ФИО
Криницына Екатерина Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель информатики
СТАЖ РАБОТЫ
19 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей № 21» города Кирова, МОАУ «Лицей № 21». 610021, г. Киров, ул. Воровского, д. 133 А, (8332) 52-15-41, liceum21@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
сайт курса проектной деятельности, использование виртуальных инструментов, курс проектной деятельности, Проектная деятельность
Курс проектной деятельности с использованием виртуальных инструментов ориентирован на учащихся 8–9 классов общеобразовательной школы. Организационная структура предполагает проведение его из расчёта 1 час в неделю, 34 часа за один учебный год. Он может быть включен в образовательный процесс любой общеобразовательной организации, реализующей программы основного общего образования, как компонент учебного плана, формируемый участниками образовательных отношений, как курс внеурочной деятельности школьников, может быть организован очно и/или дистанционно с использованием сайта.
Курс ориентирован на «наглядное» изучение материала с использованием виртуальных инструментов, доступ к которым организован посредством сайта, наполненного уникальными дидактическими материалами, разработанными для данной категории учащихся. Каждое занятие сопровождается творческим практическим заданием с использованием подходящего виртуального инструмента (интеллект-карты, диаграммы Ганта, виртуальной доски, интерактивных опросников/викторин и т. п.), самостоятельное выполнение которого является шагом к созданию проекта.
Краткий пересказ
• Информационно-коммуникационная компетентность является востребованной для современного человека.
• Школа внедряет новые формы работы и роли ученика и учителя.
• В общеобразовательных учреждениях выделены направления для проектно-исследовательской работы.
• Курс направлен на развитие ИКТ-компетентности и формирование других компетенций через создание итогового продукта.
• Работа над индивидуальными проектами развивает самостоятельность и состоятельность учеников.
• Сайт проектной деятельности помогает педагогам в обучении учащихся и предоставляет доступ к материалам в любое время.
• Эффективность применения сайта доказана в рамках проекта по наставничеству в МОАУ «Лицей № 21» города Кирова.
Ф.И.О. | Криницына Екатерина Александровна |
Организация | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей № 21» города Кирова, МОАУ «Лицей № 21».
610021, г. Киров, ул. Воровского, д. 133 А, (8332) 52-15-41, liceum21@kirovedu.ru. |
Должность | Учитель информатики |
Стаж работы | 19 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Использование виртуальных инструментов для организации преподавания курса проектной деятельности |
Ключевые слова | Проектная деятельность, курс проектной деятельности, использование виртуальных инструментов, сайт курса проектной деятельности |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Курс проектной деятельности с использованием виртуальных инструментов ориентирован на учащихся 8–9 классов общеобразовательной школы. Организационная структура предполагает проведение его из расчёта 1 час в неделю, 34 часа за один учебный год. Он может быть включен в образовательный процесс любой общеобразовательной организации, реализующей программы основного общего образования, как компонент учебного плана, формируемый участниками образовательных отношений, как курс внеурочной деятельности школьников, может быть организован очно и/или дистанционно с использованием сайта.
Курс ориентирован на «наглядное» изучение материала с использованием виртуальных инструментов, доступ к которым организован посредством сайта, наполненного уникальными дидактическими материалами, разработанными для данной категории учащихся. Каждое занятие сопровождается творческим практическим заданием с использованием подходящего виртуального инструмента (интеллект-карты, диаграммы Ганта, виртуальной доски, интерактивных опросников/викторин и т. п.), самостоятельное выполнение которого является шагом к созданию проекта. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Отсутствие новых форм работы, предусматривающих новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации, и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий, а также предполагает использовать инновационные методы обучения. |
Актуальность | Сегодня важным аспектом школьного образования становится формирование и развитие проектного мышления и ИКТ-компетентности учащихся у всех, кто приступит к профессиональной деятельности в обозримом будущем. Проектное мышление – универсальный метод с системным подходом. Он позволяет структурировать процессы, выделять ключевые этапы, устанавливать реальные сроки, ставить цели и управлять ресурсами, в основе которого – умение генерировать новые идеи, а также системное видение решения проблем, что характеризует его как один из видов творческого, метапредметного мышления и ставит во главу угла современного образования. В современном информационном обществе любая область профессиональной деятельности связана с обработкой большого объема информации, требует использования компьютера, средств телекоммуникаций и Интернета, поэтому ИКТ-компетентность так же является важным аспектом образовательного ориентира.
Курс проектной деятельности позволяет помочь педагогам в организации работы по проектной деятельности, дает возможность использовать виртуальные инструменты, что усиливает вовлечённость при формировании и развитии проектного мышления и ИКТ-компетентности учащихся, посредством специально для этого организованного информационного пространства. |
Новизна | Использование виртуальных инструментов для организации преподавания курса проектной деятельности с использованием сайта. |
Описание инновационного опыта | Для организации проектной деятельности в контексте наставничества «учитель – ученик», с целью освоения новых форм работы, побуждения учащихся к созданию проекта с применением информационных технологий на каждом промежуточном этапе его разработки, систематизации информации, а так же формированию банка проектных работ учащихся, разработан курс проектной деятельности с использованием виртуальных инструментов, ориентированный на учащихся 8–9 классов, который может быть организован как в урочной, так и во внеурочной форме очно и/или дистанционно с использованием сайта. Программа курса рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю. Для каждого занятия разработаны дидактические материалы, создана возможность отображения результатов проектной деятельности учащихся в сети Интернет.
Использование сайта проектной деятельности повышает эффективность работы и учащихся и учителя, поскольку все материалы собраны в едином пространстве, привлекательно оформленном с учётом возрастных особенностей участников – учащихся 8–9 классов, доступ к которому возможен в любое время и с любого устройства с целью изучения, информации, участия в мероприятии на каком-либо этапе работы, получения обратной связи. |
Продукт опыта / проекта | Сайт проектной деятельности https://projekt-l21.tilda.ws/ |
Затруднения в реализации, риски | Прекращение работы виртуальных сервисов, на платформе которых базируется курс. Необходимость поиска альтернатив замены. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Ученикам очень нравится сайт проектной деятельности, удобство и доступность информации, формы наглядного её представления в виде видеороликов, чек-листов, интерактивных карт и пр., что повышает заинтересованность, вовлеченность в работу. Применение виртуальных инструментов позволяет организовать в том числе и коллективную работу, что приводит к положительным личностным изменениям в отношении детей друг к другу, прививается культура сетевого взаимодействия, повышается уровень воспитанности и общего развития личности учащихся.
Эффективность применения курса проектной деятельности с использованием виртуальных инструментов доказана большим количеством победителей и призёров различных фестивалей и конкурсов проектных работ учащихся. |
Публикации
по теме опыта |
Криницына Е. А., Мезенцева К. В., Огородов Н. М., Лесихина Д. А., Усова Е. А., Вишнякова Л. А. Проектный тренажёр: программа курса проектно-исследовательской деятельности учащихся 9 классов с включением виртуальных инструментов // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 4: Изд-во МЦИТО, 2021. – С. 70–72. |
Экспертное заключение | Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с недостаточностью дидактических материалов для организации курсов по проектной деятельности обучающихся и разработке нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Рубрика (выбрать одну) | Курсы внеурочной деятельности |