ФИО

Криницына Екатерина Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель информатики

СТАЖ РАБОТЫ

19 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей № 21» города Кирова, МОАУ «Лицей № 21». 610021, г. Киров, ул. Воровского, д. 133 А, (8332) 52-15-41, liceum21@kirovedu.ru

Курс проектной деятельности с использованием виртуальных инструментов ориентирован на учащихся 8–9 классов общеобразовательной школы. Организационная структура предполагает проведение его из расчёта 1 час в неделю, 34 часа за один учебный год. Он может быть включен в образовательный процесс любой общеобразовательной организации, реализующей программы основного общего образования, как компонент учебного плана, формируемый участниками образовательных отношений, как курс внеурочной деятельности школьников, может быть организован очно и/или дистанционно с использованием сайта.

Курс ориентирован на «наглядное» изучение материала с использованием виртуальных инструментов, доступ к которым организован посредством сайта, наполненного уникальными дидактическими материалами, разработанными для данной категории учащихся. Каждое занятие сопровождается творческим практическим заданием с использованием подходящего виртуального инструмента (интеллект-карты, диаграммы Ганта, виртуальной доски, интерактивных опросников/викторин и т. п.), самостоятельное выполнение которого является шагом к созданию проекта.

YandexGPTКраткий пересказ

• Информационно-коммуникационная компетентность является востребованной для современного человека.
• Школа внедряет новые формы работы и роли ученика и учителя.
• В общеобразовательных учреждениях выделены направления для проектно-исследовательской работы.
• Курс направлен на развитие ИКТ-компетентности и формирование других компетенций через создание итогового продукта.
• Работа над индивидуальными проектами развивает самостоятельность и состоятельность учеников.
• Сайт проектной деятельности помогает педагогам в обучении учащихся и предоставляет доступ к материалам в любое время.
• Эффективность применения сайта доказана в рамках проекта по наставничеству в МОАУ «Лицей № 21» города Кирова.

Ф.И.О. Криницына Екатерина Александровна
Организация Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей № 21» города Кирова, МОАУ «Лицей № 21».

610021, г. Киров, ул. Воровского, д. 133 А, (8332) 52-15-41, liceum21@kirovedu.ru.

Должность Учитель информатики
Стаж работы 19 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Использование виртуальных инструментов для организации преподавания курса проектной деятельности
Ключевые слова Проектная деятельность, курс проектной деятельности, использование виртуальных инструментов, сайт курса проектной деятельности
Аннотация (не больше 500 знаков) Курс проектной деятельности с использованием виртуальных инструментов ориентирован на учащихся 8–9 классов общеобразовательной школы. Организационная структура предполагает проведение его из расчёта 1 час в неделю, 34 часа за один учебный год. Он может быть включен в образовательный процесс любой общеобразовательной организации, реализующей программы основного общего образования, как компонент учебного плана, формируемый участниками образовательных отношений, как курс внеурочной деятельности школьников, может быть организован очно и/или дистанционно с использованием сайта.

Курс ориентирован на «наглядное» изучение материала с использованием виртуальных инструментов, доступ к которым организован посредством сайта, наполненного уникальными дидактическими материалами, разработанными для данной категории учащихся.

Каждое занятие сопровождается творческим практическим заданием с использованием подходящего виртуального инструмента (интеллект-карты, диаграммы Ганта, виртуальной доски, интерактивных опросников/викторин и т. п.), самостоятельное выполнение которого является шагом к созданию проекта.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Отсутствие новых форм работы, предусматривающих новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации, и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий, а также предполагает использовать инновационные методы обучения.
Актуальность Сегодня важным аспектом школьного образования становится формирование и развитие проектного мышления и ИКТ-компетентности учащихся у всех, кто приступит к профессиональной деятельности в обозримом будущем. Проектное мышление – универсальный метод с системным подходом. Он позволяет структурировать процессы, выделять ключевые этапы, устанавливать реальные сроки, ставить цели и управлять ресурсами, в основе которого – умение генерировать новые идеи, а также системное видение решения проблем, что характеризует его как один из видов творческого, метапредметного мышления и ставит во главу угла современного образования. В современном информационном обществе любая область профессиональной деятельности связана с обработкой большого объема информации, требует использования компьютера, средств телекоммуникаций и Интернета, поэтому ИКТ-компетентность так же является важным аспектом образовательного ориентира.

Курс проектной деятельности позволяет помочь педагогам в организации работы по проектной деятельности, дает возможность использовать виртуальные инструменты, что усиливает вовлечённость при формировании и развитии проектного мышления и ИКТ-компетентности учащихся, посредством специально для этого организованного информационного пространства.

Новизна Использование виртуальных инструментов для организации преподавания курса проектной деятельности с использованием сайта.
Описание инновационного опыта Для организации проектной деятельности в контексте наставничества «учитель – ученик», с целью освоения новых форм работы, побуждения учащихся к созданию проекта с применением информационных технологий на каждом промежуточном этапе его разработки, систематизации информации, а так же формированию банка проектных работ учащихся, разработан курс проектной деятельности с использованием виртуальных инструментов, ориентированный на учащихся 8–9 классов, который может быть организован как в урочной, так и во внеурочной форме очно и/или дистанционно с использованием сайта. Программа курса рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю. Для каждого занятия разработаны дидактические материалы, создана возможность отображения результатов проектной деятельности учащихся в сети Интернет.

Использование сайта проектной деятельности повышает эффективность работы и учащихся и учителя, поскольку все материалы собраны в едином пространстве, привлекательно оформленном с учётом возрастных особенностей участников – учащихся 8–9 классов, доступ к которому возможен в любое время и с любого устройства с целью изучения, информации, участия в мероприятии на каком-либо этапе работы, получения обратной связи.

Продукт опыта / проекта Сайт проектной деятельности https://projekt-l21.tilda.ws/
Затруднения в реализации, риски Прекращение работы виртуальных сервисов, на платформе которых базируется курс. Необходимость поиска альтернатив замены.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Ученикам очень нравится сайт проектной деятельности, удобство и доступность информации, формы наглядного её представления в виде видеороликов, чек-листов, интерактивных карт и пр., что повышает заинтересованность, вовлеченность в работу. Применение виртуальных инструментов позволяет организовать в том числе и коллективную работу, что приводит к положительным личностным изменениям в отношении детей друг к другу, прививается культура сетевого взаимодействия, повышается уровень воспитанности и общего развития личности учащихся.

Эффективность применения курса проектной деятельности с использованием виртуальных инструментов доказана большим количеством победителей и призёров различных фестивалей и конкурсов проектных работ учащихся.

Публикации

по теме опыта

Криницына Е. А., Мезенцева К. В., Огородов Н. М., Лесихина Д. А., Усова Е. А., Вишнякова Л. А. Проектный тренажёр: программа курса проектно-исследовательской деятельности учащихся 9 классов с включением виртуальных инструментов // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 4: Изд-во МЦИТО, 2021. – С. 70–72.
Экспертное заключение Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с недостаточностью дидактических материалов для организации курсов по проектной деятельности обучающихся и разработке нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта
Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Рубрика (выбрать одну) Курсы внеурочной деятельности
Использование виртуальных инструментов для организации преподавания курса проектной деятельности
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл