ФИО

Лежнина Ольга Юрьевна, Энукидзе Анна Котеевна

ДОЛЖНОСТЬ

учителя начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

Лежнина О. Ю. – 29 лет, Энукидзе А. К. – 4 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова 610020, Кировская область, город Киров, ул. Труда, д. 67а Телефон: 64-52-46, эл. почта: sch14@kirovedu.ru

Дидактическая игра «Точка, точка, запятая» направлена на повышение уровня освоения учащимися начальной школы тем, посвященных разделу языкознания «Синтаксис и пунктуация» с использованием разнообразных форм и методов освоения и закрепления пунктуационных навыков. Проект будет интересен педагогам, студентам педагогических специальностей, родителям учащихся начальной школы и непосредственно самим ученикам. Игра содержит карты, игровое поле, кубик, фишки, приложение к игре – ответы к заданиям для самопроверки. Учащиеся смогут с пользой провести свой досуг на переменах, закрепляя знания в игровой форме.

YandexGPTКраткий пересказ

• Игра «Точка, точка, запятая» помогает освоить правила синтаксиса и пунктуации для учащихся начальных классов.
• Игра включает игровое поле, 120 карт с заданиями, 20 карт с предложениями по темам «Обращение», «Сложные предложения», «Однородные члены предложения», «Знаки препинания в конце предложения».
• Игра развивает коммуникативные навыки и создает дружелюбную атмосферу в классе.
• Цель игры — добраться до финиша быстрее соперников и получить диплом победителя «Мастер Знаков Препинания».
• Игра подходит для работы в парах, индивидуально и фронтально.
• Пересказана только часть. Для продолжения перейдите в режим подробного пересказа.

Ф.И.О. Лежнина Ольга Юрьевна, Энукидзе Анна Котеевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова

610020, Кировская область, город Киров, ул. Труда, д. 67а

Телефон: 64-52-46, эл. почта: sch14@kirovedu.ru

Должность учителя начальных классов
Стаж работы Лежнина О. Ю. – 29 лет, Энукидзе А. К. – 4 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Повышение уровня освоения учащимися начальной школы правил раздела языкознания «Синтаксис и пунктуация» с использованием разнообразных форм и методов закрепления пунктуационных навыков
Ключевые слова младший школьник, синтаксис и пунктуация, навык постановки знаков препинания, дидактическая игра, обучение русскому языку
Аннотация (не больше 500 знаков) Дидактическая игра «Точка, точка, запятая» направлена на повышение уровня освоения учащимися начальной школы тем, посвященных разделу языкознания «Синтаксис и пунктуация» с использованием разнообразных форм и методов освоения и закрепления пунктуационных навыков.

Проект будет интересен педагогам, студентам педагогических специальностей, родителям учащихся начальной школы и непосредственно самим ученикам. Игра содержит карты, игровое поле, кубик, фишки, приложение к игре – ответы к заданиям для самопроверки. Учащиеся смогут с пользой провести свой досуг на переменах, закрепляя знания в игровой форме.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Противоречие между необходимостью формирования у учащихся начальной школы прочных знаний по разделу «Синтаксис и пунктуация» и отсутствием разнообразных форм и методов освоения и закрепления пунктуационных навыков.
Актуальность Низкий уровень освоения учащимися начальной школы тем, посвященных разделу языкознания «Синтаксис и пунктуация». Одним из эффективных средств развития познавательного интереса к учебному предмету, наряду с другими, используемыми на уроках, можно назвать дидактическую игру. Активное применение игры на уроках русского языка позволяет осуществить творческий подход к оценке знаний учащихся, привлечь к работе весь классный коллектив, сформировать мотивацию к изучению предмета, пробудить мыслительную деятельность учеников, развивать наблюдательность и познавательный интерес.
Новизна Уникальность игры в том, что она разработана на основе интересов учащихся. Направлена на изучение и закрепление знаний по теме: «Синтаксис и пунктуация». Основная особенность дидактической игры в том, что для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Таким образом, создание дидактической игры по русскому языку позволит в непринуждённой форме освоить постановку знаков препинания.
Описание инновационного опыта Перед современной школой ставятся задачи неуклонно повышать качество образования, качество усвоения фундаментальных основ наук. Правильная пунктуация играет решающую роль в улучшении ясности, интонации, смысла и точности письма учащихся. Изучение синтаксиса в начальном звене школы способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.

При изучении тем, связанных с синтаксисом и пунктуацией, у учеников возникают проблемы с освоением материала. Разработанная дидактическая игры «Точка, точка, запятая» будет полезной и востребованной. Игра позволит в непринуждённой форме освоить и запомнить правила раздела «Синтаксис и пунктуация».

Играть можно не только всем классом, но и одному. Предполагаются формы работы с игрой: парная, индивидуальная, фронтальная. Для работы в классе рекомендуем детей разделить на три команды, чтобы участником был каждый ученик. Задача игроков быстро и правильно выполнять задания на карточках. Знатокам русского языка вручается диплом победителя «Мастер знаков препинания».

Разработанные материалы пригодятся учителям, студентам педагогических специальностей на различных этапах урока русского языка. Учащиеся начальной школы смогут с пользой провести свой досуг на переменах, закрепляя знания в игровой форме. Так же игра пригодится родителям обучающихся.

Продукт опыта / проекта «Точка, точка, запятая»: дидактическая игра для учащихся начальных классов по освоению правил раздела языкознания «Синтаксис и пунктуация»
Затруднения в реализации, риски Для внедрения дидактической игры «Точка, точка, запятая» в образовательный процесс необходимо: знание детьми правил постановки знаков препинания и строения предложения по русскому языку в начальной школе; умение работать в группе.
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

Результат изменений:

-повышение интереса к уроку русского языка и литературы;

-повышение уровня освоение учащихся начальной школы тем, посвященных правилам раздела «Синтаксис и пунктуация» с использованием разнообразных форм и методов освоения и закрепления пунктуационных навыков;

-развитие умения строить логически связанные предложения друг с другом, делать текст более доступным и читабельным;

-выражать ясно и понятно свои мысли в устной и письменной речи;

-правильно интерпретировать слова и фразы, избегая двусмысленности.

Публикации

по теме опыта

Лежнина О. Ю., Энукидзе А. К., Бакшаева А. И., Коробейникова К. С., Назарова Н. С., Стародумова М. С. «Точка, точка, запятая»: дидактическая игра для учащихся начальных классов по освоению правил разделал языкознания «Синтаксис и пунктуация» // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 8. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2025. – С. 170–175.
Экспертное заключение Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с недостаточностью современных дидактических материалов для изучения учащимися начальных классов русского языка в игровых формах и разработке нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта
Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Рубрика (выбрать одну) Начальное общее образование
Продукт проекта
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл