №33» города Кирова

МБОУ ООШ №33 г.Кирова

г.Киров, ул.П.Корчагина, д. 66, 610030

88332-40-08-33 sch33@kirovedu.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 27 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир кино» как средство достижения целей духовно-нравственного воспитания учащихся.

 

Ключевые слова Внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, рабочая программа, кино
Аннотация (не более 500 знаков) Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом духовно-нравственное направление в 5-8 классах возможно реализовать на занятиях внеурочной деятельности с помощью рабочей программы «Волшебный мир кино». Программа рассчитана на 34 часа в год (1 занятие в неделю).

Программа содержит рекомендации по отбору материала, тематическое планирование занятий, которое разработано с учетом произведений, изучаемых школьниками на уроках литературы, связанных тематически с литературными и социальными источниками, учитывает возрастные и психологические особенности подростков.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В рамках реализации целей и задач ФГОС внеурочная деятельность учащихся стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Кино является одним из сильнейших средств воздействия на личность подростка.

В связи с этим была разработана программа внеурочной деятельности, имеющая целью формирование лчностных качеств подростков путем их знакомства с лучшими образцами советской кинематографии.

Актуальность Современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. Поэтому необходимо знакомить ребят с лучшими образцами советской кинематографии.

Особый интерес у школьников могут вызвать фильмы про сверстников, которые позволят сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, развить качества толерантной личности, способствовать развитию воображения, фантазии и внимания. А последующее обсуждение и рецензирование окажет благоприятное воздействие на общую коммуникативную культуру.

Новизна 1. Фильмы, включенные в программу занятий, отобраны с учетом произведений, изучаемых школьниками на уроках литературы, связанных тематически с литературными и социальными источниками.

2. В программе учтены рекомендации Министерства культуры (см.: Список 100 отечественных фильмов, рекомендованных Министерством культуры для просмотра школьниками).

Описание инновационного опыта  В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Кино воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т. е. способствует формированию внутренних образцов, регуляторов поведения, которые в будущем сравнительно устойчивым образом будут влиять на его поведение. Причем, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями, затрагивающими глубинные структуры личности.

Современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. Поэтому необходимо знакомить ребят с лучшими образцами советской кинематографии. Особый интерес у школьников могут вызвать фильмы про сверстников, которые позволят сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, развить качества толерантной личности, способствовать развитию воображения, фантазии и внимания. А последующее обсуждение и рецензирование окажет благоприятное воздействие на общую коммуникативную культуру. В связи с этим мною была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир кино» (5-8 классы). Программа рассчитана на 34 часа в год (1 занятие в неделю).

  Деятельность учащихся в ходе занятий «Волшебный мир кино» обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.

Актуальность данного курса для подростков обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана сформировать нравственно-эстетические чувства, обогатить словарный запас, расширить творческий потенциал ребенка, так как именно в этом возрасте формируется творческая личность, закрепляются нравственные нормы, формируется духовность.

Специфика цикла занятий:

Цикл занятий предназначен для учащихся средней школы. Занятия проходят во внеурочное время. В работе должна осуществляться:

  • Опора на деятельностный подход в образовательном процессе, преобладание практических занятий.
  • Работа с первоисточниками («текстами культуры»), а не с их опосредованным описанием.
  • Система развивающих, творческих заданий, ориентированных на использование личного опыта ученика.

По окончании цикла занятий учащиеся умеют:

  • Выражать в различных формах (диалог, диспут, анализ, сообщение) собственное отношение к кинофильму.
  • Находить нужную информацию о произведении, пользуясь различными источниками (литература, электронные ресурсы)
  • Имеют понятие о зрительской культуре

Результат освоения курса внеурочной деятельности

Планируемый результат — повышение уровня сформированности нравственных качеств и развитие социального опыта подростков.

Первый уровень результатов – учащиеся приобретают социальные знания (об общественных нравственных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к нравственным ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Занятия киноклуба как форма внеурочной деятельности класса способствуют взаимодействию обучающихся класса между собой, создают дружественную социальную среду, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.

Для успешного прохождения курса необходимо выполнение дидактических принципов обучения:

  • Принцип проблемности
  • Принцип наглядности
  • Принцип активности и сознательности
  • Принцип доступности

 

Методы, формы, средства и виды деятельности, последовательность их применения и обоснование выбора:

Методы – использование эвристического метода как важного инструмента работы с произведением искусства и развития когнитивной, эмоциональной и творческой сферы личности позволит создать ситуацию межличностного взаимодействия и осуществления самооценки учащихся.

Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, лекции, беседы, дискуссии, информационно-коммуникационные формы занятий.

Средства – компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет.

Особенности содержания этапов модуля:

 1. Установочная вводная беседа руководителя.

До просмотра создается у учащихся эстетический и психологический настрой на восприятие картины, пробуждается интерес к фильму, формируется исторически-культурный контекст восприятия. Создается установку на восприятие и обеспечивается ориентирование на внимательный просмотр и на постижение замысла. Создается соответствующий эмоциональный настрой и предрасположенность к восприятию фильма. При необходимости дается краткая фильмографическая справка (название, страна, режиссер, актеры и другое), указывается место фильма в кинопроцессе современности и прошлого (участие в кинофестивалях, премии, резонанс в печати, мнения критиков), показывается связь художественного или мультипликационного фильма с произведением литературы. Это способствует формированию отношения к кино как к искусству и позволяет лучше ориентироваться в кинопроцессе.

Обращенное к детям развернутое личное высказывание педагога о предлагаемом для просмотра фильме должно быть проникнуто неподдельными личными эмоциями и переживаниями. Установочная вводная беседа, как и вся деятельность учителя в рамках курса, предполагает реализацию нравственных ценностей самого педагога, диалог, при котором содержанием взаимодействия «педагог — обучающийся» является обменом ценностями. Монолог учителя при установочной беседе нацелен на получение обратной связи (в виде вопросов, ответов, реплик) и обязательно включает в себя постановку проблемы, задач, «целевую установку» на просмотр фильма. Ученики также высказывают свои ожидания и предположения.

 2. Совместный просмотр фильма.

Совместный просмотр фильма может сопровождаться комментариями педагога. Учитель может пояснять непонятные для подростков моменты, отвечать на возникающие по ходу просмотра вопросы. Целесообразно просматривать фильм не сразу целиком, а с паузами в определенных местах для обсуждения волнующих школьников вопросов.

Работа с фильмом, целесообразно делать «стоп-кадры» на ключевых, переломных, спорных сценах и обсуждать с детьми произошедшее в сцене, причины и последствия поступков героев фильма, делать предположения о вариантах дальнейшего развития событий. Такой прием позволяет акцентировать внимание на важнейших эпизодах фильма, организовать полноценный анализ увиденного.

 3. Обсуждение фильма.

Задача посткоммуникативной фазы просмотра – помочь учащимся в осмыслении идеи фильма, авторского замысла, проблематики картины, в формировании собственного отношения к этой проблематике путем организации обсуждения. Грамотно организованная и проведенная после просмотра дискуссия может сыграть не меньшую роль, чем воздействие самой картины. Обсуждение фильма в группе позволяет каждому четче сформулировать свою точку зрения, обогатить свои впечатления и понимание смысла произведения мнениями других участников просмотра и, в конечном счете, глубже понять фильм и литературный источник фильма. Кроме того, групповое обсуждение помогает воспитывать культуру мышления и речи, культуру ведения диалога.

Также по окончании просмотра подростки могут получить «домашнее задание»: обсудить фильм с родителями, ответить на предложенные вопросы. Возможны ответы с двух точек зрения: «как ответили мои родители» и «как считаю я сам». Свои размышления о проблеме, затронутой в фильме, можно изложить в форме эссе, подобрать пословицы, поговорки, мудрые мысли, связанные с социальной (нравственной) ситуацией, представленной в фильме.

Требования к отбору художественного материала

 Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе. При отборе художественного материала применяются такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций.

Фильм, предлагаемый для просмотра, должен отвечать определенным требованиям:

1. Тематика фильма должна быть интересна учащимся, затрагивать актуальную для подростков тему, быть созвучна заявленному содержанию занятия. Желательно, чтобы тематика фильма работала на основную цель — способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен, отражал жизнь людей.

2. Перед проведением занятия учителю необходимо несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для учащихся разного возраста, учесть индивидуальные особенности подростков, различия в уровне развития, так как любого человека волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны его внутреннему запросу.

3. Важно учитывать продолжительность просмотра и время, оставленное для обсуждения. Следует отбирать фильмы, позволяющие многократно возвращаться к обсуждению и просмотру, никого не оставляя равнодушным.

4. Исключить из просмотра фильмы, содержащие сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, употребление ПАВ, ненормативная лексика). Если все-таки фильм показывается, то любые подобные сцены требуют исключения или серьезного обсуждения с учащимися.

5. При отборе фильмов учитывать рекомендации Министерства культуры (см.: Список 100 отечественных фильмов, рекомендованных Министерством культуры для просмотра школьниками), а также связь с литературным источником. Для просмотра можно отбирать фильмы, созвучные с произведениями и темами, изучаемыми на уроках литературы, а также фильмы, посвященные детям, проблемам подростков, теме Великой Отечественной войны.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир кино» (духовно-нравственное направление) 5-8 классы содержит цели и задачи курса, личностные, предметные и метапредметные результаты деятельности учащихся, а также тематическое планирование занятий (34 часа в год), которое разработано с учетом произведений, изучаемых школьниками на уроках литературы, связанных тематически с литературными и социальными источниками, учитывает возрастные и психологические особенности подростков.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

  • развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
  • формирование чувства гражданского долга, любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни;
  • воспитание зрительской культуры;
  • осознание ценности творческого открытия учащимися;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.
Продукт опыта / проекта Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир кино» (духовно-нравственное направление) 5-8 классы.
Затруднения в реализации, риски 1. Отсутствие устойчивой интернет связи в образовательном учреждении.

2. Сложности с поиском некоторых фильмов советского кинематографа в хорошем качестве.

3. Некоторые риски, которые могут затруднять обсуждение фильма с учащимися:

·       Забывание событий. Если смотреть фильм целиком, а затем обсуждать его, есть риск, что какие-то события забудутся, а какие-то останутся незамеченными.

·       Большое количество впечатлений и эмоций. Часто после просмотра фильма у учащихся так много эмоций, что провести полноценный анализ увиденного затруднительно.

·       Неактуальность фильма. Возможно, фильм не интересен аудитории, и участники не включаются в обсуждение.

·       Наличие сцен, не предназначенных для показа. Например, жестокости, насилия, употребления наркотиков, ненормативной лексики. Показ такого фильма может вызвать серьёзные проблемы как для учащихся, так и для ведущих.

Чтобы снизить риски, можно использовать следующие рекомендации:

·       Учитывать индивидуальные особенности учащихся, различия в уровне развития и возрасте.

·       Проводить обсуждение ключевых эпизодов, а не всего фильма целиком.

·       Использовать методики и практические задания, которые требуют активных действий.

Публикации

по теме опыта

 — Осокина Л.В. Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Волшебный мир кино» 5-8 классы //Всероссийское сетевое издание для педагогов и учащихся образовательных учреждений «Фонд 21 века», — 2018. — https://fond21veka.ru/publication/11/26/22621/ · 3 Кб · 29.11.2018

— Лауреат Всероссийского конкурса Мастер-класс педагога «Воспитание патриота и гражданина России 21 века» за авторский материал «Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Волшебный мир кино» 5-8 классы» (конкурс Всероссийского сетевого издания для педагогов и учащихся образовательных учреждений «Фонд 21 века», диплом С № 22621 29.11.2018), — https://fond21veka.ru/publication/11/26/22621/ · 3 Кб · 29.11.2018

Экспертное заключение Опыт Осокиной Людмилы Валерьевны, учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ №33 г. Кирова, представленный в методической работе «Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир кино» как средство достижения целей духовно-нравственного воспитания учащихся», актуален в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

В работе представлена Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Волшебный мир кино», которая может быть реализована в рамках воспитательной деятельности в 5-8 классах школы. Программа содержит рекомендации по отбору материала, тематическое планирование занятий, которое разработано с учетом произведений, изучаемых школьниками на уроках литературы, связанных тематически с литературными и социальными источниками, учитывает возрастные и психологические особенности подростков.

Данная работа была представлена на методическом объединении учителей русского языка и литературы школы. Представленные материалы получили положительную оценку коллег. Ранее программа была оубликована во Всероссийском сетевом издании для педагогов и учащихся образовательных учреждений «Фонд 21 века» (https://fond21veka.ru/publication/11/26/22621/ · 3 Кб · 29.11.2018); также Осокина Л.В. получила Диплом лауреата Всероссийского конкурса Мастер-класс педагога «Воспитание патриота и гражданина России 21 века» за авторский материал «Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Волшебный мир кино» 5-8 классы» (конкурс Всероссийского сетевого издания для педагогов и учащихся образовательных учреждений «Фонд 21 века», диплом С № 22621 29.11.2018), https://fond21veka.ru/publication/11/26/22621/ · 29.11.2018).

Опыт учителя соответствует требованиям ФГОС, способствует повышению интереса у обучающихся к изучению литературы, развитию информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся, формированию чувства гражданского долга, любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни, содействует получению метапредметных результатов обучения в ходе развития познавательной активности и творческого потенциала школьников. Опыт является актуальным и может быть рекомендован для использования педагогами всех типов школ.

Материалы рекомендуются к размещению в Банк педагогического опыта КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».

18.04.2024 г.

Ф.И.О. эксперта Хуснутдинова Екатерина Владимировна, руководитель МО учителей русского языка и литературы МБОУ ООШ №33 г.Кирова (2023-2024 учебный год).

Окунева С.А., доцент кафедры предметных областей, к.п.н.

Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ

Основное и среднее образование

Рабочая программа
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл