ФИО
Широкова Татьяна Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 47" города Кирова (МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова) Адрес: 610050 г. Киров, ул. Упита, 9 Телефоны: +7(8332) 22-74-50 (директор), +7(8332) 22-74-53 (зам. директора) E-mail: sch47@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
активизация деятельности учащихся, Проблемный вопрос, понимание текста
В статье представлены рекомендации для учителей по использованию проблемных вопросов на уроках литературы с примерами тем рабочей программы, где методически обосновано обращение к данному приёму
Краткий пересказ
• Проблемные вопросы на уроках литературы активизируют познавательную деятельность учащихся и помогают им глубже понять художественный текст.
• Вопросы могут быть использованы на разных этапах уроков и типах уроков.
• Проблемные вопросы требуют хорошего знания текста, творческого подхода и исследования.
• Они могут быть использованы для проверки уровня сформированности умений учащихся и выявления их творческих способностей.
• Проблемные вопросы способствуют развитию исследовательских и творческих способностей учащихся.
Ф.И.О. | Широкова Татьяна Владимировна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» города Кирова
(МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова) Адрес: 610050 г. Киров, ул. Упита, 9 Телефоны: +7(8332) 22-74-50 (директор), +7(8332) 22-74-53 (зам. директора) E—mail: sch47@kirovedu.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 33 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Использование проблемных вопросов на уроках литературы в целях активизации познавательной деятельности учащихся и более глубокого понимания художественного текста |
Ключевые слова | Проблемный вопрос, активизация деятельности учащихся, понимание текста |
Аннотация (не более 500 знаков) | В статье представлены рекомендации для учителей по использованию проблемных вопросов на уроках литературы с примерами тем рабочей программы, где методически обосновано обращение к данному приёму. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Большинство учеников в современных реалиях не читают художественную литературу в рамках школьной программы или знакомятся с ней лишь поверхностно, не пытаясь разобраться в позиции автора. Вернуть интерес учащихся к художественному слову, помочь ему осознать те истины, которые были заложены в текст автором, позволяет использование проблемных вопросов на уроках литературы. |
Актуальность | Внимательное отношение к тексту художественного произведения, возможность высказать свою точку зрения и аргументировать её даёт возможность учащимся проявить творческие и исследовательские способности. |
Новизна | Используя проблемные вопросы на уроках литературы, учитель воспитывает читающего, думающего, ищущего, ориентированного на творчество ученика. |
Описание инновационного опыта | В век развития современных компьютерных технологий уроки, в том числе и уроки литературы, становятся всё более похожи на соревнование в количестве использованных возможностей технических средств обучения. Это и работа ученика с компьютером, и создание прямо на уроке презентаций с помощью новейших программ, и обращение к Интернету и нейросетям. К сожалению, за всей этой внешней красивостью и лёгкостью в получении информации зачастую скрывается нежелание ученика думать, отсутствие интереса к предмету и недостаточное осознание, а порой и полное непонимание текста художественного произведения. А ведь это самое главное на уроке литературы.
Как же заинтересовать ученика? Как заставить его обратиться к тексту? И не просто бездумно прочитать его, а понять, осознать те истины, которые были заложены в него автором? Отличным помощником педагога в этой ситуации становится проблемный вопрос во всём многообразии возможностей его использования на уроках литературы. Проблемное обучение исследовалось учёными достаточно давно. Теорию по этому вопросу можно найти в работах М.И. Махмутова и В.Г. Маранцмана, Л.С. Айзермана и Т.В. Чирковской. Проблемные вопросы на уроках литературы необходимы. Такие вопросы требуют хорошего знания текста, творческого подхода, исследования, размышления, а иногда даже эксперимента. Они могут быть использованы на различных этапах уроков разного типа и будут способствовать активизации познавательной деятельности учащихся и более глубокому пониманию художественного текста. |
Продукт опыта / проекта | Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по использованию проблемных вопросов на уроках литературы с целью активизации познавательной деятельности учащихся и более глубокого изучения текста художественного произведения. |
Затруднения в реализации, риски | При постановке проблемных вопросов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их уровень подготовки, способность к самостоятельному мышлению. |
Публикации
по теме опыта |
1. Джамалдинова, Ш.О. Теоретические основы проблемного обучения и необходимость их использования в школьном литературном образовании // Наука, образование и культура. – 2022. – №2. – С. 40-42.
2. Заводнова М.В. Проблемное обучение на уроках литературы // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 02 (19). 3. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 206 с. 4. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с. 5. Разыкова, Л.Т. Проблемные технологии обучения в литературном образовании // Наука, образование и культура. – 2022. – №2. – С. 42-45. 6. Струнина, О.А. Проблемное обучение как один из методов формирования духовных качеств личности обучающихся на уроках литературы // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – №4. – С. 36-40. |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ
Русский язык и литература |