ФИО

Карловская Надежда Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель истории и обществознания

СТАЖ РАБОТЫ

41 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с. Ошлань Богородского района»; 612484, Российская Федерация, Кировская область, Богородский район, с. Ошлань, ул. Новая, 10. телефон(факс): 8 (83333) 6 32 18; e-mail : oshlanschool@mail.ru

Изучение истории родного края способствует развитию основ гражданственности и патриотизма в условиях современной действительности. Знание истории своей страны в полной мере невозможно без знания истории свой малой родины. Игра позволяет актуализировать и способствовать дальнейшему познавательному интересу обучающихся.

YandexGPTКраткий пересказ

• Музейная педагогика — средство воспитания гражданской позиции обучающихся.
• Главная задача семьи и школы — воспитать гражданина государства.
• Гражданская культура включает уважение к личности, государству, его институтам, любовь к Родине и готовность к активной социальной деятельности.
• Музейный урок — форма организации творческой познавательной деятельности с применением современных педагогических приемов.
• Темы музейных уроков охватывают различные аспекты истории, культуры и быта.
• Приемы музейной педагогики включают ролевые ситуации, загадки, пословицы, поговорки, заполнение сравнительных таблиц и работу с текстами.
• Музейные уроки направлены на развитие ценностного отношения к традициям русского народа, дому, труду и культуре.

Ф.И.О. Карловская Надежда Викторовна
Учреждение Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с. Ошлань Богородского района»; 612484, Российская Федерация,
Кировская область, Богородский район, с. Ошлань, ул. Новая, 10.
телефон(факс): 8 (83333) 6 32 18; e-mail : oshlanschool@mail.ru
Должность Учитель истории и обществознания
Стаж работы 41 год
1.Тема инновационного педагогического опыта Музейный урок как средство духовно-нравственного развития и воспитания гражданской культуры обучающихся.
2. Источник изменений В современном обществе происходят большие изменения: изменилось отношение разных стран к России и к русским в широком смысле этого слова. Кроме этого, в постиндустриальном обществе большое влияние на формирование ценностно-смысловой сферы личности оказывает широкое информационное поле – Интернет-ресурсы и телевидение. Зачастую дети впитывают не только позитивную, но и негативную информацию. Проблема воспитания гражданских качеств по-прежнему осталась очень актуальной. Обновлённый ФГОС основного общего образования направлено на формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Использование ресурсов музея, т. е. опыта предшествующих поколений, исследовательской деятельности является важным средством формирования души человека, его гражданских и патриотических чувств.

3. Идея изменений Пространство школьного музея используется во внеурочной и урочной деятельности как важнейшее средство воспитания гражданской культуры и духовно-нравственного развития школьников, в понимании ценностей русского народа и культурных традиций народов, проживающих на территории Кировской области. Отношение школьников к своему культурному наследию свидетельствует об уровне развития, культурном и духовном потенциале подрастающего поколения. Использование музейных уроков, организованных и проведённых совместно с обучающимися позволяет не только заинтересовать детей, но и пронести познаваемый объект, проблему через своё сердце, прочувствовать, пережить то, что было когда-то или происходит в настоящее время, проанализировать с точки зрения общечеловеческих ценностей.
4. Концепция изменений: базовые национальные ценности, передавае­мые от поколения к поколению, являются основным содержанием духовно-нравственного развития и воспита­ния школьников, которые формирую, используя музейные уроки. В основе — системно-деятельностный подход и методика формирования читательской грамотности, развития познавательного интереса Г.И. Щукиной, , аксиологический подход (В. Загвязинского, С. Акутиной, Н. Никандрова, В. Сластенина), который предполагает формировании системы ценностей обучающихся, методические основы организации внеурочной деятельности профессора Л.В. Байбородовой.
Актуальность В Стратегии развития образования Российской Федерации, ФГОС указано, что формирование гражданственности, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине является одним из базовых направлений государственной политики в области образования.
Новизна Представленный опыт работы показывает использование разных видов, приёмов и форм музейной педагогики, в том числе использование блокнота-путеводителя, ресурсов школьного краеведческого музея, сельского социума в духовно-нравственном развитии и гражданском воспитании личности. Опыт организации музейных уроков предполагает использование методики развития читательской грамотности обучающихся
Ожидания Перспективу вижу в дальнейшем становлении достойных граждан нашей страны, любящих свою Родину, заботящихся о её развитии и процветании, обладающих гражданской культурой и духовно-нравственными качествами. Использование разных видов, приёмов и форм музейной деятельности способствует развитию познавательного интереса школьников, формированию личностных и метапредметных результатов, читательской грамотности. Использование ресурсов социума, музея, самих обучающихся позволит сохранить и передать славные гражданско-патриотические традиции нашего народа последующим поколениям, пронести их через свою душу.
Затруднения в реализации, риски Использование такого вида деятельности как музейный урок, связанного с работой школьного музея, встречи с интересными людьми края всегда требуют не только временных, материальных затрат, душевных переживаний, но и особых условий – наличие в школе краеведческого музея.

Увеличивается нагрузка на учащихся

Очень сложно отследить результаты воспитательной деятельности

5. Условия реализации изменений Системно-деятельностный подход. Только проводя работу в системе, зная и используя возможности личности каждого обучающегося, с кем работаю, можно добиться положительного результата. Умело сочетать различные виды, приёмы и формы деятельности.

Обеспечение мотивации школьников к практической деятельности, в том числе дома и в социуме

Необходимо умение социального взаимодействия (с жителями села, района, области).

Важным условием является соответствие содержания школьного музея требованиям.

6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Сложно непосредственно в настоящий момент увидеть результат, но сформированность уровня развития нравственных качеств, гражданственности и патриотизма в 2019-2022 учебном году составляла у 66-53 % обучающихся 5-11 классов высокий уровень, у 32-37 % детей — средний.

Ближайший результат – это интерес детей к изучению истории своего края, своей Родины, к занятиям проектно-исследовательской деятельностью, деятельностью на базе школьного музея. Вот некоторые высказывания обучающихся 5-6 классов об организации внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности по истории: «занятия в музее вызвали у меня радость», «…вызвали у меня желание узнать старые предметы и что-то новое», «больше всего запомнились занятия «Как рубашка в поле выросла» и «Русская изба».

Важным показателем результативности является повышение уровня социализации обучающихся. Старшеклассники могут самостоятельно организовать встречу с ветераном труда, реализовать социальный проект. Дети участвуют в акции «Бессмертный полк», операции «Наш двор», «Наше село» и др.). Внутренний результат – это позитивная мотивация детей к деятельности, преобразование внутреннего мира, души будущего гражданина России.

Ежегодно дети участвуют в окружных, региональных, Всероссийских, в международных конкурсах, занимают первые и призовые места.

2016-2017 уч. г.: Областной конкурс экскурсоводов музеев, посвящённый 80-летию Кировской области (1 место).

2020-2021 уч. г.: Межрегиональный конкурс исследовательской деятельности имени В.И. Вернадского -2021 (1 место), Региональная конференция исследовательских проектов по агрообразованию в рамках VI открытого Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WjrldSkills Russia) Кировской области (1 место), Vдистанционный конкурс исследовательских работ «Я – гражданин Вятского края» (1,2,3 места).

2021-2022 уч. г.: Региональная конференция исследовательских проектов по агрообразованию в рамках Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» Кировской области (2 место), Всероссийский конкурс «Призвание» в номинации «Детские исследовательские и научные работы, проекты «Созвездие талантов» (1,1, 1 места).

2022-2023 уч. г.: Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» (1 место), VIII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» (участница).

2023-2-24 уч.г.: Региональный профориентационный конкурс «Проект как шаг в профессию» (2 место), XVI Межрегиональный конкурс исследовательской деятельности имени В.И. Вернадского -2024 (1 место), Региональный конкурс-фестиваль проектов «От идеи к действию» (3 место).

Участие в конференциях и конкурсах способствует социализации личности, обогащению духовного мира, развитию познавательного интереса, воспитанию гражданской культуры, нравственности и патриотизма, так как дети знакомятся с работами других обучающихся, совершают экскурсии.

7. Публикации

 

Карловская Н.В. Музейный урок – средство воспитания гражданской культуры обучающихся. Любить призвание своё: В.А. Сухомлинский [Текст]: Сборник материалов: Выпуск 3 / Редколлегия Н.В.Соколова, В.А.Зашихин, Н.А. Чижова, Г.А.Русских, Авторский коллектив: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района. – Киров, 2021. – 169 с.

Зашихин В.А., Карловская Н.В., Кондратова Т.В. Рабочая программа «Родные истоки» (на основе исследовательских работ обучающихся). Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодёжи: материалы конкурса «Серафимовский учитель – 2023/2024». Выпуск 12 / Под общ. ред. О Бараевой. – В 3-х т. – Т. 1. – Нижний Новгород, 2024. – 352 с.

Карловская Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в достижении планируемых результатов ФГОС через внеурочную деятельность по истории в сельской малокомплектной школе [Текст] / Н.В. Карловская //Образование в Кировской области. — 2019.- № 1. –с. 36.

8. Описание инновационного опыта учителя

 

Во ФГОС указано, что духовно-нравственное развитие – это осуществляемое в процессе социализации расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Учёные-педагоги раскрывают понятие «гражданская культура» как интегративное качество человека, включающее в себя уважение к личности, к государству, его политическим и правовым институтам, любовь к родине и уважение, толерантное отношение к другим людям и народам, стремление и готовность к активной социальной деятельности для блага людей и общества. Для нас важно, что формирование гражданской культуры следует осуществлять через повышение уровня духовно-нравственной культуры, которая охватывает все возрастные категории обучающихся, и её развитие является гарантом сохранения открытого общества. Развитие духовно-нравственной культуры – одно из ведущих направлений учебной и внеурочной деятельности. Известно, что культура раскрывается как просвещение и изучение истории страны, изучение прошлой и настоящей жизни народов большой и малой родины. Следовательно, учителя истории целенаправленно разрабатывают приёмы развития духовно-нравственной культуры своих учеников.

Пространство школьного музея используется во внеурочной деятельности как важнейшее средство воспитания школьников в понимании культурных ценностей и культурных традиций народов, проживающих на территории Кировской области. Отношение школьников к своему культурному наследию свидетельствует об уровне их развития, культурном и духовном потенциале подрастающего поколения.

В системе воспитательной работы использую такую форму работы как музейный урок. Музейный урок определяется как форма организации творческой познавательной деятельности обучающихся в образовательном пространстве школы и музея с применением современных педагогических приёмов организации самостоятельной познавательной деятельности школьников. В процессе выполнения самостоятельной работы в музее у школьников на новом уровне происходит осмысление исторического и этнографического материала. Это способствует более глубокому восприятию учебного материала на уроках.

Мною разработаны 10 музейных уроков на разные темы. Приведу пример некоторых из них: «Героями не рождаются», «О чём рассказал экспонат» (по материалам музея о Великой Отечественной войне с приглашением детей участников Великой Отечественной войны), «Трансформация предметов быта и учебной деятельности» (проведён к году науки и техники), «Вятские народные промыслы», «Русская изба» и другие. Некоторые уроки (например, «Традиции русского чаепития») спланированы с использованием методики формирования читательской функциональной грамотности.

При проведении музейных уроков используются групповая, парная и индивидуальная формы работы. Организация и управление работой детей осуществляется с помощью специального дидактического приёма – блокнот-путеводитель. Блокнот-путеводитель — это материал для детей, где предлагаются базовые сведения по экспонатам, используемым в ходе занятия. Этот текст необходим для выполнения самостоятельной работы по содержанию занятия. По каждой теме разработаны задания для самостоятельной работы, используемые приёмы работы, указаны необходимые для изучения темы экспонаты музея.

С целью воспитания духовно-нравственных качеств личности ребёнка, создания атмосферы доброжелательности на каждом занятии предусматривается приём «Ролевая ситуация. Встреча с хозяином и хозяйкой дома». Например, на уроке «Традиции русского чаепития» гостей встречаю словами:

— Заходите в избу к нам,

Будем очень рады Вам.

Мы о чае вам расскажем,

Посуду бабушек покажем.

Вы на лавочку садитесь

И, как бабушки, трудитесь!,

 

На занятии «Русский костюм» слова немного меняю:

Снова встретились, друзья.

Рада видеть здесь вас я.

Мы узнаем, что носили,

Одевали что и шили.

 

Задания для самостоятельной работы накануне занятия позволяют в наш бурный век компьютерного общения, больше внимания уделить своим родным – маме, бабушке, прабабушке, узнать у них, как раньше одевались, какой посудой пользовались, какая мебель была в русской избе, что такое онучи, полати и что такое губница. Предъявляя другим детям на уроке полученную от близких людей информацию, не только развивается речь ребёнка, но и формируется собственная позиция ученика по отношению к нашим предшественникам, к этой информации.

Дети получают от родных и умения, которые реализуют на уроках в игровых ситуациях: накройте праздничный стол, накройте повседневный стол, откройте бабушкин сундук.

Развитию внимания, осознанного отношения к прошлому нашей Родины способствует обязательно используемый на каждом занятии приём: найди экспонат в нашем музее. На занятиях «Быт жителей нашего края. Кухонная и домашняя утварь», «Как рубашка в поле выросла», «Вятские народные промыслы» дети без труда находят экспонаты музея, но, когда задача усложняется загадкой о конкретном предмете, сделать это они затрудняются. Напрмер:

Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идёт,

Клетки кладёт. (Лапти)

Чтение приговорок, их групповое исполнение помогут детям почувствовать атмосферу добра, взаимопонимания, силу коллектива, столь необходимые во время тяжёлой однообразной работы женщин в поле или дома. На уроке «Как рубашка в поле выросла» дети в группе исполняют приговорку, которую произносили наши прабабушки во время сеяния льна.

Ты расти, расти ленок,

Тонок, долг и высок,

В земелюшку корешок,

Чтоб вниз коренист,

А вверх семянист!

Особо хочется остановиться на приёмах работы с текстами на изучаемую тему, которые можно использовать не только с целью формирования функциональной читательской грамотности, но, прежде всего с целью воспитания личностной гражданской позиции школьников. Подробнее приведу пример урока «Традиции русского чаепития». Детям даётся текст, они читают его индивидуально, можно в паре, в зависимости от класса, и выполняют задания:

Задание 1. Опишите чайную церемонию, опираясь на информацию из текста (сформулируйте не менее 5 предложений).

Задание 2. Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение выражений:

«пить чай по-купечески»; «музыкальность самовара»; «баба на чайник»; «сахарная голова».

Найдите в музее «бабу на чайник», предметы, необходимые для подготовки к чаепитию (ложки, чайные пары, посуда – бурак, кринка (в них было молоко), подставка для стаканов (появилась в более позднее время, в XX веке), тарелки для калачей, пирогов). Проверка задания.

Задание 3. Слово «чай» многозначное. Определите, в каком значении оно употребляется в фрагментах из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». При необходимости обратитесь к толковому словарю.

… 1 Зовут соседа к самовару, А Дуня разливает чай; Ей шепчут: «Дуня, примечай!» Потом приносят и гитару: И запищит она (бог мой!): Приди в чертог ко мне златой!..

Задание 4. Рассмотрите рекламные плакаты. Разделитесь на пары, обсудите и запишите ответы на следующие вопросы.

1. Какова основная идея этих плакатов?

2. Кому они адресованы?

3. Какие маркетинговые приемы использовали авторы этих плакатов? Для чего?

4. Какой из плакатов производит большее впечатление? Почему?

На других занятиях использую интересный для детей приём – вставить в текст пропущенные слова. Например, задание по теме «Русский костюм».

Основной обувью крестьян были… (лапти). Их плели из…(лыка), коры, подкорья лиственных деревьев ….. (липы, дуба, вяза, берёзы). Их называли по названию дерева ….(дубовики, вязовики, берестяники). Иногда лапти называли по количеству лыковых полос, которые использовали в процессе плетения: пятерик,….. Из 40-60 пучков лыка получалось примерно 300 пар лаптей. Скорость плетения напрямую зависела от мастерства мастера. Если крестьянин был опытен, то он мог сплести от двух до десяти пар лаптей за день.

Развитию мышления, осознанного отношения к прошлому нашего родного села, края и страны, интереса к истории нашего народа способствует постоянное использование загадок, пословиц, поговорок, которые дети учатся объяснять. Например, нужно объяснить пословицу «Лён не уродился – в мочало превратился».

Заполнение таблицы для сравнения, задания на соотношение также помогают в развитии детей.

Такие уроки способствуют мотивации школьников на взаимодействие с учителем и одноклассниками, а значит, развивают умения и навыки общения, воспитания толерантного взвешенного отношения друг к другу, к своему прошлому, к истории нашей большой и малой Родины.

На формирование особых отношений к труду, людям, политике государства, к Родине, воспитание трудолюбия, патриотизма, гражданственности, высокой моральной ответственности прежде всего перед своей совестью, перед самим собой, и, конечно, перед обществом и государством направлена работа клуба интересных встреч и написание исследовательских работ на базе музея и музейных уроков. Как отметила доктор педагогических наук М. Гурьянова «сельские жители выступают наследниками исторической памяти предшествующих поколений, хранителями опыта, носителями традиций народной педагогики». Музейные уроки, организованные на базе школьного музея, позволяет создать условия для непосредственного приобщения детей к практической деятельности. Я бы отметила, что внешним результатом гражданского и духовно-нравственного развития являются не столько награды ученика и место в конкурсе, а его социальный опыт (участие в акции «Бессмертный полк», операция «Наш двор» и др.), внутренний результат – это позитивная мотивация к деятельности, преобразование внутреннего мира, души ребёнка, воспитание гражданственности, патриотизма, гордости за нашу Родину.

Экспертное заключение Данный опыт работы может быть использован учителями истории, обществознания для формирования личностных и метапредметных результатов, читательской грамотности средствами музейных уроков.
Ф.И.О. эксперта Ерёмина Т.Ю., старший преподаватель кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»,

e- mail: socium@kirovipk.ru

Составляющие образования Обучение. Дополнительное образование. Воспитание.
Ключевые слова Гражданская культура личности, духовность, нравственность, музейные уроки, блокнот-путеводитель, деятельность, результат.
Приложения Приложение 1. Статья «Музейный урок – средство воспитания гражданской культуры обучающихся».

Приложение 2. Презентация по теме «Музейный урок – средство воспитания гражданской культуры обучающихся».

Презентация к музейному уроку «Традиции русского чаепития».

Приложение 3. Разработка музейного урока по теме «Традиции русского чаепития».

Приложение 4. Разработка музейного урока «Трансформация предметов быта и учебной деятельности» (к году науки и техники, можно использовать на уроке ОДНКНР в 6 классе по теме «Прогресс: технический и социальный»)

Приложение 5. Разработка музейного урока «Как рубашка в поле выросла»

Музейный урок как средство духовно-нравственного развития и воспитания гражданской культуры обучающихся
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл