ФИО
Хитрина Наталья Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель математики, заместитель директора по УВР
СТАЖ РАБОТЫ
33 года (учитель), 10 лет (заместитель директора)
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» города Кирова, ул. Труда, д. 67А, телефон: 64-52-46, sch14@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
карточки для детей с ЗПР, дидактические карточки по математике, Обучающиеся с ЗПР
Во всем мире отмечается увеличение числа детей с задержкой психического развития, которые требуют к себе особого подхода, и нестандартных образовательных решений. В современном обществе одно из главных направлений заключается в обеспечении равных возможностей для детей с ЗПР, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания, создании эффективной системы помощи и обеспечения интеграции их в массовую школу. Это понятие употребляется по отношению к детям с особенностями восприятия, памяти, внимания и мышления. Во-первых, дети затрудняются в организации собственной целенаправленной деятельности. Во-вторых, ученики медленно воспринимают и перерабатывают информацию. В-третьих, у детей с ЗПР отмечается быстрая утомляемость, слабое переключение с одного вида деятельности на другой. Следовательно, обучение по программе массовой школы для детей с ЗПР в полном объеме недоступно в силу того, что усвоение информации не соответствует темпу их индивидуального развития. Такой ребенок начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность, отличающуюся от образовательной. Разработанный ресурс будет способствовать повышению успешности и комфортности обучения детей с ЗПР. Основным результатом являются методические и дидактические карточки с отобранным и систематизированным материалом. Данный ресурс будет актуален и интересен учителям математики, обучающимся и их родителям.
Краткий пересказ
• В статье представлен опыт использования дидактических карточек по математике для повышения успешности и комфортности обучения детей с ЗПР в общеобразовательных классах.
• Во всем мире отмечается увеличение числа детей с задержкой психического развития, требующих особого подхода и нестандартных образовательных решений.
• Обучение по программе массовой школы для детей с ЗПР в полном объеме недоступно из-за несоответствия темпа их индивидуального развития.
• Разработанный ресурс будет способствовать повышению успешности и комфортности обучения детей с ЗПР.
• Основным результатом являются методические и дидактические карточки с отобранным и систематизированным материалом.
• Данный ресурс будет актуален и интересен учителям математики, обучающимся и их родителям.
• Проблема, на решение которой направлен опыт/проект, — неуспешность обучения детей с ЗПР в общеобразовательных классах из-за недостаточности восприятия материала по математике и несистематичности контроля со стороны учителя.
Ф.И.О. | Хитрина Наталья Леонидовна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» города Кирова, ул. Труда, д. 67А,
телефон: 64-52-46, sch14@kirovedu.ru |
Должность | учитель математики, заместитель директора по УВР |
Стаж работы | 33 года (учитель), 10 лет (заместитель директора) |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Использование дидактических карточек по математике для повышения успешности и комфортности обучения детей с ЗПР в общеобразовательных классах |
Ключевые слова | Обучающиеся с ЗПР, дидактические карточки по математике, карточки для детей с ЗПР, вычислительные навыки |
Аннотация (не более 500 знаков) | Во всем мире отмечается увеличение числа детей с задержкой психического развития, которые требуют к себе особого подхода, и нестандартных образовательных решений. В современном обществе одно из главных направлений заключается в обеспечении равных возможностей для детей с ЗПР, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания, создании эффективной системы помощи и обеспечения интеграции их в массовую школу. Это понятие употребляется по отношению к детям с особенностями восприятия, памяти, внимания и мышления. Во-первых, дети затрудняются в организации собственной целенаправленной деятельности. Во-вторых, ученики медленно воспринимают и перерабатывают информацию. В-третьих, у детей с ЗПР отмечается быстрая утомляемость, слабое переключение с одного вида деятельности на другой. Следовательно, обучение по программе массовой школы для детей с ЗПР в полном объеме недоступно в силу того, что усвоение информации не соответствует темпу их индивидуального развития. Такой ребенок начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность, отличающуюся от образовательной.
Разработанный ресурс будет способствовать повышению успешности и комфортности обучения детей с ЗПР. Основным результатом являются методические и дидактические карточки с отобранным и систематизированным материалом. Данный ресурс будет актуален и интересен учителям математики, обучающимся и их родителям. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Педагоги-предметники отмечают, что острой проблемой в обучении по отдельным предметам у детей с ЗПР является неуспеваемость на уроках математики. Особенные затруднения выявлены в области усвоения и применения вычислительных навыков в 5 классе, а без этих навыков обучающемуся в дальнейшем сложно осваивать программу по математике. На данный момент есть полное понимание того, что технологии обучения и дидактический материал по данному направлению разработаны слабо.
Исходя из этого мы сформулировали следующую проблему: неуспешность обучения детей с ЗПР в общеобразовательных классах вследствие недостаточности восприятия материала по математике в полном объеме и несистематичности контроля со стороны учителя. Применение Дидактических карточек будут полезны обучающимся с ЗПР, так как им будет предоставлена самостоятельность на уроках математики, что позволит не столько приобретать знания и умения, сколько находить способы и приемы овладения ими. |
Актуальность | Актуальность работы напрямую связана с затруднениями школьников с ЗПР при изучении курса математики. Такие обучающиеся не способны наравне со остальными воспринимать информацию и применять ее на практике. А у учителей зачастую отсутствует возможность систематически контролировать работу детей, дополнительно повторять материал и проверять усвоенное ими на уроке.
Наша цель — повышение уровня успешности и комфортности обучения детей с ЗПР на уроках математики в 5 классе. А поможет в этом разработка качественного продукта, направленного на создание учебно-методических условий для самостоятельной работы пятиклассников. |
Новизна | В области взаимодействия с детьми с ЗПР и повышении их работоспособности в обучении была проведена большая работа. Данным вопросом занимались отечественные специалисты: Кукушкин В.С., Бозаджиев В.Ю., Болдырева-Вараксина А.В. Разрабатывали адаптированную программу по математике для 5 класса А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. При изучении литературы мы нашли методические и дидактические материалы для работы с детьми с ЗПР и учебники по математике только для коррекционных школ. Однако при обучении детей данной категории в общеобразовательных школах используются учебники общего типа, в которых нет специально отобранных по их уровню заданий и подходящих дидактических материалов. |
Описание инновационного опыта | У обучающихся с ЗПР наиболее выражены отставания в развитии словесно-логических форм мышления, поэтому абстрактные и отвлеченные категории им труднодоступны. В тоже время при специальном обучении обучающиеся могут выполнять задания по алгоритму. Они восприимчивы к помощи, могут выполнить перенос на аналогичное задание усвоенного способа решения. Снижение развития мыслительных операций и замедленное становление логических действий приводят к недостаточной осмысленности совершаемых учебных действий. У обучающихся затруднены счетные вычисления, производимые в уме. В письменных вычислениях они могут пропускать один из промежуточных шагов. При работе с числовыми выражениями, вычислением их значения могут не удерживать правильный порядок действий.
Как же учить ребенка с задержкой в условиях общеобразовательного класса. Ответ прост и сложен одновременно: необходимо применять индивидуальный и дифференцированный подход: • материал необходимо давать в малых дозах, с постепенным усложнением; • повторять несколько раз одно и то же с большим количеством примеров, более подробно и с использованием наглядных материалов; • давать задания, которые ему в данный момент под силу; • при выполнении заданий разрешать пользоваться образцами решений, алгоритмами, памятками, схемами. В наборе из 30 методических и дидактических карточек на печатной основе с подробными алгоритмами работы и тщательно отобранными заданиями, соответствующими уровню обучающегося с ЗПР, даны задания на отработку выполнения арифметических действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Образовательный продукт позволит обучающемуся самостоятельно в своем темпе осваивать необходимые знания и навыки в течение урока, не отвлекая учителя. Учителю в начале урока необходимо предоставить обучающемуся методическую карточку с объяснением теории и детальным алгоритмом работы, а также дидактическую карточку, в которой ребёнок сможет отрабатывать навыки с помощью инструкций, которые будут прямо перед глазами. Так, обучение в комфортном темпе позволит ученику с ЗПР делать небольшие перерывы на отдых между выполнением заданий в карточках, когда он будет чувствовать утомление. Это необходимо и объясняется индивидуальными психическими особенностями ребёнка с ЗПР. Развитие самого обучающегося отобразится в повышении его успешности в освоении предоставленного материала по математике. Ему будет более комфортно в психологическом плане, ведь результаты работы нужно будет предоставить учителю только в конце урока. Ученик с помощью данного образовательного ресурса сможет освоить и надолго закрепить в памяти необходимый объем знаний, умений и навыков, что поможет ему и в дальнейшем эффективно обучаться. Данные материалы необходимо использовать после объяснения темы и отработки алгоритма со всем классом (2, 3 уроки по теме) или во время повторения данного материала. Обучающийся выполняет задания на карточках в своем темпе, видя алгоритм работы и образец ее выполнения перед собой. |
Продукт опыта / проекта | «Поможем, чем можем!» набор дидактических карточек по математике для обучающихся с ЗПР в 5-ом классе в общеобразовательной школе |
Затруднения в реализации, риски | При использовании карточек необходимы контроль и помощь обучающимся со стороны учителя в меньшей степени, но они должны быть! Так же необходимо печатать много раздаточного материала. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Апробация по предлагаемому образовательному продукту проходила на группе обучающихся 5-го класса (2 обучающихся с ЗПР, 12 слабоуспевающих обучающихся). Проводились различные диагностики в процессе использования дидактических карточек.
Результаты апробации показали, что Дидактические карточки помогают обучающимся с ЗПР и слабоуспевающим осваивать материал по математике в более комфортной обстановке: • Задания уровневые • Справочный материал и примеры выполнения заданий всегда находятся перед обучающимся • Ситуация неуспеха снижена. Результаты самостоятельных, проверочных и контрольных работ улучшились. Ребята на уроках стали активнее отвечать с места и у доски. Слабоуспевающие и обучающиеся с ЗПР стали просить дать им на уроке выполнять задания по этим карточкам. ВЫВОД: применение разработанных дидактических карточек для детей с ЗПР повышают уровень успешности и комфортности обучения на уроках математики. Планируемые результаты достигнуты. |
Публикации
по теме опыта |
Хитрина Н. Л., Конфеткина К. С., Меркушева А. Д., Селиванова Н. В. «Поможем, чем можем!»: набор дидактических карточек по математике для обучающихся с ЗПР в 5-м классе // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 6. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. – С. 279–283.
|
Экспертное заключение | Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с недостаточностью дидактических материалов, адаптированных для работы с учащимися с ЗПР в основной школе, и разработке нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Математика и информатика |