ФИО
Рудакова Елена Евгеньевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
37 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. lyallechka@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
познавательная активность, Естественнонаучная грамотность, Функциональная грамотность
Дидактические материалы к курсу «Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Естественнонаучный модуль. 1-2 класс»
Краткий пересказ
• Дидактические материалы к курсу «Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Естественнонаучный модуль. 1-2 класс»
• Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочной деятельности
• Программа рассчитана на 4 года (135 часов) и предназначена для 1-4 классов
• В 1-ом классе 33 часа, во 2-4 классах 34 часа
• Цель курса — формирование функциональной грамотности обучающихся
• Задачи курса: формирование и оценка функциональной грамотности, разработка учебно-методических материалов, проведение апробации заданий
• Предметное содержание программы включает основные разделы для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников
• В программе выделены модули: «Я — природа», «Я — общество», «Я — мир»
• В каждом модуле представлены разделы: вводное занятие, входная комплексная диагностическая работа, сезонные изменения в природе, здоровый образ жизни, правила поведения в общественных местах и т.д.
• В программе также предусмотрены итоговые комплексные диагностические работы для каждого класса
Ф.И.О. | Рудакова Е.Е. |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6,
тел. 71-13-22. lyallechka@yandex.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 37 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта |
Дидактические материалы к курсу «Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Естественнонаучный модуль. 1-2 класс» |
Ключевые слова | Естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, познавательная активность, диагностика |
Аннотация (не более 500 знаков) | Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, а также для принятия соответствующих решений, способность научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства. В процессе формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся начальной школы появляется возможность приобрести и развить навыки воспроизведения, использования и объяснения научных знаний по окружающему миру.
Задания данного модуля способствуют активизации учебной деятельности учащихся и достижению необходимого уровня естественнонаучной грамотности для продолжения образования в начальной школе. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Обновлённый ФГОС НОО указывает на формирование функциональной грамотности у учащихся как на актуальную задачу. Развитие способности использовать в жизни знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы, — это принципиально новый ожидаемый от школы образовательный результат. Естественнонаучная грамотность начинает формироваться во время обучения в начальной школе. Поэтому важно с первого класса создавать для обучающихся условия для привлечения внимания к естественным наукам с целью обучения на следующей ступени образования и успешного разностороннего развития. |
Актуальность | Актуальность материалов состоит в том, что систематические занятия по формированию естественнонаучной грамотности под руководством педагога позволят обучающимся усвоить основные понятия, накопить опыт совместной деятельности, работая в парах и группах, а учителям начальной школы — эффективно реализовать требования обновлённого ФГОС. |
Новизна | Новизна данного курса состоит в том, что задания
ü Предназначены для формирования естественнонаучной грамотности. ü Содержат календарно-тематическое планирование занятий и материалы диагностики, позволяющие обогатить личный и социальный опыт ребёнка, способствовать его развитию. ü Способствуют повышению уровня учебной мотивации у школьников. |
Описание инновационного опыта | Одной из задач ФГОС НОО является формирование функциональной грамотности обучающихся, что является относительно новым направлением профессиональной активности педагогов начальной школы. В современном мире важно уметь ориентироваться в потоке разнообразной информации: анализировать, интерпретировать и оценивать данные. Это возможно при условии овладения естественнонаучной грамотностью.
В начальной школе КОГОАУ ЛЕН в рамках внеурочной деятельности разработана программа кружка общеинтеллектуального напраления «Малая академия», направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 1-4 классов. Программа состоит из трёх модулей, один из которых называется «Основы естественнонаучной грамотноости». В данной разработке представлены дидактические материалы и диагностические работы, разработанные для формирования и оценки естественнонаучной грамотности у обучающихся. Задания направлены на развитие навыков восприятия информации, её анализа, интерпретации и преобразования в соответствии с учебной задачей. При условии систематической работы по данной программе ученик получит возможность научиться не только применять различные формы анализа текста природоведческой направленности, но и работать с недостающей информацией, использовать простейшие приёмы классификации и систематизации знаний. Диагностические работы направлены на выявление трудностей в овладении естественнонаучными знаниями и оценку их. Данные дидактические материалы могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ при реализации программ внеурочной деятельности или адаптированы для применения на уроках окружающего мира в первом – втором классе. |
Продукт опыта / проекта | Дидактические материалы к курсу «Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы.Модуль Естественнонаучная грамотность. 1-2 класс», диагностические работы с критериями оценивания для 1-2 класса. |
Затруднения в реализации, риски | При реализации данного курса могут возникнуть проблемы, характерные для учеников, находящихся на стадии формирования опыта естественнонаучной деятельности:
— низкая скорость чтения и непонимание смысла прочитанного; — недостаточный уровень развития общего кругозора; — неумение работать по образцу и самостоятельно. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
В рамках реализации данного модуля программы кружка внеурочной деятельности «Малая академия» с целью определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности обучающихся были использованы диагностические работы.
В диагностике приняли участие учащиеся 1 А класса (29 человек). 18 сентября 2023 года первоклассники выполнили задания по естественнонаучной грамотности. По результатам диагностики : На базовом уровне 49% учеников. На повышенном уровне 23% учеников. На высоком уровне выполнили 13 % учеников. На низком уровне 15% учеников 17 мая 2023 года учащимся была предложена итоговая диагностическая работа. В ней были предложены задания, направленные на проверку усвоения уровня сформированности читательской грамотности у первоклассников. По результатам итоговой диагностики: На базовом уровне освоения – набрали 30 % учеников. На повышенном уровне освоения – набрали 38% учеников. На высоком уровне освоения – набрали 27% учеников. 5% учеников выполнили работу на низком уровне. |
Публикации
по теме опыта |
Рудакова Е.Е. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности [Текст] / Е.Е.Рудакова // Образование в Кировской области. — 2023. — №2 (66) -С. 47-51- ISSN 2500-056X |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соотвествуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальные классы
|