ФИО
Варанкина Екатерина Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель истории и обществознания
СТАЖ РАБОТЫ
20 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Илюши Афанасьевского муниципального округа Кировской области 8(83331)2-14-37 , ilushi-shkola2@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Краткий пересказ
• Гражданско-патриотическое воспитание детей через киноуроки является актуальным направлением воспитательной работы в школе.
• Киноуроки — уникальный проект, сочетающий элементы воспитания и образования, способствующий развитию личности и формированию гражданской позиции.
• Фильм «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова является примером киноурока, посвященного блокаде Ленинграда и воспитанию патриотизма.
• Цель киноурока — формирование у учащихся представлений о долге, героизме, самоотверженности, патриотизме и духовности.
• Задачи киноурока включают формирование гражданской позиции, патриотизма, уважения к героическим поступкам и осознание ценности человеческой жизни.
• Методы киноурока включают словесный, частично-поисковый и проблемно-диалоговый подходы.
• Результаты киноурока включают развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся, а также формирование мировоззрения и укрепление патриотических чувств.
• Пересказана только часть. Для продолжения перейдите в режим подробного пересказа.
Ф.И.О. | Варанкина Екатерина Николаевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Илюши Афанасьевского муниципального округа Кировской области 8(83331)2-14-37 , ilushi-shkola2@mail.ru |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Стаж работы | 20 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Гражданско-патриотическое воспитание детей через киноуроки в современной школе» (на материале фильма «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова) |
Ключевые слова | Киноурок, патриотизм, подвиг, самоотверженность, любовь |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Актуальность поднятой проблемы очевидна. Подрастающее поколение не проявляет интереса к историческому процессу, наблюдается негативизм, неуважительное отношение к взрослым, жестокость, немотивированная агрессия, равнодушие, рост преступности, распространение наркомании и алкоголизма, низкая культура, система ложных ценностей, потребительство, свобода без ответственности. Всё это заставляет нас подойти к серьёзному рассмотрению вопросов духовно-нравственной и гражданско-патриотической консолидации российского общества. Ядром культуры личности является её духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины. Через киноуроки это всё можно воспитать. Киноурок – это мощный воспитательный инструмент, обладающий огромным потенциалом. Можно много и долго говорить о таких ценностях как любовь, патриотизм, честь, мужество, но, если это не будет подкреплено примерами из жизни, истории, это останется пустым звуком.
Не секрет, что современные дети в своем большинстве не любят читать, но они с удовольствием смотрят фильмы. Экран – главный помощник в визуальном восприятии информации, распространенном среди современных детей.
|
Актуальность | Гражданско-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы, а тема исторической памяти – одна из важнейших тем в современном обществе. Киноуроки – это благодатная почва для воспитания и социализации подрастающего поколения. Киноуроки – уникальный проект, который совмещает элементы воспитания и образования, даёт школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики через работу с фильмами. Ребят такие фильмы побуждают к поисковой и исследовательской деятельности, социальным практикам. Именно поэтому кинообразование и воспитание при помощи киноискусства продолжают быть актуальными для сегодняшней школы. |
Новизна | Киноурок — это инновационная система воспитания, направленная на воспитание будущего поколения: высоконравственного, гуманного, с активной жизненной позицией, горячо любящих свою Родину! Искусство пришло на службу воспитанию! Сегодня воспитание детей – это стратегический общенациональный приоритет! За время работы над проектом мной создана собственная подборка признанных фильмов по классическим произведениям, по историческим событиям и обладающих высоким ценностным содержанием. Разработаны методические материалы к фильмам, задания для детей. |
Описание инновационного опыта | Проект «Киноуроки в школах России» предлагает короткие фильмы и учебные материалы. Это помогает учителям готовиться к занятиям. На сайте собраны фильмы по классике, истории и другим важным темам. Эти фильмы помогают ученикам готовиться к экзаменам и олимпиадам по русскому, литературе, истории и обществознанию. В них часто обсуждаются сложные темы: философия, мораль, политика, экономика и другие.
Фильмы особенно полезны для подготовки к экзаменам, когда нужно приводить аргументы. Уроки с фильмами можно проводить на разных занятиях: литература, история, внеклассные мероприятия, уроки мужества, памятные дни. Они помогают лучше узнать историю, развить патриотизм и уважение к ветеранам. Киноуроки можно проводить в рамках тематических недель, на уроках литературы, истории, внеурочных занятиях, мероприятиях гражданско-патриотического и духовно-нравственного характера, Уроках мужества и в памятные даты. Данный урок способствует решению личностно – значимой проблемы: что значит быть патриотом и гражданином, и в чём состоит долг человека перед Родиной? У детей появляется интерес к чтению произведений и просмотру кинофильмов патриотического характера! Работа над фильмом идёт в три этапа: 1) Просмотр фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. 2) Обсуждение фильма, выстроенное педагогом в соответствии с методическими рекомендациями к киноуроку, раскрывающими авторский замысел содержания, его значения и вариантов проявления в жизни. 3) Проведение социальной практики – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего закрепить и проявить рассматриваемое качество личности на практике. Реализацию проекта начала в 2022 году на занятиях внеурочной деятельности и уроках в 8 классе. Предварительно изучала в 2022 году технологию проекта, посещая вебинары и лекции, изучая нормативные документы и проводя пробные уроки и социальные практики. Затем я, как педагог, зарегистрировалась на сайте киноуроки.рф. Далее в соответствии с предложенной Технологической картой по реализации Всероссийского проекта скачала фильмы и методические пособия к ним https://kinouroki.ru/lessons, ознакомилась с методическими материалами проекта. После просмотра каждого из фильма вместе с обучающимися проводились обсуждения фильмов и выполнялись различные социальные практики |
Продукт опыта / проекта | Методическая разработка к уроку, подборка тематических заданий |
Затруднения в реализации, риски | Киноуроки проводятся строго в соответствии с целевой аудиторией, нужно обязательно учитывать возраст детей. Важно, помни принцип «Не навреди!» |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Ежегодно увеличивается количество призеров и победителей предметных олимпиад по истории и обществознанию. Учащиеся успешно реализуют и защищают проекты гражданской и патриотической направленности…..
Результаты: · Личностные: дети знакомятся с понятиями героизма, патриотизма, чувства долга, развивают эмоциональную чуткость, уважение к чужой боли, личную ответственность и самостоятельность, усваивают общественные нормы морали и нравственности. · Метапредметные: развивается умение анализировать информацию, систематизировать знания, делать выводы. · Предметные: расширяется общий кругозор, формируется интерес к историческому наследию России, раскрываются художественные способности через изучение киноискусства. Школьники активно участвуют в региональных и всероссийских конкурсных проектах («Подвиг села», «Блокада Ленинграда», «Гражданин единой страны»). |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта |
Публикации по теме опыта размещены на сайте infourok (9.01.2025)
На личном сайте учителя https://nsportal.ru/varankina-ekaterina Статья из сборника: Варанкина Е. Н. Программа патриотического воспитания «Мы – будущее России» //Патриотическое воспитание детей на примерах, материалах и литературе о Великой Отечественной войне: материалы научно-практической конференции. — Афанасьево: РМК, 2015.-с.81 |
Экспертное заключение | Опыт может быть использован в образовательном процессе при реализации обновленных ФГОС ООО педагогами и представлен в региональный банк ППО |
Ф.И.О. эксперта | Еремина Т.Ю. ИРО Кировской области, старший методист кафедры предметных областей |
Составляющие образования | Воспитание. Обучение. |