ФИО

Широкова Татьяна Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

33 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 47" города Кирова (МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова) Адрес: 610050 г. Киров, ул. Упита, 9 Телефоны: +7(8332) 22-74-50 (директор), +7(8332) 22-74-53 (зам. директора) E-mail: sch47@kirovedu.ru

В статье представлены рекомендации для учителей по использованию проблемных вопросов на уроках литературы с примерами тем рабочей программы, где методически обосновано обращение к данному приёму

YandexGPTКраткий пересказ

• Проблемные вопросы на уроках литературы активизируют познавательную деятельность учащихся и помогают им глубже понять художественный текст.
• Вопросы могут быть использованы на разных этапах уроков и типах уроков.
• Проблемные вопросы требуют хорошего знания текста, творческого подхода и исследования.
• Они могут быть использованы для проверки уровня сформированности умений учащихся и выявления их творческих способностей.
• Проблемные вопросы способствуют развитию исследовательских и творческих способностей учащихся.

Ф.И.О. Широкова Татьяна Владимировна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» города Кирова

(МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова)

Адрес: 610050 г. Киров, ул. Упита, 9

Телефоны: +7(8332) 22-74-50 (директор), +7(8332) 22-74-53 (зам. директора)

Email: sch47@kirovedu.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 33 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование проблемных вопросов на уроках литературы в целях активизации познавательной деятельности учащихся и более глубокого понимания художественного текста
Ключевые слова Проблемный вопрос, активизация деятельности учащихся, понимание текста
Аннотация (не более 500 знаков) В статье представлены рекомендации для учителей по использованию проблемных вопросов на уроках литературы с примерами тем рабочей программы, где методически обосновано обращение к данному приёму.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Большинство учеников в современных реалиях не читают художественную литературу в рамках школьной программы или знакомятся с ней лишь поверхностно, не пытаясь разобраться в позиции автора. Вернуть интерес учащихся к художественному слову, помочь ему осознать те истины, которые были заложены в текст автором, позволяет использование проблемных вопросов на уроках литературы.
Актуальность Внимательное отношение к тексту художественного произведения, возможность высказать свою точку зрения и аргументировать её даёт возможность учащимся проявить творческие и исследовательские способности.
Новизна Используя проблемные вопросы на уроках литературы, учитель воспитывает читающего, думающего, ищущего, ориентированного на творчество ученика.
Описание инновационного опыта В век развития современных компьютерных технологий уроки, в том числе и уроки литературы, становятся всё более похожи на соревнование в количестве использованных возможностей технических средств обучения. Это и работа ученика с компьютером, и создание прямо на уроке презентаций с помощью новейших программ, и обращение к Интернету и нейросетям. К сожалению, за всей этой внешней красивостью и лёгкостью в получении информации зачастую скрывается нежелание ученика думать, отсутствие интереса к предмету и недостаточное осознание, а порой и полное непонимание текста художественного произведения. А ведь это самое главное на уроке литературы.

Как же заинтересовать ученика? Как заставить его обратиться к тексту? И не просто бездумно прочитать его, а понять, осознать те истины, которые были заложены в него автором? Отличным помощником педагога в этой ситуации становится проблемный вопрос во всём многообразии возможностей его использования на уроках литературы.

Проблемное обучение исследовалось учёными достаточно давно. Теорию по этому вопросу можно найти в работах М.И. Махмутова и В.Г. Маранцмана, Л.С. Айзермана и Т.В. Чирковской.

Проблемные вопросы на уроках литературы необходимы. Такие вопросы требуют хорошего знания текста, творческого подхода, исследования, размышления, а иногда даже эксперимента. Они могут быть использованы на различных этапах уроков разного типа и будут способствовать активизации познавательной деятельности учащихся и более глубокому пониманию художественного текста.

Продукт опыта / проекта Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по использованию проблемных вопросов на уроках литературы с целью активизации познавательной деятельности учащихся и более глубокого изучения текста художественного произведения.
Затруднения в реализации, риски При постановке проблемных вопросов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их уровень подготовки, способность к самостоятельному мышлению.
Публикации

по теме опыта

1.       Джамалдинова, Ш.О. Теоретические основы проблемного обучения и необходимость их использования в школьном литературном образовании // Наука, образование и культура. – 2022. – №2. – С. 40-42.

2.       Заводнова М.В. Проблемное обучение на уроках литературы // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 02 (19).

3.       Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 206 с.

4.       Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.

5.       Разыкова, Л.Т. Проблемные технологии обучения в литературном образовании // Наука, образование и культура. – 2022. – №2. – С. 42-45.

6.       Струнина, О.А. Проблемное обучение как один из методов формирования духовных качеств личности обучающихся на уроках литературы // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – №4. – С. 36-40.

Экспертное заключение
Ф.И.О. эксперта
Рубрика ОБУЧЕНИЕ

Русский язык и литература

Использование проблемных вопросов на уроках литературы в целях активизации познавательной деятельности учащихся
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл