ФИО

Рудакова Елена Евгеньевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

37 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. lyallechka@yandex.ru

Дидактические материалы к курсу «Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Естественнонаучный модуль. 1-2 класс»

YandexGPTКраткий пересказ

• Дидактические материалы к курсу «Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Естественнонаучный модуль. 1-2 класс»
• Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочной деятельности
• Программа рассчитана на 4 года (135 часов) и предназначена для 1-4 классов
• В 1-ом классе 33 часа, во 2-4 классах 34 часа
• Цель курса — формирование функциональной грамотности обучающихся
• Задачи курса: формирование и оценка функциональной грамотности, разработка учебно-методических материалов, проведение апробации заданий
• Предметное содержание программы включает основные разделы для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников
• В программе выделены модули: «Я — природа», «Я — общество», «Я — мир»
• В каждом модуле представлены разделы: вводное занятие, входная комплексная диагностическая работа, сезонные изменения в природе, здоровый образ жизни, правила поведения в общественных местах и т.д.
• В программе также предусмотрены итоговые комплексные диагностические работы для каждого класса

Ф.И.О. Рудакова Е.Е.
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6,

тел. 71-13-22. lyallechka@yandex.ru

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 37 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта  

Дидактические материалы к курсу «Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Естественнонаучный модуль. 1-2 класс»

Ключевые слова Естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, познавательная активность, диагностика
Аннотация (не более 500 знаков)  Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, а также для принятия соответствующих решений, способность научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства. В процессе формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся начальной школы появляется возможность приобрести и развить навыки воспроизведения, использования и объяснения научных знаний по окружающему миру.

Задания данного модуля способствуют активизации учебной деятельности учащихся и достижению необходимого уровня естественнонаучной грамотности для продолжения образования в начальной школе.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект  Обновлённый ФГОС НОО указывает на формирование функциональной грамотности у учащихся как на актуальную задачу. Развитие способности использовать в жизни знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы, — это принципиально новый ожидаемый от школы образовательный результат. Естественнонаучная грамотность начинает формироваться во время обучения в начальной школе. Поэтому важно с первого класса создавать для обучающихся условия для привлечения внимания к естественным наукам с целью обучения на следующей ступени образования и успешного разностороннего развития.
Актуальность Актуальность материалов состоит в том, что систематические занятия по формированию естественнонаучной грамотности под руководством педагога позволят обучающимся усвоить основные понятия, накопить опыт совместной деятельности, работая в парах и группах, а учителям начальной школы — эффективно реализовать требования обновлённого ФГОС.
Новизна Новизна данного курса состоит в том, что задания

ü  Предназначены для формирования естественнонаучной грамотности.

ü  Содержат календарно-тематическое планирование занятий и материалы диагностики, позволяющие обогатить личный и социальный опыт ребёнка, способствовать его развитию.

ü  Способствуют повышению уровня учебной мотивации у школьников.

Описание инновационного опыта  Одной из задач ФГОС НОО является формирование функциональной грамотности обучающихся, что является относительно новым направлением профессиональной активности педагогов начальной школы. В современном мире важно уметь ориентироваться в потоке разнообразной информации: анализировать, интерпретировать и оценивать данные. Это возможно при условии овладения естественнонаучной грамотностью.

В начальной школе КОГОАУ ЛЕН в рамках внеурочной деятельности разработана программа кружка общеинтеллектуального напраления «Малая академия», направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 1-4 классов. Программа состоит из трёх модулей, один из которых называется «Основы естественнонаучной грамотноости».

В данной разработке представлены дидактические материалы и диагностические работы, разработанные для формирования и оценки естественнонаучной грамотности у обучающихся. Задания направлены на развитие навыков восприятия информации, её анализа, интерпретации и преобразования в соответствии с учебной задачей.

При условии систематической работы по данной программе ученик получит возможность научиться не только применять различные формы анализа текста природоведческой направленности, но и работать с недостающей информацией, использовать простейшие приёмы классификации и систематизации знаний. Диагностические работы направлены на выявление трудностей в овладении естественнонаучными знаниями и оценку их.

Данные дидактические материалы могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ при реализации программ внеурочной деятельности или адаптированы для применения на уроках окружающего мира в первом – втором классе.

Продукт опыта / проекта Дидактические материалы к курсу «Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы.Модуль Естественнонаучная грамотность. 1-2 класс», диагностические работы с критериями оценивания для 1-2 класса.
Затруднения в реализации, риски При реализации данного курса могут возникнуть проблемы, характерные для учеников, находящихся на стадии формирования опыта естественнонаучной деятельности:

— низкая скорость чтения и непонимание смысла прочитанного;

— недостаточный уровень развития общего кругозора;

— неумение работать по образцу и самостоятельно.

Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

В рамках реализации данного модуля программы кружка внеурочной деятельности «Малая академия» с целью определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности обучающихся были использованы диагностические работы.

В диагностике приняли участие учащиеся 1 А класса (29 человек).

18 сентября 2023 года первоклассники выполнили задания по естественнонаучной грамотности. По результатам диагностики :

На базовом уровне 49% учеников.

На повышенном уровне 23% учеников.

На высоком уровне выполнили 13 % учеников.

На низком уровне 15% учеников

17 мая 2023 года учащимся была предложена итоговая диагностическая работа. В ней были предложены задания, направленные на проверку усвоения уровня сформированности читательской грамотности у первоклассников.

По результатам итоговой диагностики:

На базовом уровне освоения – набрали 30 % учеников.

На повышенном уровне освоения – набрали 38% учеников.

На высоком уровне освоения – набрали 27% учеников.

5% учеников выполнили работу на низком уровне.

Публикации

по теме опыта

Рудакова Е.Е. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности [Текст] / Е.Е.Рудакова // Образование в Кировской области. — 2023. — №2 (66) -С. 47-51- ISSN 2500-056X
Экспертное заключение Рецензируемые материалы соотвествуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Кожинова Н.В.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальные классы

 

Дидактические материалы к курсу Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл