ФИО

Варанкина Екатерина Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель истории и обществознания

СТАЖ РАБОТЫ

20 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Илюши Афанасьевского муниципального округа Кировской области 8(83331)2-14-37 , ilushi-shkola2@mail.ru

YandexGPTКраткий пересказ

• Гражданско-патриотическое воспитание детей через киноуроки является актуальным направлением воспитательной работы в школе.
• Киноуроки — уникальный проект, сочетающий элементы воспитания и образования, способствующий развитию личности и формированию гражданской позиции.
• Фильм «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова является примером киноурока, посвященного блокаде Ленинграда и воспитанию патриотизма.
• Цель киноурока — формирование у учащихся представлений о долге, героизме, самоотверженности, патриотизме и духовности.
• Задачи киноурока включают формирование гражданской позиции, патриотизма, уважения к героическим поступкам и осознание ценности человеческой жизни.
• Методы киноурока включают словесный, частично-поисковый и проблемно-диалоговый подходы.
• Результаты киноурока включают развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся, а также формирование мировоззрения и укрепление патриотических чувств.
• Пересказана только часть. Для продолжения перейдите в режим подробного пересказа.

Ф.И.О. Варанкина Екатерина Николаевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Илюши Афанасьевского муниципального округа Кировской области 8(83331)2-14-37 , ilushi-shkola2@mail.ru
Должность Учитель истории и обществознания
Стаж работы 20 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Гражданско-патриотическое воспитание детей через киноуроки в современной школе» (на материале фильма «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова)
Ключевые слова Киноурок, патриотизм, подвиг, самоотверженность, любовь
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Актуальность поднятой проблемы очевидна. Подрастающее поколение не проявляет интереса к историческому процессу, наблюдается негативизм, неуважительное отношение к взрослым, жестокость, немотивированная агрессия, равнодушие, рост преступности, распространение наркомании и алкоголизма, низкая культура, система ложных ценностей, потребительство, свобода без ответственности. Всё это заставляет нас подойти к серьёзному рассмотрению вопросов духовно-нравственной и гражданско-патриотической консолидации российского общества. Ядром культуры личности является её духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины. Через киноуроки это всё можно воспитать. Киноурок – это мощный воспитательный инструмент, обладающий огромным потенциалом. Можно много и долго говорить о таких ценностях как любовь, патриотизм, честь, мужество, но, если это не будет подкреплено примерами из жизни, истории, это останется пустым звуком.

Не секрет, что современные дети в своем большинстве не любят читать, но они с удовольствием смотрят фильмы. Экран – главный помощник в визуальном восприятии информации, распространенном среди современных детей.

 

Актуальность Гражданско-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы, а тема исторической памяти – одна из важнейших тем в современном обществе. Киноуроки – это благодатная почва для воспитания и социализации подрастающего поколения. Киноуроки – уникальный проект, который совмещает элементы воспитания и образования, даёт школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики через работу с фильмами. Ребят такие фильмы побуждают к поисковой и исследовательской деятельности, социальным практикам. Именно поэтому кинообразование и воспитание при помощи киноискусства продолжают быть актуальными для сегодняшней школы.
Новизна  Киноурок — это инновационная система воспитания, направленная на воспитание будущего поколения: высоконравственного, гуманного, с активной жизненной позицией, горячо любящих свою Родину! Искусство пришло на службу воспитанию! Сегодня воспитание детей – это стратегический общенациональный приоритет! За время работы над проектом мной создана собственная подборка признанных фильмов по классическим произведениям, по историческим событиям и обладающих высоким ценностным содержанием. Разработаны методические материалы к фильмам, задания для детей.
Описание инновационного опыта Проект «Киноуроки в школах России» предлагает короткие фильмы и учебные материалы. Это помогает учителям готовиться к занятиям. На сайте собраны фильмы по классике, истории и другим важным темам. Эти фильмы помогают ученикам готовиться к экзаменам и олимпиадам по русскому, литературе, истории и обществознанию. В них часто обсуждаются сложные темы: философия, мораль, политика, экономика и другие.

Фильмы особенно полезны для подготовки к экзаменам, когда нужно приводить аргументы. Уроки с фильмами можно проводить на разных занятиях: литература, история, внеклассные мероприятия, уроки мужества, памятные дни. Они помогают лучше узнать историю, развить патриотизм и уважение к ветеранам.

Киноуроки можно проводить в рамках тематических недель, на уроках литературы, истории, внеурочных занятиях, мероприятиях гражданско-патриотического и духовно-нравственного характера, Уроках мужества и в памятные даты.

Данный урок способствует решению личностно – значимой проблемы: что значит быть патриотом и гражданином, и в чём состоит долг человека перед Родиной? У детей появляется интерес к чтению произведений и просмотру кинофильмов патриотического характера! Работа над фильмом идёт в три этапа:

1) Просмотр фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.

2) Обсуждение фильма, выстроенное педагогом в соответствии с методическими рекомендациями к киноуроку, раскрывающими авторский замысел содержания, его значения и вариантов проявления в жизни.

3) Проведение социальной практики – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего закрепить и проявить рассматриваемое качество личности на практике.  

Реализацию проекта начала в 2022 году на занятиях внеурочной деятельности и уроках в 8 классе. Предварительно изучала в 2022 году технологию проекта, посещая вебинары и лекции, изучая нормативные документы и проводя пробные уроки и социальные практики. Затем я, как педагог, зарегистрировалась на сайте киноуроки.рф. Далее в соответствии с предложенной Технологической картой по реализации Всероссийского проекта скачала фильмы и методические пособия к ним https://kinouroki.ru/lessons, ознакомилась с методическими материалами проекта.

После просмотра каждого из фильма вместе с обучающимися проводились обсуждения фильмов и выполнялись различные социальные практики

Продукт опыта / проекта Методическая разработка к уроку, подборка тематических заданий
Затруднения в реализации, риски Киноуроки проводятся строго в соответствии с целевой аудиторией, нужно обязательно учитывать возраст детей. Важно, помни принцип «Не навреди!»
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Ежегодно увеличивается количество призеров и победителей предметных олимпиад по истории и обществознанию. Учащиеся успешно реализуют и защищают проекты гражданской и патриотической направленности…..

Результаты:

·       Личностные: дети знакомятся с понятиями героизма, патриотизма, чувства долга, развивают эмоциональную чуткость, уважение к чужой боли, личную ответственность и самостоятельность, усваивают общественные нормы морали и нравственности.

·       Метапредметные: развивается умение анализировать информацию, систематизировать знания, делать выводы.

·       Предметные: расширяется общий кругозор, формируется интерес к историческому наследию России, раскрываются художественные способности через изучение киноискусства.

Школьники активно участвуют в региональных и всероссийских конкурсных проектах («Подвиг села», «Блокада Ленинграда», «Гражданин единой страны»).

Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

Публикации по теме опыта размещены на сайте infourok (9.01.2025)

На личном сайте учителя https://nsportal.ru/varankina-ekaterina

Статья из сборника:

Варанкина Е. Н. Программа патриотического воспитания «Мы – будущее России» //Патриотическое воспитание детей на примерах, материалах и литературе о Великой Отечественной войне: материалы научно-практической конференции. — Афанасьево: РМК, 2015.-с.81

Экспертное заключение Опыт может быть использован в образовательном процессе при реализации обновленных ФГОС ООО педагогами и представлен в региональный банк ППО
Ф.И.О. эксперта Еремина Т.Ю. ИРО Кировской области, старший методист кафедры предметных областей
Составляющие образования Воспитание. Обучение.
Киноуроки Варанкина Екатерина Ник.
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключние 2
Скачать файл